Все про это ПРО, или Убоятся ли США украинских ракет СС-24

Среда, 18 июля 2001, 13:13
На фоне нынешнего непростого выяснения отношений между Москвой и Вашингтоном по поводу договора по противоракетной обороне — сокращенно ПРО, — подписанного в 1972-м году Советским Союзом и США, неожиданным третьим участником дискуссии стал Киев, предложивший… оказать Америке помощь по воплощению планов по ПРО в жизнь.

Анекдот


У американских самолетов-невидимок в полете начали отваливаться крылья. Лучшие умы ничего не могли придумать, и тогда президенту США Джорджу Бушу посоветовали обратиться к украинскому предпринимателю, который производит туалетную бумагу. Глава Белого дома позвонил предпринимателю, объяснил суть дела, и тот дал совет: мол, нужно вдоль крыльев, там, где они крепятся к фюзеляжу, просверлить сквозные отверстия. Отчаявшиеся конструкторы ВВС США просверлили, и крылья действительно перестали отпадать. Джордж Буш вновь позвонил украинскому предпринимателю, выразил ему благодарность и поинтересовался: как он додумался до того, до чего не смогли додуматься лучшие американские умы.

— Все предельно просто, — ответил предприниматель. — Я произвожу туалетную бумагу, и для того, чтобы она лучше рвалась, каждый кусок отделяю от другого дырочками. А она все равно по дырочкам не рвется!


Киев готов "сообразить на троих"

В кулуарах Верховой Рады шутят, что после смены руководства НТВ, вместо Елены Ханги никто иной, как Украина стала ведущей телепередачи "ПРО это" — причем ПРО в данном случае является аббревиатурой, означающей "противоракетная оборона". Парламентские остряки утверждают, будто Киев предпринял серьезную попытку наконец-то выяснить все то, что он давно хотел узнать про это ПРО, но стеснялся спросить.

Украинское руководство говорит о необходимости пересмотреть договор по ПРО, чтобы можно было создать приблизительно такую систему противоракетной обороны, которую предлагает американский президент Джордж Буш, и которая сможет гарантировать безопасность не только США, но и самой Украины.

Позиция США по этому вопросу понятна. Так называемые страны-изгои — Северная Корея, Иран и Ливия — разрабатывают собственные межконтинентальные баллистические ракеты, с помощью которых можно нанести удары по странам НАТО. В будущем эта угроза, по мнению американцев, буде только нарастать, а договор по ПРО сдерживает развитие средств обороны. Чтобы подчеркнуть решительность намерений Вашингтона американский министр обороны Дональд Рамсфелд, выступая ннедавно в Брюсселе перед Советом НАТО, сообщил, что США уже приступили к испытанию некоторых элементов будущей системы.

Что же касается Украины, то она является правонаследницей Советского Союза в Договоре по ПРО 1972 года. Этот статус закреплен в Меморандуме, подписанном в 1997 году Россией, Казахстаном, Беларусью, Украиной и Соединенными Штатами, которые впрочем (в отличие от Киева), документ до сих пор не ратифицировали. Таким образом, как полагают международные наблюдатели, высказанная Украиной обида по поводу того, что вопрос о новой системе ПРО обсуждается только между Москвой и Вашингтоном, де-юре вполне правомочен.

Вот как прокомментировал позицию Украины по данной проблеме первый заместитель директора Национального института проблем международной безопасности, входящего в структуру Совета национальной безопасности и обороны Украины, Анатолий Гуцал:

— ПРО сейчас стала ключевым элементом в системе международного права. И я думаю, что и значимость государства в мире определяется по тому, насколько оно способно участвовать, а, главное, влиять на принятие решений такого масштаба. И Украина, как государство, которое добровольно лишилось ядерного оружия, вправе рассчитывать, что ее мнение будет услышано. Ибо, с одной стороны, она имеет реальные возможности по созданию технических систем, которые необходимы для успешной работы систем ПРО (научная инфраструктура, сохранившаяся в Харькове и в Днепропетровске — С.К.), с другой стороны, сама в свое время создавала ракеты, которые преодолевали эту систему ПРО, и, наконец, с третьей стороны, на ее территории находятся две станции слежения ПРО (в Мукачево и в Севастополе. — С.К.), которые в системе прежде работали в системе противоракетной обороны СССР, теперь фактически обеспечивают противоракетную оборону и России, а, значит, едва ли не всего постсоветского пространства.


ПРО, як движитель украинской экономики

Одним из существенных аргументов, которые Украина выдвигает в пользу своего участия в новых переговорах по ПРО, является то, что вскоре после развала СССР наша страна добровольно отказалась от третьего по величине в мире арсенала ядерного оружия и с тех пор в точности следовала различным международным договорам по контролю за вооружениями. Однако, избавившись от ядерных боеголовок, Украина, дескать, как бы, поставила себя под угрозу со стороны так называемых государств-изгоев. Тем более, что, по мнению украинских экспертов, в случае ядерного конфликта между Западом и, к примеру, тем же Ираном траектории ракет, несущих боеголовки с атомной начинкой, проходят как раз через Украину. И, следовательно, наша страна географически и стратегически является тем местом, где системы ПРО можно разворачивать с наибольшей эффективностью.

Впрочем, как признаются некоторые украинские эксперты, на фоне борьбы за собственную ядерную безопасность, безъядерная Украина столь решительно стремится стать полноправной участницей переговорного процесса по ПРО не столько из опасения быть атакованной чьими-нибудь ракетами с ядерными боеголовками, сколько потому, что это может оказаться очень серьезной подпоркой не слишком к— мягко скажем — крепко стоящей на ногах украинской экономики. Да и интересы России, говорят, в переговорах с США по ПРО имеют для Москвы отнюдь не только оборонно-стратегическое значение…

И, тем не менее, пока открытым остается вопрос о том, насколько попытка Киева установить романтические отношения с Вашингтоном, предпринятая, по сути дела, в поддержку американской программы по развертыванию ПРОтивоядерного зонтика над США, соответствуют взглядам России, в фарватере которой Украина старается держаться, особенно — в последнее время? Ведь, как известно, Москва выступает категорически против пересмотра договора по ПРО, и не идет ли, таким образом, поддержка Киевом планов Джорджа Буша вразрез с российскими взглядами на сей счет?

— Вместе с системой ПРО Соединенными Штатами создается некий виртуальный образ особо безопасной зоны не только для жизни, но и для, прежде всего, для вложения капитала, — говорит первый заместитель директора Национального института проблем международной безопасности Анатолий Гуцал. — Что это означает? То, что, накрывшись таким зонтиком, Америка создает некую виртуальную картину безопасного пространства, куда фактически будут всасываться все свободные инвестиции, которые в мире существуют. То есть Европа стоит перед фактом: либо ей надо создавать некий альтернативный ПРОтивоядерный зонтик, либо американский зонтик распространять на себя. И в обоих случаях "ПРО-зонтик" — это мощнейший локомотив, который способен вытащить любую экономику. И в таком контексте желание как Украины, как и России участвовать в данном мощнейшем хайтековском проекте понятно и естественно. Россия уже предложила Европе свой проект. Для Киева же ПРО — это, возможно, некий последний звонок, последний вагон, в который мы можем успеть запрыгнуть, чтобы не остаться на задворках мирового развития. И Россия также понимает это.


Бархатный шантаж

Что же касается безъядерного статуса Украины, то уже почти забылось, что наша страна добровольно стала безъядерным государством в результате… огромного политического давления со стороны и США и России, и что при этом Киев довольно долго применял бархатный ядерный шантаж по отношению как к Вашингтону, так и к Москве, пытаясь с максимальной экономической выгодой избавиться от ядерных боеголовок.

Тем не менее, как неоднократно упрекали нынешние украинские политики тогдашнее украинское руководство, оно явно продешевило, безвозмездно отдав Москве тактическое ядерное оружие, а взамен стратегического получив лишь так называемые ТВЭЛы — топливо для атомных электростанций. И, исходя из полученного опыта, сегодня Украина, как считают некоторые аналитики, вновь пытается прибегнуть к бархатному шантажу в отношении участия в переговорах по ПРО, но теперь уже делая это более грамотно. Например — тонко намекая, что, являясь так называемым пороговым государством, обладает некими критическими технологиями, которые привлекают особое внимания мирового сообщества. И что в случае не включения себя в число "ПРО-переговорщиков", Киев — исключительно в целях обеспечения собственной ядерной безопасности — может, к примеру, возобновить изготовление на днепропетровском "Южмаше" СС-24 стратегических ракет с разделяющимися ядерными боеголовками, прозванными Западом в советские времена "Сатаной".

Пока США официально никак не отреагировали на предложения Украины. Ожидалось, что ситуацию прояснят состоявшиеся недавно визиты в Киев министра обороны Соединенных Штатов Дональда Рамсфельда и генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона. Однако визиты эти оказались исключительно дипломатическо-формальными, и об участии Украины в американской программе ПРО говорилось столь же виртуально, как и о теоретической возможности вступления Украины в Североатлантический альянс. Киев был заверен, что США продолжат — в том числе и с ним — консультации по программе развертывания американских национальных сил противоракетной обороны, и что НАТО рассчитывает на более тесное сотрудничество с нашей страной.

Подобная дипломатическая сдержанность, как считают наблюдатели, скорее всего, означает, что США постараются всячески избежать серьезного участия Украины в российско-американских переговорах по ПРО. И уж тем более — в предоставлении Киеву некой существенной роли при развертывании противоракетной обороны. Потому что, во-первых, Вашингтон не захочет рисковать возможностью окончательно испортить отношения с Москвой, которой проамериканский демарш Киева может показаться излишне демонстративным по отношению к бывшему "старшему брату". Во-вторых, американцы отлично понимают, что это неопытная Европа может испугаться украинских намеков на возобновление производства ракет СС-24, в ушлые Соединенные Штаты отлично знают, что на эту, в общем-то, довольно бессмысленную затею у Киева просто нет денег.

И, наконец, в-третьих. При общей зависимости Украины от российских энергоносителей с одной стороны и при общей политической нестабильности с другой (причем, согласно прогнозам некоторых аналитиков, нестабильность эта должна непредсказуемо усилиться по мере приближения очередных парламентских выборов и предстоящих выборов президентских), Киев может оказаться для США слишком ненадежным партнером по ПРО. И привлекать его к этой многомиллиардной программе — все равно, что богатому предпринимателю в качестве благотворительной помощи подарить пару тонн пестицидов отдельно взятому селу, половина жителей которого считает, что с помощью данных ядохимикатов можно вырастить хороший урожай картофеля, а другая половина намеревается использовать подарок как противозачаточное средство.

Сергей Киселев, политический обозреватель газеты "Киевские Ведомости" — специально для "Украинской правды"

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования