Анализ ситуации "после Ющенко"
Пятница, 4 мая 2001, 10:30
Падение самого эффективного правительства за время независимости подмывает репутацию страны среди западных инвесторов и кредиторов, ослабляет перспективы конституционной реформы по усилению института президентства и привело к объединению ранее разрозненной оппозиции против президента. Коалиция, которая свергла Ющенко, будет бороться за согласование нового премьера.
Голосование по Ющенко подтвердило разделение политических сил страны на три основные силы: коммунисты, право-центристы демократы и идеологически аморфные группы, представляющие интересы олигархов и союзников Кучмы. Ющенко свергла коалиция коммунистов и олигархических групп.
Во-первых, потому, что коммунисты всегда были оппозиционно настроены против про-западной политики Ющенко. Олигархи же страдали на протяжении нескольких месяцев от экономических убытков из-за реформ в энергетическом секторе, которые проводила Юлия Тимошенко. Тимошенко и бывший премьер Павел Лазаренко – единственные олигархи, которые были в оппозиции к Кучме, оба в последнее время столкнулись с судебными преследованиями. А олигархические группы поддержали коммунистов в голосовании после того, как Ющенко отказался включить представителей олигархов в правительство.
Отношения между президентом и премьером. Наряду с трениями между Ющенко и олигархами из-за реформирования энергетического сектора, заметные успехи премьера привели к его трениям с Кучмой. Президенту не нравилось, что его постоянному союзнику Валерию Пустовойтенко, который был премьером между 1997 и 1999, не приписывали успехи за прошлые годы. Действительно, Ющенко постоянно обвинял предыдущее правительство в некомпетентности, в частности, в наращивании почти 2 миллиардных долгов по пенсиям и зарплатам. Контролируемое Кучмой государственное телевидение в ответ атаковало Ющенко, поставив под сомнение его достижения. Атаки усилились после того, как США предоставили убежище Мыколе Мельниченко. Гостелевидение начало первую широкомасштабную антиамериканскую кампанию. Вашингтон обвинили в том, что он используют Мельниченко с целью свергнуть Кучму и поставить на его место Ющенко. Премьер якобы тоже был в это дело вовлечен, и ему досталось, например, за то, что его жена – гражданка США.
Не смотря на конкуренцию между Кучмой и Ющенко, самым популярным политиком в стране, премьер был необходим президенту. Эти преимущества сейчас потеряны:
- Раньше благодаря Ющенко у Запада складывалось впечатление, что Киев остается на пути реформ, что было принципиально для возобновления международных кредитов. Решение Вашингтона предоставить политическое убежище Мельниченко подчеркивает снижение статуса Украины – предстоит сокращение помощи.
- Он гарантировал единство нелевого большинства в парламенте, что было важно для Кучмы и для его планов по изменению Конституции для усилению президентства. Сейчас имплементация таких изменений уже невозможна.
- Ющенко раньше разделял анти-кучмовские фракции, отдельные части оппозиции занимали пассивную позицию, пока Ющенко находился при должности. Разделение в лагере анти-кучмистов сейчас устранено.
Кто придет на должность премьера. Кучма продолжит борьбу за утверждение нового премьера. Олигархи и коммунисты, которые объединили силы для смещения Ющенко, не едины и не найдут согласия по единому кандидату. У олигархов нет 226 голосов, необходимых для утверждения премьера, максимум, что они могут набрать – лояльность 140 депутатов. Коммунисты имеют 120 мест в парламенте, и лидер коммунистов Петр Симоненко сказал 1 мая, что его партия назовет своего кандидата. Хотя, более вероятно, что партия потребует места в правительстве в обмен на поддержку кандидата на пост премьера от олигархов. 100 право-центристов, антикучмистов не будут поддерживать никого из кандидатов. Существует три вероятных сценария:
1. Страна впадет в политический паралич и не сможет сформировать правительство до парламентских выборов в марте будущего года. Согластно Конституции, Ющенко будет оставаться премьером на протяжении 60 дней после голосования о недоверии. По слухам, Кучма мог просить его продолжать оставаться на посту дольше, но Ющенко отказался. Кроме того, он дал понять, что хочет оставить пост как можно быстрее.
2. Олигархи, глубоко разделенные и страшно конкурирующие между собой, объединяются и покупают поддержку других сил для утверждения своего премьера. Для олигархов победа на парламентских выборах крайне важна для их деловых интересов, и их выборные перспективы могут быть повышены за счет многочисленных преимуществ, которыми обладают должностные лица в преддверии выборов. Поэтому, возможно, что либо вице-спикер парламента и лидер СДПУ(о) Виктор Медведчук, либо лидер Трудовой партии Сергей Тигипко может стать премьером. Тигипко работал в правительстве Пустовойтенко, и очень недолго в правительстве Ющенко, имеет некоторую поддержку в США как "реформатор". У Медведчука нет таких преимуществ, а его президентские амбиции пугают другие олигархические группы.
3. Кучма может предложить компромиссную кандидатуру, приемлемую для коммунистов и олигархов. Не смотря на возможность выбрать неизвестного политика, лидируют два претендента – Николай Азаров, глава новой партии регионов, и киевский мэр Григорий (так в оригинале - УП) Омельченко. У Азарова могут возникнуть сложности с назначением, поскольку, учитывая его деятельность на посту главы налоговой администрации, это означает, что на посту премьера он будет занимать самую влиятельную позицию на выборах 2002 года. Вряд ли он получит поддержку олигархов, хотя его Донбасское прошлое может успокоить коммунистов.
Каков выбор. В следствие смещения правительства Ющенко нелевое парламентское большинство – краеугольный камень экономического прогресса в прошлом году – пропало. Это прояснило выбор, с которым столкнется электорат на предстоящих выборах:
1. Коммунисты. Коммунистические партии (их несколько) будут бороться за победу на выборах, которой достигли их коллеги недавно в Молдове, и предложат несколько схожих политических программ – конституционная реформа по созданию парламентской республики, утверждение русского языка государственным, реинтеграция с бывшими славянскими республиками на базе союза, подобного союзу России и Белоруссии.
2. Правоцентристы. Ющенко сейчас объединил правоцентристских демократов, включая Рух и партию Тимошенко "Батькивщина". Эти субъекты формируют основу антикучмовского движения. Ющенко попытается объединить разобщенную оппозицию в демократически блок к выборам 2002 года. Ющенко выступает против того, чтобы блок объединялся против кого бы то ни было, но, понятно, что его будут поддерживать те силы, которые оппозиционны по отношению к Кучме и олигархам, а также к коммунистам.
3. Олигархические силы. Третья группа – наиболее аморфна и включает партии, названия которых не отражают их программы или идеологии. Это такие, как Объединенные социал-демократы, Зеленые, Демсоюз, Регионы Украины, Трудовая партия и Яблуко. Все они голосовали с коммунистами против Ющенко. Хотя олигархи и Кучма официально поддерживают "реформы" – чаще всего, когда имеют дело с западными правительствами и международными организациями – они предпочитают политико-экономическую модель, среднюю между советской командно-административной системой и рыночной экономикой. При такой системе бизнес-интересы переплетаются с интересами власти. Такая корпоративная модель подразумевает доминирование политической сферы путем контроля и манипулирования СМИ, гражданским обществом и политическими партиями.
Вывод. Пока не ясно, какая форма правительства будет в стране перед выборами 2002 года, но точно, что оно будет менее реформаторским, чем уходящее правительство. Поскольку нелевое парламентское большинство окончательно разрушено, электорат сейчас сталкивается с таким выбором в 2002 году – интеграция в советском стиле, олигархический корпоратизм или политика, ориентированная на рынок.
Голосование по Ющенко подтвердило разделение политических сил страны на три основные силы: коммунисты, право-центристы демократы и идеологически аморфные группы, представляющие интересы олигархов и союзников Кучмы. Ющенко свергла коалиция коммунистов и олигархических групп.
Во-первых, потому, что коммунисты всегда были оппозиционно настроены против про-западной политики Ющенко. Олигархи же страдали на протяжении нескольких месяцев от экономических убытков из-за реформ в энергетическом секторе, которые проводила Юлия Тимошенко. Тимошенко и бывший премьер Павел Лазаренко – единственные олигархи, которые были в оппозиции к Кучме, оба в последнее время столкнулись с судебными преследованиями. А олигархические группы поддержали коммунистов в голосовании после того, как Ющенко отказался включить представителей олигархов в правительство.
Отношения между президентом и премьером. Наряду с трениями между Ющенко и олигархами из-за реформирования энергетического сектора, заметные успехи премьера привели к его трениям с Кучмой. Президенту не нравилось, что его постоянному союзнику Валерию Пустовойтенко, который был премьером между 1997 и 1999, не приписывали успехи за прошлые годы. Действительно, Ющенко постоянно обвинял предыдущее правительство в некомпетентности, в частности, в наращивании почти 2 миллиардных долгов по пенсиям и зарплатам. Контролируемое Кучмой государственное телевидение в ответ атаковало Ющенко, поставив под сомнение его достижения. Атаки усилились после того, как США предоставили убежище Мыколе Мельниченко. Гостелевидение начало первую широкомасштабную антиамериканскую кампанию. Вашингтон обвинили в том, что он используют Мельниченко с целью свергнуть Кучму и поставить на его место Ющенко. Премьер якобы тоже был в это дело вовлечен, и ему досталось, например, за то, что его жена – гражданка США.
Не смотря на конкуренцию между Кучмой и Ющенко, самым популярным политиком в стране, премьер был необходим президенту. Эти преимущества сейчас потеряны:
- Раньше благодаря Ющенко у Запада складывалось впечатление, что Киев остается на пути реформ, что было принципиально для возобновления международных кредитов. Решение Вашингтона предоставить политическое убежище Мельниченко подчеркивает снижение статуса Украины – предстоит сокращение помощи.
- Он гарантировал единство нелевого большинства в парламенте, что было важно для Кучмы и для его планов по изменению Конституции для усилению президентства. Сейчас имплементация таких изменений уже невозможна.
- Ющенко раньше разделял анти-кучмовские фракции, отдельные части оппозиции занимали пассивную позицию, пока Ющенко находился при должности. Разделение в лагере анти-кучмистов сейчас устранено.
Кто придет на должность премьера. Кучма продолжит борьбу за утверждение нового премьера. Олигархи и коммунисты, которые объединили силы для смещения Ющенко, не едины и не найдут согласия по единому кандидату. У олигархов нет 226 голосов, необходимых для утверждения премьера, максимум, что они могут набрать – лояльность 140 депутатов. Коммунисты имеют 120 мест в парламенте, и лидер коммунистов Петр Симоненко сказал 1 мая, что его партия назовет своего кандидата. Хотя, более вероятно, что партия потребует места в правительстве в обмен на поддержку кандидата на пост премьера от олигархов. 100 право-центристов, антикучмистов не будут поддерживать никого из кандидатов. Существует три вероятных сценария:
1. Страна впадет в политический паралич и не сможет сформировать правительство до парламентских выборов в марте будущего года. Согластно Конституции, Ющенко будет оставаться премьером на протяжении 60 дней после голосования о недоверии. По слухам, Кучма мог просить его продолжать оставаться на посту дольше, но Ющенко отказался. Кроме того, он дал понять, что хочет оставить пост как можно быстрее.
2. Олигархи, глубоко разделенные и страшно конкурирующие между собой, объединяются и покупают поддержку других сил для утверждения своего премьера. Для олигархов победа на парламентских выборах крайне важна для их деловых интересов, и их выборные перспективы могут быть повышены за счет многочисленных преимуществ, которыми обладают должностные лица в преддверии выборов. Поэтому, возможно, что либо вице-спикер парламента и лидер СДПУ(о) Виктор Медведчук, либо лидер Трудовой партии Сергей Тигипко может стать премьером. Тигипко работал в правительстве Пустовойтенко, и очень недолго в правительстве Ющенко, имеет некоторую поддержку в США как "реформатор". У Медведчука нет таких преимуществ, а его президентские амбиции пугают другие олигархические группы.
3. Кучма может предложить компромиссную кандидатуру, приемлемую для коммунистов и олигархов. Не смотря на возможность выбрать неизвестного политика, лидируют два претендента – Николай Азаров, глава новой партии регионов, и киевский мэр Григорий (так в оригинале - УП) Омельченко. У Азарова могут возникнуть сложности с назначением, поскольку, учитывая его деятельность на посту главы налоговой администрации, это означает, что на посту премьера он будет занимать самую влиятельную позицию на выборах 2002 года. Вряд ли он получит поддержку олигархов, хотя его Донбасское прошлое может успокоить коммунистов.
Каков выбор. В следствие смещения правительства Ющенко нелевое парламентское большинство – краеугольный камень экономического прогресса в прошлом году – пропало. Это прояснило выбор, с которым столкнется электорат на предстоящих выборах:
1. Коммунисты. Коммунистические партии (их несколько) будут бороться за победу на выборах, которой достигли их коллеги недавно в Молдове, и предложат несколько схожих политических программ – конституционная реформа по созданию парламентской республики, утверждение русского языка государственным, реинтеграция с бывшими славянскими республиками на базе союза, подобного союзу России и Белоруссии.
2. Правоцентристы. Ющенко сейчас объединил правоцентристских демократов, включая Рух и партию Тимошенко "Батькивщина". Эти субъекты формируют основу антикучмовского движения. Ющенко попытается объединить разобщенную оппозицию в демократически блок к выборам 2002 года. Ющенко выступает против того, чтобы блок объединялся против кого бы то ни было, но, понятно, что его будут поддерживать те силы, которые оппозиционны по отношению к Кучме и олигархам, а также к коммунистам.
3. Олигархические силы. Третья группа – наиболее аморфна и включает партии, названия которых не отражают их программы или идеологии. Это такие, как Объединенные социал-демократы, Зеленые, Демсоюз, Регионы Украины, Трудовая партия и Яблуко. Все они голосовали с коммунистами против Ющенко. Хотя олигархи и Кучма официально поддерживают "реформы" – чаще всего, когда имеют дело с западными правительствами и международными организациями – они предпочитают политико-экономическую модель, среднюю между советской командно-административной системой и рыночной экономикой. При такой системе бизнес-интересы переплетаются с интересами власти. Такая корпоративная модель подразумевает доминирование политической сферы путем контроля и манипулирования СМИ, гражданским обществом и политическими партиями.
Вывод. Пока не ясно, какая форма правительства будет в стране перед выборами 2002 года, но точно, что оно будет менее реформаторским, чем уходящее правительство. Поскольку нелевое парламентское большинство окончательно разрушено, электорат сейчас сталкивается с таким выбором в 2002 году – интеграция в советском стиле, олигархический корпоратизм или политика, ориентированная на рынок.