Кучма затеял конституционный переворот?

Вторник, 29 мая 2001, 22:16
Президент ввел должности государственного секретаря Кабинета министров и государственных секретарей министерств, которые будут назначаться на срок полномочий президента Украины - 5 лет.

Указ об этом называется так - "Об очередных мерах по дальнейшему проведению административной реформы в Украине". Госсекретари назначаются президентом по представлению премьер-министра.

У госсекретаря будет первый заместитель и два заместителя, у каждого из госсекретарей министерств – первые заместители и заместители.

По словам главы президентской администрации Владимира Литвина, это первый документ из серии указов, предполагающих структурные изменения в системе власти.

Необходимость такого нововведения обусловлена тем, что "в условиях переходного периода и периода политической структуризации проходят постоянные изменения в составе правительства", в связи с чем, возникает проблема "дезорганизация исполнительной власти".

Если верит Литвину, Кучма согласовал этот указ с Анатолием Кинахом, который кстати, высказывался за то, чтобы в ходе реформы в Кабмине министры получили статус политиков, а непосредственная профильная работа министерств курировалась госсекретарями.

Поскольку Кучма пробыл в должности президента 1 год, госсекретари будут работать на своих должностях еще год после истечения полномочий нынешнего главы государства.

Отставка правительства никак не будет сказываться на госсекретарях, то есть, они не будут освобождаться с должностей вместе с уходом правительства. Госсекретари могут быть уволены только в случае невыполнения своих полномочий, по состоянию здоровья, при наличии обвинительного заключения суда и других предусмотренных законами о государственной службе случаях.

По словам главы администрации президента, государственный секретарь Кабинета министров будет назначен до конца этой недели.

В соответствии с указом ликвидируется институт первого заместителя и заместителей министров, а также правительственный секретарь и его заместители.

По его словам, в обязанности госсекретарей входит организационное, правовое, экспертно-аналитическое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Кабмина и министерств.

Премьер, первый вице-премьер, вице-премьеры и министры теперь являются политическими фигурами и не подпадают под действие закона о госслужбе. Они будут обеспечивать организационное и политическое руководство. Все другие полномочия передаются государственным секретарям.

К полномочиям госсекретаря Кабинета министров, например, относится организационное обеспечение деятельности премьер-министра, первого вице-премьера, вице-премьеров и министров. Он утверждает по согласованию с премьер-министром и Министерством финансов штатное расписание и смету расходов секретариата, назначает и увольняет всех работников секретариата Кабинета министров.

Он также выдвигает кандидатуры на должности работников патронатных служб в секретариате правительства и аппаратов министерств.

Государственный секретарь министерства организовывает и обеспечивает деятельность министерства и текущую работу по выполнению возложенных на министерство задач. Госсекретарь министерства представляет министру предложения по распределению бюджетных средств, координирует деятельность территориальных органов министерств, предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления министерства. Кроме того, он возглавляет аппарат министерства. По своей должности госсекретарь министерства является членом коллегии, он утверждает по согласованию с министром структуру министерства, по согласованию с Минфином - штатное расписание и смету расходов министерства.

Госсекретарь министерства, помимо прочего, назначает на должности и увольняет с них работников центрального аппарата министерства и руководителей его территориальных управлений. "Практически, рычаги влияния сосредоточены в руках у секретарей министерства", - отметил Литвин.

Госсекретарь, его первый заместитель и заместители принадлежат к числу руководителей министерств. Литвин сообщил, что будет отработан порядок назначения на должности секретарей министерств и его заместителей, который по представлению Кабинета министров будет определять президент.

Согласно указу, Кабинету министров поручается в двухмесячный срок разработать и внести предложения по поводу создания эффективной системы взаимодействия между администраций президента, секретариатом Кабинета министров и госсекретарями. Особым указом вводится должность уполномоченного президента по вопросам административной реформы. В связи с этим все существующие органы, которые занимались административной реформой, будут ликвидированы, а их материально-техническое обеспечение "приведено к общему знаменателю".

Он сообщил также, что в указе определены полномочия премьер-министра, первого вице-премьера, вице-премьеров и министров. По его словам, их полномочия осуществляются в соответствии с Конституцией. Отличием является то, что, в частности, первый вице-премьер и вице-премьеры не осуществляют непосредственное руководство работы органов центральной исполнительной власти. "Вице-премьеры не имеют права подменять министров", - пояснил глава администрации президента.

Литвин сообщил, что согласно указу, министры, члены Кабинета министров лично отвечают за разработку и реализацию государственной политики, принимают решения относительно распределения госсредств по представлению госсекретаря министерства, а также определяют политические приоритеты стратегии и стратегические направления работы министерств.

Согласно указу, Кабинету министров поручается ускорить завершение функциональных исследований министерств и других органов государственной исполнительной власти, по результатам которых должны быть внесены предложения относительно осуществления админреформы. Как сообщил В.Литвин, предусматривается упростить систему государственного управления, ликвидировать неэффективные звенья, внедрить унифицированную структуру аппарата в центральных органах исполнительной власти.

Эти изменения будут также направлены на повышение зарплат работников центральных органов исполнительной власти с целью предупреждения коррупции в этих органах.

Кроме того, Кабмину поручено ускорить урегулирование проблем, связанных с подготовкой и принятием законов, в частности, о Кабинете министров, об административно-территориальном устройстве, о Совете министров Крыма, о министерствах и других органах центральной исполнительной власти, о контроле за деятельностью центральных органов исполнительной власти и должностных лиц. Также правительству поручено подготовить изменения в законы о местном самоуправлении, о местных государственных администрациях.

В связи с тем, что с реализацией данного указа будут возникать определенные проблемы, отметил Литвин, документом предусматривается поручить Кабмину привести положение о министерствах в соответствие с этим указом, определить полномочия госсекретарей министерств с учетом особенностей этих министерств.

"Этим указом мы хотим засвидетельствовать, что административная реформа продолжается - это очередной ответственный этап ее осуществления", - сказал Литвин.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования