Украина стала "послекризисной". Время трубы
Вторник, 19 июня 2001, 20:43
Ежегодное собрание иностранных бизнесменов, которое официально называются заседанием консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций в Украине, принесло две новости. Во вторник Украина узнала, как называется данный этап ее истории. Незаметно кризис закончился, и, оказывается, теперь, как утверждает Кучма, государство живет в "послекризисном этапе развития". После этого "гарант" неофициально назвал форму, в какой он видит будущее главного государственного достояния – украинских газопроводов. По мнению Кучмы, трубу нужно приватизировать – категорически против этого варианта в свое время выступал Ющенко.
Представителям западных компаний, которые входят в консультативный орган, - среди них топ-менеджеры "Би-Пи Амоко", "ФИАТ", "Боинг", "Креди Суис Ферст Бостон" etc – Кучма пообещал "и дальше последовательно и настойчиво наращивать усилия в улучшении инвестиционного климата". Но и сейчас ему уже есть чем гордиться, ведь нынче "существенно улучшены возможности для выгодного вложения инвестиций в экономику государства". В своем выступлении Кучма как мог агитировал давать деньги Украине – пообещал не только поддерживать иностранных инвесторов, но и "защищать их интересы".
Западные бизнесмены услышали от Кучмы и "самые главные приоритеты" этого самого "послекризисного этапа развития": "осуществление радикальной налоговой реформы, макроэкономическая стабилизация, снижение инфляции и обеспечение стабильности валютного курса гривни, упрочение и развитие банковской системы, прозрачность и интенсивность в приватизационных процессах, углубление земельной реформы".
Еще один массив обещаний иностранным фирмачам: "Руководство государства не будет ослаблять внимания к вопросам обеспечения политической стабильности и понимания в обществе, развития и углубления демократических процессов, повышения эффективности государственной власти и управления, стабилизации законодательства, детенизации экономики, борьбы с коррупцией и преступностью". Все эти реформы будут происходить под аккорды "курса на европейскую интеграцию, развития отношений стратегического партнерства с Российской Федерацией и Соединенными Штатами".
Однако главным подарком, подготовленным Украиной для западных предпринимателей, была не пылкая речь Кучмы, а его публичное предложение поучаствовать в приватизации отечественного газопровода.
Стоит напомнить, что осенью 2000, когда активно обсуждалась проблема будущего украинской системы, рассматривались два варианта: приватизация и концессия. Законопроект, предусматривающий первый вариант, был подготовлен депутатами. Ющенко выступал только за концессию – по его словам, за трубу в нынешнем состоянии нельзя было получить желаемую сумму. Кучма в этой дискуссии активного участия не принимал. Теперь же он сказал свое слово "гаранта".
По его словам, в обсуждении вопроса о приватизации газотранспортной системы страны должны участвовать "Украина, через которую идут газопроводы, Европейский Союз, условно говоря, и Россия как главный поставщик газа, интересы которого мы должны учитывать". "Давайте хоть завтра, условно говоря, садиться за стол переговоров и решать этот вопрос".
Кучма отметил, что при приватизации украинской газотранспортной системы Россия хотела бы иметь в своей собственности 51% украинских газовых коммуникаций. Однако Украине "хочется иметь три равноправные стороны" в этом процессе. "Тогда мы будем правильно считать тарифы", а деньги при равноправной приватизации можно было бы использовать для реконструкции и повышения мощности трубопровода. В первую очередь, необходимо менять компрессорные насосы, чтобы поднять КПД газотранспортной системы. "Мы много тратим газа на перекачку газа", - сказал Кучма. В то же время большинство трубопроводов в Украине "построены современными методами". А "где надо было заменить трубы, их заменили".
Кучма отметил, что эксплуатация украинской газотранспортной системы "в интересах всех". "Об этом знают в Европейском Союзе, я поднимаю этот вопрос в России".
В то же время, по мнению Кучмы, трубопровод в обход Украины "ничего не решит", потому что главное не труба, а вся существующая инфраструктура, в первую очередь, хранилища, которые в Украине уже стоят на границе с Европой. Если же газ пойдет через территорию Белоруссии, хранилища придется строить: "Если посчитать цены за эти хранилища, то я не знаю, захочется ли этого газа Европе".
Кучма также призвал учитывать отчуждение земель, которое произойдет при постройке газотранспортной системы в обход Украины. По его словам, "Белоруссия может даром дать" земли, по которым пойдет газопровод, в то время как в Европе, в частности, Польше, Словакии или Чехии "надо платить сегодня очень большие деньги".
Хотя после этого Кучма заявил, что не против постройки газопровода в обход Украины и "не боится" этого, потому что украинская магистраль может увеличить объемы перекачки "на 50% или даже больше". "Думаю, этот процесс [вопрос транзита газа из России в Европу] надо вести вокруг украинской трубы", - еще раз сказал Кучма.
Представителям западных компаний, которые входят в консультативный орган, - среди них топ-менеджеры "Би-Пи Амоко", "ФИАТ", "Боинг", "Креди Суис Ферст Бостон" etc – Кучма пообещал "и дальше последовательно и настойчиво наращивать усилия в улучшении инвестиционного климата". Но и сейчас ему уже есть чем гордиться, ведь нынче "существенно улучшены возможности для выгодного вложения инвестиций в экономику государства". В своем выступлении Кучма как мог агитировал давать деньги Украине – пообещал не только поддерживать иностранных инвесторов, но и "защищать их интересы".
Западные бизнесмены услышали от Кучмы и "самые главные приоритеты" этого самого "послекризисного этапа развития": "осуществление радикальной налоговой реформы, макроэкономическая стабилизация, снижение инфляции и обеспечение стабильности валютного курса гривни, упрочение и развитие банковской системы, прозрачность и интенсивность в приватизационных процессах, углубление земельной реформы".
Еще один массив обещаний иностранным фирмачам: "Руководство государства не будет ослаблять внимания к вопросам обеспечения политической стабильности и понимания в обществе, развития и углубления демократических процессов, повышения эффективности государственной власти и управления, стабилизации законодательства, детенизации экономики, борьбы с коррупцией и преступностью". Все эти реформы будут происходить под аккорды "курса на европейскую интеграцию, развития отношений стратегического партнерства с Российской Федерацией и Соединенными Штатами".
Однако главным подарком, подготовленным Украиной для западных предпринимателей, была не пылкая речь Кучмы, а его публичное предложение поучаствовать в приватизации отечественного газопровода.
Стоит напомнить, что осенью 2000, когда активно обсуждалась проблема будущего украинской системы, рассматривались два варианта: приватизация и концессия. Законопроект, предусматривающий первый вариант, был подготовлен депутатами. Ющенко выступал только за концессию – по его словам, за трубу в нынешнем состоянии нельзя было получить желаемую сумму. Кучма в этой дискуссии активного участия не принимал. Теперь же он сказал свое слово "гаранта".
По его словам, в обсуждении вопроса о приватизации газотранспортной системы страны должны участвовать "Украина, через которую идут газопроводы, Европейский Союз, условно говоря, и Россия как главный поставщик газа, интересы которого мы должны учитывать". "Давайте хоть завтра, условно говоря, садиться за стол переговоров и решать этот вопрос".
Кучма отметил, что при приватизации украинской газотранспортной системы Россия хотела бы иметь в своей собственности 51% украинских газовых коммуникаций. Однако Украине "хочется иметь три равноправные стороны" в этом процессе. "Тогда мы будем правильно считать тарифы", а деньги при равноправной приватизации можно было бы использовать для реконструкции и повышения мощности трубопровода. В первую очередь, необходимо менять компрессорные насосы, чтобы поднять КПД газотранспортной системы. "Мы много тратим газа на перекачку газа", - сказал Кучма. В то же время большинство трубопроводов в Украине "построены современными методами". А "где надо было заменить трубы, их заменили".
Кучма отметил, что эксплуатация украинской газотранспортной системы "в интересах всех". "Об этом знают в Европейском Союзе, я поднимаю этот вопрос в России".
В то же время, по мнению Кучмы, трубопровод в обход Украины "ничего не решит", потому что главное не труба, а вся существующая инфраструктура, в первую очередь, хранилища, которые в Украине уже стоят на границе с Европой. Если же газ пойдет через территорию Белоруссии, хранилища придется строить: "Если посчитать цены за эти хранилища, то я не знаю, захочется ли этого газа Европе".
Кучма также призвал учитывать отчуждение земель, которое произойдет при постройке газотранспортной системы в обход Украины. По его словам, "Белоруссия может даром дать" земли, по которым пойдет газопровод, в то время как в Европе, в частности, Польше, Словакии или Чехии "надо платить сегодня очень большие деньги".
Хотя после этого Кучма заявил, что не против постройки газопровода в обход Украины и "не боится" этого, потому что украинская магистраль может увеличить объемы перекачки "на 50% или даже больше". "Думаю, этот процесс [вопрос транзита газа из России в Европу] надо вести вокруг украинской трубы", - еще раз сказал Кучма.