Леонид Кучма строит президентскую республику де-факто

Четверг, 31 мая 2001, 13:00
Президент Украины Леонид Кучма, наставляя нового премьер-министра Анатолия Кинаха, сразу же после утверждения: "Нужно не играться, а быстрее формировать правительство, иначе это давление на премьера и на меня". Однако поддаваться этому давлению президент явно не намерен. Более того, он не только не стал довольствоваться победой над парламентом, в котором его выдвиженца утвердили с первого раза и без всяких кадровых обязательств, но и намерен развить успех и основательно укрепить президентскую власть. Именно об этом и свидетельствуют и первые кадровые назначения в новом правительстве, и новые структурные изменения в системе исполнительной власти.

Во-первых, Кучма не стал сильно обновлять персональный состав министров правительства Виктора Ющенко, а просто "перетасовал" прежнюю кадровую колоду. По состоянию на 31 мая этого года назначено уже 16 из 20 членов кабинета министров, а первыми в новом правительстве Кинаха президент сохранил прежних министров-генералов: обороны - Александра Кузьмука, внутренних дел – Юрия Смирнова, по чрезвычайным ситуациям – Василия Дурдинца. Потом министром иностранных дел оставил тоже "старика" Анатолия Зленко, а своего выдвиженца, 42-летнего бывшего директора металлургического комбината "Криворожсталь" и вице-премьера по вопросам промышленной политики в прежнем правительстве Олега Дубину назначил первым вице-премьер-министром. Еще одним вице-премьером стал Владимир Семиноженко, который работал на этой же должности в "доющенковском" правительстве Валерия Пустовойтенко, а свои должности сохранили ющенковские министры аграрной политики Иван Кириленко, охраны здоровья Виталий Москаленко, труда и социальной политики Иван Сахань, юстиции Сюзанна Станик, экономики Василий Роговой и даже известный и ярый сторонник прежнего премьера министр финансов Игорь Митюков. Украинской культурой теперь будет ведать вместо известного актера Богдана Ступки бывший замглавы президентской администрации Юрий Богуцкий.

Во-вторых, Кучма практически понизил руководящую роль министров. Он подписал указ о продолжении административной реформы, которым ввел должности государственного секретаря правительства и госсекретарей министерств. Все госсекретари и их заместители назначаются президентом на 5 лет и фактически руководят всей работой министерств: от назначения аппарата до распределения средств и назначения руководителей местных подразделений министерств. О госсекретарях в указе сказано, что они "курируют профильную работу", а также "отвечают за организационное, правовое, экспертно-аналитическое, информационное и материально-техническое обеспечение работы министерств". Отныне совсем ликвидируется институт заместителей министров, а госсекретарей уволить может только президент по своему усмотрению либо по состоянию здоровья, решению суда, после признания недееспособными или не выполняющими своих служебных обязанностей. У всех госсекретарей есть свои заместители, которые тоже назначаются и увольняются президентом. Министры же отныне объявлены не государственными служащими, а политическими фигурами, которые только отвечают за разработку и реализацию государственной политики и определяют приоритеты и стратегию работы министерств. Но вот средства на эти приоритеты министры, напомним, министры расходуют только по представлению соответствующих госсекретарей.

Первым в истории Украины госсекретарем кабинета министров Кучма назначил 53-летнего Владимира Яцубу, работавшего до этого два года заместителем министра без портфеля в прежних правительствах. Яцуба – однозначно человек президента даже по происхождению и месту работы. Он выходец из Днепропетровска, где началась его трудовая партийная (был членом ЦК КРУ) и довольно успешная политическая карьера (стал народным депутатом Украины в 1990-1994 годах). В 1995-1998 годах Яцуба работал заместителем главы администрации президента.

И хотя президент, а за ним и его спичрайтеры назвали нововведения "продолжением административной реформы, которое задумывалось давно, чтобы не было дезорганизации исполнительной власти", глава президентской администрации Владимир Литвин не без удовольствия признал: "Практически все рычаги влияния сосредоточены в руках госсекретарей министерств". Кроме этого, вводиться новая должность уполномоченного президента по проведению административной реформы, а госсекретари всех уровней должны в двухмесячный срок обеспечить новый механизм взаимодействия между различными подразделениями исполнительной власти в центре и в регионах, а также унифицировать структуру аппарата всего правительства и отдельных министерств. При этом всем правительственным чиновникам будет повышена зарплата, чтобы, по словам реорганизаторов, противостоять коррупции.

Преобразования Кучмы вызвали, мягко говоря, неоднозначные оценки и комментарии в обществе и политической элите. Даже лояльные к президенту политологи и политики положительно оценили только разграничение политических и хозяйственных функций членов правительства, а также определенную упорядоченность в его структуре, предполагающую некую стабильность и преемственность в случае внезапных отставок министров. И в этом взгляде есть свои резоны, так как частые отставки правительств, по общему признанию, полностью деморализуют чиновничий аппарат в месяцы ожидания отставки и в первые недели после прихода новых хозяев министерских кресел.

Однако оппоненты Кучмы в один голос напирают на неконституционность президентских новаций, которые практически нивелируют норму Конституции Украины, гласящую, что правительство является высшим органом исполнительной власти. Новый же указ, по мнению критиков, отбирает у главы правительства и министров право даже распоряжаться своим аппаратом. Лидер украинских социалистов Александр Мороз, который вопреки собственной непримиримой оппозиционности проголосовал за утверждение Кинаха, заявил, что "в этой ситуации правительство станет декоративной фигурой и не больше". А лидер партии "Батькивщина" экс-вице-премьер Юлия Тимошенко, проводящая сейчас сбор подписей в поддержку референдума о досрочной отставке президента, вообще сказала, что нововведения – "это логическое превращение авторитарного режима в диктатуру". По словам лидеров оппозиции, у них есть только один законный путь оспорить президентский указ – подать соответствующее представление в Конституционный суд. Этим они, видимо, и будут заниматься.

Однако уже сейчас видно, что непримиримая оппозиция окончательно деморализована напором Кучмы. Но, с другой стороны, серьезное сопротивление президенту может оказать парламент, в котором в связи с утверждением премьера сложилась принципиально новая ситуация. Кучма по-прежнему не может не считаться с ролью парламента, где, по словам его спикера Ивана Плюща, образовалось "новое парламентское большинство, способное принимать нужные правительству законы". И это новое большинство в 239 депутатов получается центристским, без участия правых и левых оппозиционеров.

Другими словами, новое большинство является полностью подконтрольным олигархам. Анализ голосования за премьера показывает, что за него проголосовали депутаты от так называемых олигархических фракций и групп, поддерживающих Леонида Кучму. Плюс 16 голосов социалистов Мороза, которые оказались "золотыми голосами", так как без них утверждение Кинаха не состоялось бы. За бортом же парламентской работы фактически могут оказаться те, кто отказался принимать участие в процедуре утверждения главы кабинета. Это около 170 внефракционных депутатов и парламентариев от компартии Украины, либеральной партии "Реформы и порядок" и двух Рухов - национал-демократических партий, образовавшихся после раскола некогда единого Народного руха Украины.

И именно в такой ситуации Кучма вынужден подстраховываться укреплением вертикали исполнительной власти, ибо если президентские шаги будут серьезно угрожать интересам олигархов, то они всегда могут политически "переформировать" и переориентировать парламентское большинство на противостояние с президентом. Антипрезидентская оппозиция такие расклады, разумеется, однозначно поддержит. Не следует также забывать такой мощный катализатор депутатской активности, как приближающиеся парламентские выборы. Во время избирательной кампании очень уж велико искушение получить дивиденды на критике непопулярного президента, и редкий украинский политик этим не воспользуется.

Все это, по мнению обозревателей, означает, что если Кучма не собирается досрочно распускать парламент, то он вынужден будет сотрудничать с олигархами и с контролируемым ими новым парламентским большинством. И хотя бы минимально учитывать мнения его членов. Как он будет это делать, покажет время и утверждение новых законов. Однако сейчас Кучма действует безоглядно и, что называется, рушит их позиции, врываясь туда на их же спинах. Украинский политолог Николай Томенко убежден, что Кучма. Пользуясь слабостью и разобщенностью противников, де-факто строит в Украине президентскую республику, о которой он всегда мечтал. И именно на это все и, похоже.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования