Аскольд Крушельницкий: Мельниченко отправил за границу я

Вторник, 8 мая 2001, 12:36
Аскольд Крушельницкий, английский гражданин, на правах свободного журналиста оказал информационную поддержку автору украинского кассетного скандала майору Мельниченко. Крушельницкий помог майору добраться до Америки и дал интервью корреспонденту "Известий" Янине Соколовской.

- Майор уже в США. Я раньше связывался с ним через посредников, потом - по его компьютерному адресу. Мы с ним виделись полтора месяца назад. На встречу я добирался из Праги. Мы увиделись в загородном отеле. Причем не в номере, который мне заказывали посредники, а в пригостиничном ресторане. Он, не самый дешевый, рассчитан на приватные встречи и поделен на закрытые кабинки. В одну из них ко мне и пришел Мельниченко с двумя "друзьями". Он был загримирован.

- По-керенски, под женщину?

- Вполне похоже - он был в темном длинноволосом парике, в синем плаще до пят и больших очках. Его "друзья" - бывшие украинцы. Один из них, похоже, военный. Они давно выехали из Киева и освоили язык своей нынешней страны пребывания. Они присутствовали при нашем с Мельниченко семичасовом разговоре.

Он говорил, что находится под охраной своих "соратников". Как я понял, он не платит за жилье. Говорил, что на четырехмесячное существование в этой стране (вероятно, в Чехии. - Я.С.) ему с женой и ребенком хватило вывезенных из Украины двух тысяч долларов. В это можно поверить - уровень цен в том государстве соответствует сказанному Мельниченко.

Он и его "друзья" переживали из-за того, что срок легального пребывания майора в стране, его виза закончились. Его в любой момент могли выдворить на Украину.

- Насколько я знаю, не только вы встречались с Мельниченко, но и ваша жена встречала его супругу и дочь.

- Это было четыре недели назад. Моя жена - Ирина Халупа - сотрудница "Свободы" в Праге. Она встречалась с семьей Мельниченко.

Его дочь - по легенде майора, тяжело больная - на самом деле вполне здорова. Он соврал о ее хворях, потому что хотел выехать из страны и искал для этого легальный повод. Мельниченко сообщил своему тогдашнему шефу, руководившему Госохраной генералу Шепелю, что должен лечить дочь за границей, устраивается в английскую фирму и едет за рубеж на стажировку. Но все это была фикция. Когда Мельниченко уехал, Шепеля уволили с работы.

И после того как выяснилось, что Мельниченко пытается связаться в Праге со "Свободой", к руководителю украинской службы радио Роману Купчинскому прибыли из Киева представители Службы безопасности Украины. Они убеждали его не давать в эфир записи Мельниченко.

- На Украине ввели новую практику - если Леонид Кучма выступает в "Файнэншл таймс", то его оппонент Николай Мельниченко - на "Свободе". Она практически стала местом "слива" компромата национальной оппозиции. Вам не кажется, что Мельниченко использовал вас в своих целях? К примеру, ради получения политического убежища, на которое едва ли мог рассчитывать человек, пребывающий за границей с просроченными документами.

- Мельниченко несколько раз выходил на связь со "Свободой", причем не только через компьютер, но и по телефону. Мы давали в эфир его выступления и расшифровки, думали, его интересовало наше радио как неконтролируемое украинскими властями. К тому же, вероятно, он имел реальные технические возможности связываться с нами. (Как утверждают украинские депутаты, Мельниченко не может звонить никому на Украине, а компьютерная связь с ним идет в несколько этапов через многие руки. Иначе местонахождение майора смогут определить украинские спецслужбы. - Я.С.).

- Мельниченко объяснил вам, когда начал документировать разговоры
президента?

- Он начал работать с Кучмой, когда тот был еще премьер-министром Украины. Он казался майору очень прогрессивным, но потом Мельниченко в нем разочаровался. Майор сказал, что видел, как Кучме якобы приносили чемоданы с долларами и дорогие подарки, даже скифское золото.

Проанализировав происходящее, Мельниченко решил начать записи президентских разговоров. Утверждает, что вел их более двух лет.

Осенью 2000 года он узнал об исчезновении журналиста Георгия Гонгадзе и вспомнил, что однажды слышал это имя в одном из разговоров Леонида Кучмы. Николай взял двухнедельный отпуск, прослушал свои записи и нашел в них фрагмент о Гонгадзе. Тогда, по его словам, он решил обнародовать эти материалы.

Но тем не менее Мельниченко не смог убедительно ответить, что действовал в одиночку. Вероятно, ему помогали или некто "более мощный" сделал эти записи, а потом передал их майору.

- Он называл вам какие-то конкретные фамилии?

- Он говорил о Евгении Марчуке, положительно о нем отзывался. (Марчук - генерал, бывший шеф Службы безопасности Украины и нынешний секретарь Совета безопасности и обороны. - Я.С.). Он говорил, что Марчук - настоящий профессионал. И при этом не замешан в махинациях властей.

До встречи с Мельниченко я был уверен: за ним кто-то стоит.

- Но Мельниченко не объяснял, почему выброшенные им в прессу записи были смонтированы?

- Мельниченко сказал мне, что больше половины записей он еще не прослушал и не расшифровал. На это потребуется еще месяца три. Он не мог объяснить, почему не прослушивал эти пленки постоянно хотя бы из любопытства. Он не говорил ни о монтаже, ни о том, как технически осуществлял запись. Непонятно, где прячется пресловутый цифровой диктофон, якобы лежавший под президентским диваном. Потому, думаю, наличие у Мельниченко "помощников" не исключено.

- Автор кассетного скандала не показался вам героем-одиночкой, без посторонней помощи смело борющимся с режимом?

- Мельниченко - хороший актер, и у него были мотивы для обнародования записей. Я не могу считать его совершенно порядочным человеком хотя бы потому, что он работал на КГБ. Кстати, до появления на Украине он был в спецслужбах в Москве. Как сам рассказывал, он "защищал Горбачева, был в его "ближнем круге".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования