Кинах – инструмент Кучмы и заложник достижений Ющенко
Вторник, 29 мая 2001, 14:09
"Кинах на должности премьера – это самый лучший вариант. Это самый лучший вариант и для парламента, и для президента, и для равновесия политических сил", - считает Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии. Комментарий УП он дал по телефону из Москвы, и был сдержан в политологический пассажах. "Шансы на то, что Кинах будет сотрудничать с правыми, сохраняются – даже учитывая, что они его не поддержали. Такие надежды есть благодаря настроенности Кинаха на широкий диалог".
"Мне кажется, что политика нового правительства будет слабее, чем политика, которую проводил Ющенко, ибо это большинство вокруг Кинаха не имеет общих идеологических взглядов", - считает заместитель директора Международного центра перспективных исследований Глеб Вышлинский. "У меня есть опасение, что новое правительство будет пытаться находить компромисс между интересам политических групп, которые его поддержали. Это непоследовательная и сложнопредсказуемая политика, и она может быть большой угрозой для экономического роста в Украине".
"Фигура Кинаха у меня не ассоциируется с очень четким видением стратегических целей для Украины. В отличие от Ющенко. Во время работы в предыдущих правительствах Кинах не делал каких-то шагов, которые бы выходили из русла политики Кабмина. Поэтому есть надежда, что он не будет менять позитивные наработки Ющенко, даже не принимая во внимание интересы, которые будут давить на него".
Теперь, после утверждения Кинаха, "ключевым лицом становится президент, и в администрации президента будут балансировать интересы тех ключевых групп, которые определяют политику в Украине. Там будут пытаться искать компромисс этих интересов с национальными интересами". При этому Вышлинский отметил, что не говорит об этом в негативном значении.
По его мнению, "правительство будет исполнителем этой линии". "Об идеологии премьера можем не говорить, а сосредоточиться на идеологии президента". Как считает Вышлинский, если в администрации президента будут "работать, как и в течение последних лет", то экономические достижения "удастся сберечь".
Для Анатолия Гриценко, президента Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, назначение Кинаха сюрпризом не было.
"То, что Кинаха изберут премьером, прогнозировало большинство экспертов. И в том, что он назначен, нет ничто странного. И президент, и фракции, которые домогались отставки Ющенко, были обречены на назначение главы правительства с первой попытки, иначе они понесли бы серьезные политические потери".
"Интересной является цифра 239 – мы уже имели по меньшей мере два случая, когда группа таким количеством депутатов принимала важные для Украины решения. Привлекает внимание также и обстоятельство, что коммунисты и правые фракции (которые поддерживают Ющенко) не голосовали за нового премьера – и поэтому есть основания говорить о возможности создания в парламенте большинства, в которое не входили бы правые и коммунисты. И это обстоятельство является звоночком для Ющенко, который сейчас будто бы пытается создать вокруг себя широкую коалицию. Может оказаться, что коалиция будет не такой уже и широкой, а самого Ющенко будет непросто презентовать как общенационального лидера".
Личность самого Кинаха, по мнению Гриценко, "пока что знают не так уже и много людей". "Это подтверждают такие данные: с 20 апреля по 3 мая 2001 года Центр Разумкова опросил 2000 респондентов. На вопрос "Как вы считаете, кто на должности председателя правительства может улучшить экономическую ситуацию в Украине?" остановили свой выбор на Кинахе только 2,1% респондентов. За этим низким показателем стоит не недоверие, а скорее то, что население не знает, кто такой Кинах и чего от него ожидать на посту премьера.
Но, с другой стороны, поскольку его предлагают и выбирают, значит те, кто принимают решение, считают его человеком, который мог бы возглавлять правительство в такие непростые времена". При этом Анатолий Гриценко подчеркнул, что он уверен, "что рейтинг Кинаха пойдет вверх во всех опросах и довольно стремительно".
"Теперь у Кинаха есть возможность претворить в жизнь те предложения, которые он выдвигал, находясь во главе УСПП – относительно значительного снижения налогов, подъема производства, улучшения инвестиционного климата. В то же время даже из коротких реплик президента мы слышали, что он не планирует для этого правительства длительного срока деятельности (Кучма убеждал киевского мэра Омельченко в нецелесообразности переходить на работу в правительстве на каких-то полгода).
Если не случится чего-то непредвиденного, то новый Кабмин будет работать до марта-апреля 2002 года. Кинаху будет объективно тяжело работать. С одной стороны, вряд ли он сможет теми же темпами, что и правительство Ющенко, выводить из тени экономику – ибо кандидатуру Кинаха поддержали те фракции, которые имеют определенный бизнес-интерес в теневых схемах. С другой стороны, Кинаху нужно по меньше мере выдержать тот темп социальных выплат, который был у предыдущего правительства. Тогда получается, что существует опасность реализации двух, причем – обоих негативных сценариев: или брать в долг, или включать инфляционные рычаги.
Хотелось бы, чтобы Кинаху удалось под давлением со всех сторон удержаться в рамках государственных интересов, интересов рядовых граждан и не принимать стратегически ошибочные решения, выходя из предвыборной конъюнктуры".
"Мне кажется, что политика нового правительства будет слабее, чем политика, которую проводил Ющенко, ибо это большинство вокруг Кинаха не имеет общих идеологических взглядов", - считает заместитель директора Международного центра перспективных исследований Глеб Вышлинский. "У меня есть опасение, что новое правительство будет пытаться находить компромисс между интересам политических групп, которые его поддержали. Это непоследовательная и сложнопредсказуемая политика, и она может быть большой угрозой для экономического роста в Украине".
"Фигура Кинаха у меня не ассоциируется с очень четким видением стратегических целей для Украины. В отличие от Ющенко. Во время работы в предыдущих правительствах Кинах не делал каких-то шагов, которые бы выходили из русла политики Кабмина. Поэтому есть надежда, что он не будет менять позитивные наработки Ющенко, даже не принимая во внимание интересы, которые будут давить на него".
Теперь, после утверждения Кинаха, "ключевым лицом становится президент, и в администрации президента будут балансировать интересы тех ключевых групп, которые определяют политику в Украине. Там будут пытаться искать компромисс этих интересов с национальными интересами". При этому Вышлинский отметил, что не говорит об этом в негативном значении.
По его мнению, "правительство будет исполнителем этой линии". "Об идеологии премьера можем не говорить, а сосредоточиться на идеологии президента". Как считает Вышлинский, если в администрации президента будут "работать, как и в течение последних лет", то экономические достижения "удастся сберечь".
Для Анатолия Гриценко, президента Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, назначение Кинаха сюрпризом не было.
"То, что Кинаха изберут премьером, прогнозировало большинство экспертов. И в том, что он назначен, нет ничто странного. И президент, и фракции, которые домогались отставки Ющенко, были обречены на назначение главы правительства с первой попытки, иначе они понесли бы серьезные политические потери".
"Интересной является цифра 239 – мы уже имели по меньшей мере два случая, когда группа таким количеством депутатов принимала важные для Украины решения. Привлекает внимание также и обстоятельство, что коммунисты и правые фракции (которые поддерживают Ющенко) не голосовали за нового премьера – и поэтому есть основания говорить о возможности создания в парламенте большинства, в которое не входили бы правые и коммунисты. И это обстоятельство является звоночком для Ющенко, который сейчас будто бы пытается создать вокруг себя широкую коалицию. Может оказаться, что коалиция будет не такой уже и широкой, а самого Ющенко будет непросто презентовать как общенационального лидера".
Личность самого Кинаха, по мнению Гриценко, "пока что знают не так уже и много людей". "Это подтверждают такие данные: с 20 апреля по 3 мая 2001 года Центр Разумкова опросил 2000 респондентов. На вопрос "Как вы считаете, кто на должности председателя правительства может улучшить экономическую ситуацию в Украине?" остановили свой выбор на Кинахе только 2,1% респондентов. За этим низким показателем стоит не недоверие, а скорее то, что население не знает, кто такой Кинах и чего от него ожидать на посту премьера.
Но, с другой стороны, поскольку его предлагают и выбирают, значит те, кто принимают решение, считают его человеком, который мог бы возглавлять правительство в такие непростые времена". При этом Анатолий Гриценко подчеркнул, что он уверен, "что рейтинг Кинаха пойдет вверх во всех опросах и довольно стремительно".
"Теперь у Кинаха есть возможность претворить в жизнь те предложения, которые он выдвигал, находясь во главе УСПП – относительно значительного снижения налогов, подъема производства, улучшения инвестиционного климата. В то же время даже из коротких реплик президента мы слышали, что он не планирует для этого правительства длительного срока деятельности (Кучма убеждал киевского мэра Омельченко в нецелесообразности переходить на работу в правительстве на каких-то полгода).
Если не случится чего-то непредвиденного, то новый Кабмин будет работать до марта-апреля 2002 года. Кинаху будет объективно тяжело работать. С одной стороны, вряд ли он сможет теми же темпами, что и правительство Ющенко, выводить из тени экономику – ибо кандидатуру Кинаха поддержали те фракции, которые имеют определенный бизнес-интерес в теневых схемах. С другой стороны, Кинаху нужно по меньше мере выдержать тот темп социальных выплат, который был у предыдущего правительства. Тогда получается, что существует опасность реализации двух, причем – обоих негативных сценариев: или брать в долг, или включать инфляционные рычаги.
Хотелось бы, чтобы Кинаху удалось под давлением со всех сторон удержаться в рамках государственных интересов, интересов рядовых граждан и не принимать стратегически ошибочные решения, выходя из предвыборной конъюнктуры".