Бывшие советские республики бросают вызов России
Пятница, 8 июня 2001, 14:45
Old Soviet states defy Russia with plan to rebuild Silk Road
Несмотря на негативную реакцию России - пять самых бедных государств, появившихся после развала СССР, объявили о своем намерении возродить легендарный "шелковый путь", чтобы сохранить независимый доступ на мировые рынки.
"Шелковый путь", когда-то представлявший собой сеть базаров и караван-сараев протяженностью в 5000 миль, связывал древний Китай с Римом. Вчера пять государств - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия - встретились в Ялте, чтобы создать новый "шелковый путь" из Украины в Среднюю Азию через Черное море и Кавказ. По их словам, Китай и Пакистан проявили заинтересованность в присоединении к этому проекту. В результате может быть образован первый сухопутный корридор, который приблизительно через сто лет должен составить конкуренцию Транссибирской железнодорожной магистрали.
Президенты пяти стран не смогли подписать соглашение о свободной торговле, которое могло бы представлять непосредственную угрозу попыткам президента Путина поставить Россию в центр нового евразийского экономического пространства.
Тем не менее, они объявили о намерении предпринять новые усилия для транспортировки природного газа из Азербайджана в Турцию через Грузию; при этом основным подрядчиком должен стать "Бритиш Петролеум". Они договорились также упростить визовый режим и протянуть "шелковый путь" дальше на восток, позволив транспорту с грузами следовать путем, который в 1271 году привел Марко Поло ко двору Кублай-хана.
Если посмотреть на карту, то в проекте "шелкового пути" можно заметить пробелы. Поскольку из него исключена Россия, то чтобы курсировать между Грузией и Крымом, товары и пассажиры стран-участниц проекта должны пересечь море. Тот, кто захочет поехать в Узбекистан, должен будет сделать выбор между морским путешествием по Каспию из Баку в Туркмению - все более изолированный авторитарный режим - и трудным сухопутным маршрутом через север Ирана и Афганистан.
"Шелковый путь" берет свое начало в 138 году до нашей эры, когда китайская военная миссия отправилась в Ферганскую долину, чтобы найти и купить лошадей, известных своей быстротой. Когда генерал Чжан-Цзян добрался до Ферганы - теперь это самый богатый, но и самый нестабильный район Узбекистана - он обнаружил, что легендарные лошади кровоточат, поскольку заражены паразитами, и поэтому непригодны для покупки. В то же время местные торговцы готовы были заплатить высокую цену за шелк.
К середине первого века зародилась система торговли, которая привела к появлению самых знаменитых среднеазиатских оазисов - от Машада в тогдашней Персии до Бухары, Самарканда, Ташкента и Кашгара, до сих пор являющегося самым западным аванпостом современного Китая.
"Шелковый путь" пришел в упадок после того, как в 16 веке морские пути между Востоком и Европой сменили сухопутные, однако характерные для него коммерция, наличие разбойников и высокогорных проходов в последние годы используется Киргизией и Казахстаном для привлечения туристов.
Теперь пять государств идут наперекор времени - и Путину - чтобы реализовать идею "шелкового пути", пока вновь набирающая уверенность Россия им не помешала.
На саммите СНГ, который состоялся на прошлой неделе в Минске, Путин назвал в качестве главного приоритета формирование конкурирующей группы стран - Евразийского экономического сообщества - имеющей доступ к российским железным дорогам и трубопроводам и входящей в ВТО.
Перевод Inopressa.ru
Несмотря на негативную реакцию России - пять самых бедных государств, появившихся после развала СССР, объявили о своем намерении возродить легендарный "шелковый путь", чтобы сохранить независимый доступ на мировые рынки.
"Шелковый путь", когда-то представлявший собой сеть базаров и караван-сараев протяженностью в 5000 миль, связывал древний Китай с Римом. Вчера пять государств - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия - встретились в Ялте, чтобы создать новый "шелковый путь" из Украины в Среднюю Азию через Черное море и Кавказ. По их словам, Китай и Пакистан проявили заинтересованность в присоединении к этому проекту. В результате может быть образован первый сухопутный корридор, который приблизительно через сто лет должен составить конкуренцию Транссибирской железнодорожной магистрали.
Президенты пяти стран не смогли подписать соглашение о свободной торговле, которое могло бы представлять непосредственную угрозу попыткам президента Путина поставить Россию в центр нового евразийского экономического пространства.
Тем не менее, они объявили о намерении предпринять новые усилия для транспортировки природного газа из Азербайджана в Турцию через Грузию; при этом основным подрядчиком должен стать "Бритиш Петролеум". Они договорились также упростить визовый режим и протянуть "шелковый путь" дальше на восток, позволив транспорту с грузами следовать путем, который в 1271 году привел Марко Поло ко двору Кублай-хана.
Если посмотреть на карту, то в проекте "шелкового пути" можно заметить пробелы. Поскольку из него исключена Россия, то чтобы курсировать между Грузией и Крымом, товары и пассажиры стран-участниц проекта должны пересечь море. Тот, кто захочет поехать в Узбекистан, должен будет сделать выбор между морским путешествием по Каспию из Баку в Туркмению - все более изолированный авторитарный режим - и трудным сухопутным маршрутом через север Ирана и Афганистан.
"Шелковый путь" берет свое начало в 138 году до нашей эры, когда китайская военная миссия отправилась в Ферганскую долину, чтобы найти и купить лошадей, известных своей быстротой. Когда генерал Чжан-Цзян добрался до Ферганы - теперь это самый богатый, но и самый нестабильный район Узбекистана - он обнаружил, что легендарные лошади кровоточат, поскольку заражены паразитами, и поэтому непригодны для покупки. В то же время местные торговцы готовы были заплатить высокую цену за шелк.
К середине первого века зародилась система торговли, которая привела к появлению самых знаменитых среднеазиатских оазисов - от Машада в тогдашней Персии до Бухары, Самарканда, Ташкента и Кашгара, до сих пор являющегося самым западным аванпостом современного Китая.
"Шелковый путь" пришел в упадок после того, как в 16 веке морские пути между Востоком и Европой сменили сухопутные, однако характерные для него коммерция, наличие разбойников и высокогорных проходов в последние годы используется Киргизией и Казахстаном для привлечения туристов.
Теперь пять государств идут наперекор времени - и Путину - чтобы реализовать идею "шелкового пути", пока вновь набирающая уверенность Россия им не помешала.
На саммите СНГ, который состоялся на прошлой неделе в Минске, Путин назвал в качестве главного приоритета формирование конкурирующей группы стран - Евразийского экономического сообщества - имеющей доступ к российским железным дорогам и трубопроводам и входящей в ВТО.
Перевод Inopressa.ru