Семь "проколов" Шевчука
Понедельник, 23 июля 2001, 14:08
Силовики меняют руководство Госкомсвязи, которое не хочет защищать госинтересы
Конец прошлой недели дал интересную развязку публичному спору, возникшему между руководством Госкомсвязи и руководством СБУ.
Изначально (14 июля) появилось несколько бредовое по смыслу и по сути сообщение:
"Председатель Службы безопасности Украины Владимир Радченко опровергает сообщения ряда средств массовой информации о намерении спецслужб контролировать систему Интернет. "Что касается СБУ, мы хотим, чтобы была регистрация всех входящих (регистрирующихся) в Интернет лиц", - заявил В.Радченко в субботу на брифинге в Киеве.
Он пояснил, что такая "регистрация аналогична существующей телефонной книге, в которой указаны все телефонные номера владельцев и пользователей телефонов". Это, по его словам, необходимо для того, чтобы "избежать анонимных сайтов, пиратского использования трафика", передает "Интерфакс-Украина".
Через два дня (16 июля) появилась реакция "другой стороны":
"Председатель Государственного комитета связи и информатизации Украины Олег Шевчук назвал "технически невозможной" реализацию намерения Службы безопасности страны ввести регистрацию пользователей Интернета. По словам О.Шевчука, "можно зарегистрировать компьютеры и модемы, но не пользователей".
"К сожалению, это невозможно ни с технической, ни с технологической стороны. Это идея, которую невозможно реализовать", - заявил О.Шевчук, комментируя в понедельник по просьбе журналистов последние заявления руководства СБУ по этому поводу.
Система не сможет отслеживать посетителей сети из Интернет-кафе, привел пример глава Госкомсвязи. О.Шевчук также подчеркнул, что мир не знает случаев регистрации пользователей Интернета".
На этом короткая публичная перепалка государственных чиновников и закончилась. (Подробнее о сути заявления генерал-полковника Радченко читайте в специальном комментарии AIN "СБУ в disconnecte").
Еще через три дня (19 июля) в Киеве за закрытыми дверями состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны при участии Президента Украины. На этом заседании, кроме всего прочего, обсуждались вопросы защиты национальных интересов Украины в сфере телекоммуникаций.
Как сообщили Подробности, "в ходе обсуждения вопроса защиты национальных интересов в сфере телекоммуникаций СНБОУ констатировал, что технический и технологический уровень отрасли не в полной мере удовлетворяет государственные потребности. Растет технологическая зависимость Украины от иностранных производителей телекоммуникационного оборудования.
Члены Совета пришли к выводу, что система государственного регулирования рынка услуг в отрасли телекоммуникаций остается малоэффективной. Нормативно-правовая база не соответствует современному уровню развития отрасли. Слабо стимулируется инновационная деятельность, что сдерживает эффективное внедрение современных отечественных систем обработки и передачи информации.
На заседании отмечалось, что недостаточно учтены интересы государства при приватизации предприятий, предоставляющих услуги в сфере телекоммуникации. Это негативно отражается на возможностях защиты национальных интересов. Отмечался рост теневой деятельности в сфере предоставления телекоммуникационных услуг, многочисленные факты хищения оборудования, сетевых кабелей и тому подобное.
Работа Государственного комитета связи и информатизации в сфере телекоммуникаций признана неудовлетворительной.
Принимая во внимание комплексный характер данной проблемы, члены СНБОУ высказались за осуществление ряда стратегических мероприятий, направленных на защиту национальных интересов в сфере телекоммуникаций.
Принято решение, которое, согласно Конституции, будет введено в действие указом Президента Украины".
Ua Today дала дополнительную конкретику по претензиям СНБО к Госкомсвязи:
"Как сообщил в эксклюзивном интервью программе "Факты" телеканала ICTV секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук, /одним из обсуждаемых вопросов были мероприятия по защите национальных интересов в области связи и телекоммуникаций.
"У нас, практически за последние несколько лет, на глазах происходила криминализация этой сферы. Сейчас однозначно не нужно спешить с приватизацией ради приватизации", - сказал Е. Марчук, комментируя сложившуюся в отрасли ситуацию.
По словам секретаря СНБО, работа Государственного комитета связи и информатизации была признана неудовлетворительной, и "принято решение, внесено предложение" об увольнении председателя Госкомсвязи Олега Шевчука".
Президент долго ждать себя не заставил. Как сообщило UA Today вечером в пятницу, главой Госкомсвязи был назначен глава "Укртелекома".
"Как сообщает "Интерфакс-Украина", Станислав Довгий назначен председателем Государственного комитета связи и информации Украины. Указ об этом подписал президент Украины Леонид Кучма. Другим указом Л.Кучма освободил с этой должности Олега Шевчука за серьезные недостатки в работе.
С.Довгий до назначения работал на посту председателя правления ОАО "Укртелеком"."
Что же конкретно инкриминируется г-ну Шевчуку?
1. Криминализация отрасли
2. Рост технологической зависимости Украины от иностранных производителей телекоммуникационного оборудования
3. Не удовлетворение технического и технологического уровня отрасли государственным потребностям
4. Несоответствие нормативно-правовой базы современному уровню развития отрасли
5. Слабое стимулирование инновационной деятельности
Но главное все-таки:
6. Недостаточная учтенность интересов государства при приватизации предприятий, предоставляющих услуги в сфере телекоммуникации, а именно, как отмечает UA Today, поддержка г-ном Шевчуком Golden Telecоm в конфликте с "Укртелекомом".
О том, что этот пункт был главным, говорит информация, поступившая на следующий день после заседания СНБО. UA Today сообщил обществу радостную новость о том, что ""Укртелеком" ничего не должен Golden Telecom".
"Судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины (ВАСУ) отменила решение арбитражного суда Киева, обязывающее ОАО "Укртелеком" выплатить 17,8 млн. грн. за невыполнение договорных обязательств компании ООО "Golden Telecom" и предоставить 100 тыс. ее абонентам свободный доступ в городскую телефонную сеть" (подробнее об этом читайте в специальном комментарии AIN "Как GT "подорвал" Укртелеком").
В итоге в 16:03 уже и "Подробности" решили дать более конкретизированную информацию, подтверждающую эту версию: "Председатель Госкомсвязи не угодил СНБОУ".
"Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) на вчерашнем заседании "О защите национальных интересов в отрасли связи" принял решение рекомендовать Президенту отправить в отставку председателя Госкомсвязи и информатизации Олега Шевчука за "большие провалы в работе", сообщил УНИАН заместитель руководителя аппарата СНБОУ Василий Ситар.
На заседании СНБОУ председателя Госкомсвязи обвиняли в том, что он является сторонником быстрой приватизации "Укртелекома"."
Но пока названо только шесть причин. И можно задать резонный вопрос: а где седьмая? И на этот вопрос есть ответ:
7. Слишком либеральная (и даже, можно сказать, пассивная) позиция Госкомсвязи в вопросе госрегулирования интернета.
Конечно, об этой причине вряд ли будет говориться в каких-то пресс-релизах и других публичных заявлениях государственных чиновников (ну разве что бывших). Хотя, наверняка, ее будут "опровергать" и говорить об исключительно "чистых" помыслах ради защиты интересов родного Отечества: "политикой тут и не пахнет".
Переводя на более понятный язык этот седьмой пункт, позиция Госкомсвязи не вписывалась в общую позицию государственых органов (такого плана как СНБО Украины) в области регулирования интернета. И если по своему статусу Госкомсвязи - всего лишь профильный комитет на уровне Кабмина, то СНБО - структура по уровню значительно выше, одно из ведущих мест в деятельности которой занимает "усовершенствование государственной информационной политики", пусть даже и в сфере "собственных приоритетов".
Приоритет этот известен - государство должно контролировать все, что может нанести ему вред. А о том, что интернет однозначо "вреден", не говорит разве что ленивый (или разумный) чиновник. И с этим спорить нельзя. Интернет - это тот же телеграф (который входит в любой "революционный" список объектов стратегического значения), но который, к тому же, очень сложно (если вообще возможно) контролировать. Это очень и очень большая "вредность" (и смайлики здесь ставить сложно: с одной стороны, по смыслу им тут самое место, а с другой - ситуация далека от той, в которой улыбка была бы целесообразной).
И если СНБО занимается разработкой идеологии и в определенном качестве занимает близко-буферную и очень сильно направляющую (управляющую) позицию рядом с администрацией Президента, то СБУ - структура больше исполняющая, и исполняет как раз разработки и задачи, которые устанавливает СНБО.
Если вспомнить, с чего началась эта конкретная "история", то можно предположить (очень простой вариант), что СБУ в конце концов утомило неполучение какой-то поддержки (даже наоборот - "палки в колеса") со стороны профильного комитета, который, по идее и в лучших традициях прошлых времен, должен был бы не пререкаться (да еще и публично), а взять "под козырек" и замаршировать дружным шагом в полном составе, выполняя все заветы СНБО в постановке СБУ.
Ко многим "острым" вопросам, возникающим в последнее время в украинском обществе, легко можно примешать или "притянуть за уши" политику. Это, с одной стороны, плохо, поскольку зачастую очень натянуто, и вызвает безудержную физическую реакцию любого разумного организма. Но что еще остается делать в условиях, когда синонимом слова "интернет" в государственных кабинетах уже давно стали такие понятия как порнография, чернуха, компромат и т.п.
Что ж, если так, то все, что сейчас происходит - это грязная политика, государственная провокация, нацеленная на дестабилизацию отрасли. Самое интересное, что это находится в поле т.н. государственных интересов.
Государству не нужна сильная телекоммуникационная отрасль, способная отстаивать свои интересы, противиться государственным решениям. Ведь если эта отрасль действительно станет сильной - она просто не даст государственным мужам регулировать то пространство, которое пока еще им не подвластно.
Конец прошлой недели дал интересную развязку публичному спору, возникшему между руководством Госкомсвязи и руководством СБУ.
Изначально (14 июля) появилось несколько бредовое по смыслу и по сути сообщение:
"Председатель Службы безопасности Украины Владимир Радченко опровергает сообщения ряда средств массовой информации о намерении спецслужб контролировать систему Интернет. "Что касается СБУ, мы хотим, чтобы была регистрация всех входящих (регистрирующихся) в Интернет лиц", - заявил В.Радченко в субботу на брифинге в Киеве.
Он пояснил, что такая "регистрация аналогична существующей телефонной книге, в которой указаны все телефонные номера владельцев и пользователей телефонов". Это, по его словам, необходимо для того, чтобы "избежать анонимных сайтов, пиратского использования трафика", передает "Интерфакс-Украина".
Через два дня (16 июля) появилась реакция "другой стороны":
"Председатель Государственного комитета связи и информатизации Украины Олег Шевчук назвал "технически невозможной" реализацию намерения Службы безопасности страны ввести регистрацию пользователей Интернета. По словам О.Шевчука, "можно зарегистрировать компьютеры и модемы, но не пользователей".
"К сожалению, это невозможно ни с технической, ни с технологической стороны. Это идея, которую невозможно реализовать", - заявил О.Шевчук, комментируя в понедельник по просьбе журналистов последние заявления руководства СБУ по этому поводу.
Система не сможет отслеживать посетителей сети из Интернет-кафе, привел пример глава Госкомсвязи. О.Шевчук также подчеркнул, что мир не знает случаев регистрации пользователей Интернета".
На этом короткая публичная перепалка государственных чиновников и закончилась. (Подробнее о сути заявления генерал-полковника Радченко читайте в специальном комментарии AIN "СБУ в disconnecte").
Еще через три дня (19 июля) в Киеве за закрытыми дверями состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны при участии Президента Украины. На этом заседании, кроме всего прочего, обсуждались вопросы защиты национальных интересов Украины в сфере телекоммуникаций.
Как сообщили Подробности, "в ходе обсуждения вопроса защиты национальных интересов в сфере телекоммуникаций СНБОУ констатировал, что технический и технологический уровень отрасли не в полной мере удовлетворяет государственные потребности. Растет технологическая зависимость Украины от иностранных производителей телекоммуникационного оборудования.
Члены Совета пришли к выводу, что система государственного регулирования рынка услуг в отрасли телекоммуникаций остается малоэффективной. Нормативно-правовая база не соответствует современному уровню развития отрасли. Слабо стимулируется инновационная деятельность, что сдерживает эффективное внедрение современных отечественных систем обработки и передачи информации.
На заседании отмечалось, что недостаточно учтены интересы государства при приватизации предприятий, предоставляющих услуги в сфере телекоммуникации. Это негативно отражается на возможностях защиты национальных интересов. Отмечался рост теневой деятельности в сфере предоставления телекоммуникационных услуг, многочисленные факты хищения оборудования, сетевых кабелей и тому подобное.
Работа Государственного комитета связи и информатизации в сфере телекоммуникаций признана неудовлетворительной.
Принимая во внимание комплексный характер данной проблемы, члены СНБОУ высказались за осуществление ряда стратегических мероприятий, направленных на защиту национальных интересов в сфере телекоммуникаций.
Принято решение, которое, согласно Конституции, будет введено в действие указом Президента Украины".
Ua Today дала дополнительную конкретику по претензиям СНБО к Госкомсвязи:
"Как сообщил в эксклюзивном интервью программе "Факты" телеканала ICTV секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук, /одним из обсуждаемых вопросов были мероприятия по защите национальных интересов в области связи и телекоммуникаций.
"У нас, практически за последние несколько лет, на глазах происходила криминализация этой сферы. Сейчас однозначно не нужно спешить с приватизацией ради приватизации", - сказал Е. Марчук, комментируя сложившуюся в отрасли ситуацию.
По словам секретаря СНБО, работа Государственного комитета связи и информатизации была признана неудовлетворительной, и "принято решение, внесено предложение" об увольнении председателя Госкомсвязи Олега Шевчука".
Президент долго ждать себя не заставил. Как сообщило UA Today вечером в пятницу, главой Госкомсвязи был назначен глава "Укртелекома".
"Как сообщает "Интерфакс-Украина", Станислав Довгий назначен председателем Государственного комитета связи и информации Украины. Указ об этом подписал президент Украины Леонид Кучма. Другим указом Л.Кучма освободил с этой должности Олега Шевчука за серьезные недостатки в работе.
С.Довгий до назначения работал на посту председателя правления ОАО "Укртелеком"."
Что же конкретно инкриминируется г-ну Шевчуку?
1. Криминализация отрасли
2. Рост технологической зависимости Украины от иностранных производителей телекоммуникационного оборудования
3. Не удовлетворение технического и технологического уровня отрасли государственным потребностям
4. Несоответствие нормативно-правовой базы современному уровню развития отрасли
5. Слабое стимулирование инновационной деятельности
Но главное все-таки:
6. Недостаточная учтенность интересов государства при приватизации предприятий, предоставляющих услуги в сфере телекоммуникации, а именно, как отмечает UA Today, поддержка г-ном Шевчуком Golden Telecоm в конфликте с "Укртелекомом".
О том, что этот пункт был главным, говорит информация, поступившая на следующий день после заседания СНБО. UA Today сообщил обществу радостную новость о том, что ""Укртелеком" ничего не должен Golden Telecom".
"Судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины (ВАСУ) отменила решение арбитражного суда Киева, обязывающее ОАО "Укртелеком" выплатить 17,8 млн. грн. за невыполнение договорных обязательств компании ООО "Golden Telecom" и предоставить 100 тыс. ее абонентам свободный доступ в городскую телефонную сеть" (подробнее об этом читайте в специальном комментарии AIN "Как GT "подорвал" Укртелеком").
В итоге в 16:03 уже и "Подробности" решили дать более конкретизированную информацию, подтверждающую эту версию: "Председатель Госкомсвязи не угодил СНБОУ".
"Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) на вчерашнем заседании "О защите национальных интересов в отрасли связи" принял решение рекомендовать Президенту отправить в отставку председателя Госкомсвязи и информатизации Олега Шевчука за "большие провалы в работе", сообщил УНИАН заместитель руководителя аппарата СНБОУ Василий Ситар.
На заседании СНБОУ председателя Госкомсвязи обвиняли в том, что он является сторонником быстрой приватизации "Укртелекома"."
Но пока названо только шесть причин. И можно задать резонный вопрос: а где седьмая? И на этот вопрос есть ответ:
7. Слишком либеральная (и даже, можно сказать, пассивная) позиция Госкомсвязи в вопросе госрегулирования интернета.
Конечно, об этой причине вряд ли будет говориться в каких-то пресс-релизах и других публичных заявлениях государственных чиновников (ну разве что бывших). Хотя, наверняка, ее будут "опровергать" и говорить об исключительно "чистых" помыслах ради защиты интересов родного Отечества: "политикой тут и не пахнет".
Переводя на более понятный язык этот седьмой пункт, позиция Госкомсвязи не вписывалась в общую позицию государственых органов (такого плана как СНБО Украины) в области регулирования интернета. И если по своему статусу Госкомсвязи - всего лишь профильный комитет на уровне Кабмина, то СНБО - структура по уровню значительно выше, одно из ведущих мест в деятельности которой занимает "усовершенствование государственной информационной политики", пусть даже и в сфере "собственных приоритетов".
Приоритет этот известен - государство должно контролировать все, что может нанести ему вред. А о том, что интернет однозначо "вреден", не говорит разве что ленивый (или разумный) чиновник. И с этим спорить нельзя. Интернет - это тот же телеграф (который входит в любой "революционный" список объектов стратегического значения), но который, к тому же, очень сложно (если вообще возможно) контролировать. Это очень и очень большая "вредность" (и смайлики здесь ставить сложно: с одной стороны, по смыслу им тут самое место, а с другой - ситуация далека от той, в которой улыбка была бы целесообразной).
И если СНБО занимается разработкой идеологии и в определенном качестве занимает близко-буферную и очень сильно направляющую (управляющую) позицию рядом с администрацией Президента, то СБУ - структура больше исполняющая, и исполняет как раз разработки и задачи, которые устанавливает СНБО.
Если вспомнить, с чего началась эта конкретная "история", то можно предположить (очень простой вариант), что СБУ в конце концов утомило неполучение какой-то поддержки (даже наоборот - "палки в колеса") со стороны профильного комитета, который, по идее и в лучших традициях прошлых времен, должен был бы не пререкаться (да еще и публично), а взять "под козырек" и замаршировать дружным шагом в полном составе, выполняя все заветы СНБО в постановке СБУ.
Ко многим "острым" вопросам, возникающим в последнее время в украинском обществе, легко можно примешать или "притянуть за уши" политику. Это, с одной стороны, плохо, поскольку зачастую очень натянуто, и вызвает безудержную физическую реакцию любого разумного организма. Но что еще остается делать в условиях, когда синонимом слова "интернет" в государственных кабинетах уже давно стали такие понятия как порнография, чернуха, компромат и т.п.
Что ж, если так, то все, что сейчас происходит - это грязная политика, государственная провокация, нацеленная на дестабилизацию отрасли. Самое интересное, что это находится в поле т.н. государственных интересов.
Государству не нужна сильная телекоммуникационная отрасль, способная отстаивать свои интересы, противиться государственным решениям. Ведь если эта отрасль действительно станет сильной - она просто не даст государственным мужам регулировать то пространство, которое пока еще им не подвластно.