🎄 Скин для карты от "Украинской правды" теперь в Monobank 🎁

Украина становится президентской республикой...

Среда, 30 мая 2001, 14:47
Указ о внедрении государственных секретарей Кабинета Министров является установлением президентской республики в Украине, считает политолог Николай Томенко. В интервью УП он высказал мнение, что "теперь президент фактически является премьером и, при условиях введения в действие этого указа, более корректно говорить о правительстве Леонида Кучмы".

"На пять лет создается система исполнительной вертикали президента, где Администрация Президента является ключевой институцией в части осуществления кадровой политики, а также работы по координации всей системы исполнительной власти и местного самоуправления.

Исходя из указа, Литвин становится автоматически и правительственным секретарем, второй по значимости должностью в организационном смысле. Премьер-министр скорее становится представителем президента в регионах, по связям с парламентом или государственными предприятиями.

Конкретно Анатолий Кинах, фактически, и далее действует как президент УСПП, поскольку его основная функция - осуществлять систему отношений с региональной элитой, с директорами предприятий, но не в экономическом плане, а в плане политической мобилизации перед парламентскими выборами", - говорит Николай Томенко.

Политолог вынужден еще раз констатировать то, что говорил неоднократно: Украина является неконституционной страной. Изменить это можно только обратившись с представлением в Конституционный Суд, который, уверен Томенко, признает президентский указ неконституционным. "Такое решение КС расширит перечень аргументов в пользу того, что президент действует незаконно и, соответственно, в пользу импичмента", - считает он.

Есть и другой путь приведения процессов, которые происходят в Украине, в соответствие с Конституцией - приниять новую редакцию Конституции и провозгласить Украину президентской республикой. Только таким образом, констатирует политолог, политические реалии будут соответствовать законам Украины.

Отвечая на вопрос УП, о том какой может быть реакция на этот указ политической элиты Украины, Николай Томенко высказал мнение, что нововведение получит поддержку. "Если анализировать ситуацию вокруг назначения Кинаха, то выходит так, что окружение президента убедило правящую элиту, что их главной задачей является сохранение президента до 2004 года. И для этого можно осуществлять даже неконституционные действия. Этот указ направлен на то, что обеспечить "правильные" выборы в Верховную Раду. Поэтому те, кто поддерживает действия президента, благодаря этому указу, получат поддержку на выборах", - считает Николай Томенко.



 
 
У Михаила Погребинского, директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии, отношение к этому указу двоякое. "Я вижу два момента. Один безусловно позитивный – это желание разделить политические функции и управленческие. Неразделенность этих функций была проблемой всех правительств. К этом первому моменту, позитивному, следует отнести и то, что министры будут политики. Это позитив в русле тенденции движения украинской политической системы к европейской, где парламентское большинство формирует правительство или сильно влияет на его состав".

Погребинский верит, что это "сильная тенденция", которая "рано или поздно, скорее рано, чем поздно, восторжествует в Украине". По его мнению, произойдет это быстрее, чем в России, "где сильна роль президента". Однако если эта тенденция и победит, называть Украину парламентской республикой политолог бы не стал. "Стратегические функции управления в этом случае будут у президента, а тактические – у правительства".

Вторая сторона медали указа – это негатив. "Госсекретари министерств будут входить в вертикаль президентской власти, лишая министров контроля за действиями аппарата министерств. Представьте, вы министр, но не можете уволить госсекретаря. Эти люди, вообще говоря, будут игнорировать министра. Они будут реализовывать или президентскую политику, но поскольку их будет очень много, и президент не сможет уследить, как они справляются со своими обязанностями, то они будут поступать по мере своих бюрократических функций. А министр не сможет остановить секретаря, когда он будет делать что-то не то. Я не юрист, но это место может поставить под сомнение конституционность этого указа. По Конституции правительство – высший орган исполнительной власти, в то же время премьер не может уволить госсекретаря Кабинета министров. Еще один минус – непонятно, как быть с отсутствием заместителя министра. Нужен хотя бы один заместитель, который бы выполнял функции министра во время его отсутствия".

Подводя черту, Погребинский склонен все таки приветствовать этот указ. "Я сторонник такого подхода: когда принимается ответственное решение, и есть в этом решении и позитив, и негатив, то не надо выплескивать ребенка вместе с водой. Позитив закрепляет политическую роль премьера, но указ надо подправить законом, который бы давал министру рычаги влияния на госсекретаря".

По словам политолога, над указом работала рабочая группа, и она подготовила проект, который "не надо было критиковать". Но в итоге указ оказался немного другим. "Я не знаю, почему получилась такая версия. Есть люди, которые любят бороться с тенденциями. Обычно тенденция сильнее, и если ты работаешь против тенденции, то ты проиграешь". А тенденция сейчас такая, что роль парламента сильна, а министр-политик должен быть "хозяином своего министерства". "Я верю, что в конечном итоге тенденция победит".

Александр Мороз считает, что указ президента нарушает Конституцию. "Согласно указу, создается институция исполнительной власти, которую будет контролировать администрация президента. В этой ситуации правительство станет просто декоративной фигурой, не больше".

По мнению Мороза, в ответ на обращение депутатов, КС признает этот указ неконституционным. Соцпартия пока не является инициатором сбора подписей под обращением в КС, однако, как отметил Мороз, они "это активно поддержат".

"Это сделано для продолжения интриг, от которых общество уже устало", говорит Александр Мороз.

"Это фактически государственный переворот, и этот сценарий готовился на случай назначения и.о. Таким образом, вся реальная власть сосредоточивается в руках президента. Поэтому оппозиция обязательно должна очень жестко отреагировать на этот указ", добавляет один из лидеров Соцпартии Иосиф Винский.

"Это – логическое преобразование авторитарного режима в диктатуру", - убеждена экс-вице-премьер Юлия Тимошенко. Она считает, что президента уже не устраивают консультации по поводу состава правительства, поэтому он хочет иметь всю полноту власти. Теперь, министры как политические фигуры будут ограничены в возможности самостоятельно принимать решение.

Тимошенко вспомнила свой опыт работы в правительстве - по ее словам "в Кабинете министров был и так достаточно мощный аппарат". "Были попытки аппарата вмешиваться в работу министров и косметически корректировать их решения. Однако тогда министры могли противостоять этому," говорит Тимошенко. Сейчас, после такого указа, считает она, министры будут полностью лишены такой возможности.

Петр Симоненко убежден, что "указ порождает гораздо больше вопросов, нежели дает ответы о путях усиления влияния исполнительной власти и о механизмах управления теми процессами, которые неоднократно критиковала партия, и из-за чего мы выразили недоверие правительству Ющенко.

Хаотичные и сумбурные реформы, криминальная приватизация, абсурдные эксперименты над целыми отраслями экономики и миллионами людей сегодня коснулись всей системы.

Определение политического статуса министра при введении должности госсекретаря с многочисленными, а, по сути, всеми функциями, превращает министерские портфели в бутафорию. На мой взгляд, министр должен быть организатором стратегического развития страны, постоянно следить за развитием экономической ситуации и он же несет ответственность.

Его же превращают в шоумена. При таком подходе, который определен указом, Кабинет министров превращается в политический клуб по интересам.

Реальная власть при таком раскладе, конечно же, находится у госсекретарей. Они распоряжаются финансами, занимаются кадровым потенциалом, вплоть до регионов.

В подтексте этого указа – параллельное формирование исполнительной власти, подконтрольной президенту, что приведет к манипулированию со стороны олигархов и администрации президента. Таким образом, Кабинет министров превращается в акционерное общество закрытого типа из представителей каст, куда будут принимать только после утверждения в администрации президента", с иронией говорит Симоненко.

Читайте также:

Кучма организовал Конституционный переворот?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования