Рейтинги украинских сайтов. Борьба за лидерство
Рейтинг-системы, раздавая сайтам сомнительные украшения - счетчики посещений, одновременно выполняют и весьма полезную функцию. Они формируют рейтинги ресурсов по посещаемости, единственной объективной характеристике популярности сайта.
Какие же качества характеризуют действительно хороший рейтинг? Прежде всего, чтобы рейтинг мог отображать реальную расстановку сил, он должен включать максимальное количество ресурсов, которые попадают в покрываемый рейтингом сегмент Интернета. И здесь очень важно, чтобы в нем присутствовали наиболее популярные сайты, своеобразная элита.
Все остальное – способы достижения обозначенной цели. И для ее реализации нужно сделать немало. Ведь без желания владельца сайт не может быть включен в рейтинг чисто технически. А для привлечения интернет-ресурсов, как показывает практика, подробной статистики, хорошей документации, удобного дизайна сайта рейтинга, привлекательного вида счетчиков и т.д. не всегда достаточно...
Состояние нынешних конкурентов
По критерию "владения наиболее посещаемыми сайтами" на данный момент лидируют два рейтинга – Ping и Bigmir.
Остальные украинские рейтинг-системы пока не достигли уровня для конкуренции с ними. Acounter - ресурс холдинга Avanport, соответственно, почти все топ-сайты оттуда же. Index'99, Echo, Alpha-counter, WebTop, Guru обладают очень небольшим количеством посещаемых сайтов, в основном одних и тех же: Rabota.com.ua, Finance.com.ua и еще парой-тройкой.
Ping - один из старожилов Уанета, недавно отметивший свое трехлетие, создан Алексеем Гончаровым и Константином Тихоновым совместно с одесским провайдером PACO Links. На сегодняшний день, скорее всего, – наиболее авторитетный рейтинг украинских ресурсов.
Bigmir же, представитель "новой волны", почти самый молодой – ему не исполнилось и полгода. Это детище амбициозного директора компании SputnikMedia.net Джеда Сандена. Проект стремительно набрал популярность во многом за счет агрессивной рекламной кампании и "работе на местах" рекламных менеджеров.
Создается впечатление, что чуть ли не лично Санден "уговаривал" представителей крупнейших сайтов поучаствовать в Bigmir'е. По крайней мере, Алексей Мась с "Украинским порталом" из их числа. Да и перемещения многих сайтов на заре существования спутниковского рейтинга "из Ping'а в Bigmir и обратно" сами по себе наводят на такие мысли. Особенно запомнился сайт газеты "Факты", который половину ноября и почти весь декабрь прошлого года в рейтинге Ping'а отсутствовал, зато популярность Bigmir'а исправно поднимал.
Кроме этого, ресурсы SputnikMedia на тот момент уже достаточно популярные (Корреспондент.net, KPnews, uaSport, Gomail, Ukrbiz, Ukrjob) покинули все рейтинги, поселившись исключительно в Bigmir'e. Можно ли поверить на слово владельцам ресурсов, что их место в личном, по сути, рейтинге не может быть искусственно завышено?
Даже указания на то, что "с целью решения этой проблемы bigmir)net ведет переговоры с ведущими американскими и европейскими медиа-рейтинговыми агентствами на предмет сертификации процесса подсчета статистики посещаемости, а также постоянного мониторинга объективности подсчета" не снимают сомнений в честности намерений. Особенно учитывая историю с искажением данных российской системой SpyLpg.
Есть и другие "маленькие хитрости". Для наращивания трафика, например, выход из GoMail'овской почты ведет на Bigmir.
Bigmir пошел путем буквального наследования опыта предшественников. Рубрики рейтинга были взяты с Rambler'а, и к ним добавлены "Cайты Ukrbiz". Это еще можно понять. Но зачем понадобилось практически дословно брать себе целые пункты из правил основного конкурента, Ping'а?
Например:
"Сайты, предпочитающие рекламироваться на порно-ресурсах и порно-конференциях, а также использующие слова sex, porno и аналогичные в качестве ключевых слов, будут либо удалены, либо перенесены в соответствующий раздел рейтинга". (Пункт 8 "Основных принципов и правил рейтинга сайтов Ping").
"Сайты, предпочитающие рекламироваться на порно-ресурсах и порно-конференциях, а также размещающие у себя информацию порнографического содержания, будут либо удалены, либо перенесены в соответствующий раздел рейтинга". (Пункт 5 "Порядка участия в рейтинге bigmir)net").
А что же Ping? Уже к началу 2000 года у них накопилось достаточно своих проблем, которые они и пытались не спеша решать. Многие разделы рейтинга были переполнены, и новые сайты добавить туда было нельзя (!), счетчики выгружались медленно (сервер не справлялся?), два раза код счетчика потребовали заменить... В довершение всего, как только поступь Bigmir'а окрепла, Ping на некоторое время практически перестал выгружаться... Но оптимизма команда Ping'а не потеряла и выпустила в Сеть забавный баннер: "сотни веб-мастеров регистрируются, единицы получают призы, но потом все возвращаются сюда", однозначно намекая на цену популярности Bigmir'а . ("Призы" – это еженедельный Bigmir'овский розыгрыш 3000 гривен, который просуществовал, правда, очень недолго).
Конечно же, Ping занимался не только изготовлением баннеров. Через некоторое время, действительно, Ping ожил, появились новые виды рейтингов, добавились новые картинки для счетчиков, другие небесполезные мелочи.
А вот "правила участия в рейтинге" толком не изменили, и не совсем понятно, откуда пользователи смогут узнать, что счетчик теперь разрешено ставить на разные страницы сайта? Зато целых три пункта правил отведены защите внешнего вида "кнопки": "Запрещается использование измененной/искаженной иконки", "Запрещается изменение оригинальных размеров иконки", "Не допускается замена оригинальной иконки системы Ping, другой, созданной не авторами системы Ping".
А FAQ по прежнему декларируют свое отношение к пользователю: "Иногда админов нужно попросить второй-третий раз"…
Недалекие перспективы
Судя по всему, положение у Ping'a как рейтинга (а не как портала, холдинга и т.п.) стабильней. "Украинский портал", ресурсы Gala-холдинга и др. в Bigmir'е не состоят, и, очевидно, из принципиальных соображений. Ну, конкурируют холдинги друг с другом, что тут поделаешь!?
Как утверждает Алексей Гончаров: "Холдинг Топпинг оценивается как самый успешный интернет-проект в Украине", – то есть, для других новоявленных холдингов он все же конкурент. Но при этом серьезно повздорить у Ping'овцев получилось только с Bigmir'ом, у которого, как отмечалось, "идеологических врагов" хватает.
Bigmir, похоже, превосходит по материальными и организационными возможностям своего основного конкурента. Тактика "быстрой войны", принесла-таки в рекордно короткие сроки ощутимые результаты. Но самое важное то, что Bigmir единоличным лидером не стал и уступает Ping'у. Даже не по посещаемости, но по общественному признанию и доверию.
И теперь уже очередь за Bigmir'ом искать и реализовывать новые идеи, налаживать отношения с несговорчивыми партнерами, наконец, решать многочисленные технические проблемы.
Перспективные пути привлечения посетителей SputnikMedia уже начал задействовать. И Bigmir и Ping начали предоставлять возможность подключения к сайтам без оплаты услуг доступа к Интернету. Но на Ping'е смотреть кроме собственно рейтинга нечего, даже PingMedia недоступен. А зайдя по Bigmir'овскуму подключению можно походить по всем ресурсам SputnikMedia, есть чем заняться как минимум на отпущенные полчаса. Многие, бесплатно "приученные" пользоваться Bigmir'ом, вернутся на него и по оплачиваемому соединению.
А может ставка делается на то, что и не платящие за Интернет "потребляют" рекламные показы?
Следует отметить, что Bigmir по счетчикам насчитывает больше заходов, чем Ping. То есть и ссылаться на данные его счетчиков, по идее, более привлекательно. Приятно, все-таки, пораньше отрапортовать о первой тысяче, миллионе и т.д. заходов на сайт.
Или владельцы ресурсов не будут гнаться за цифрами и отдадут должное авторитету и известности Ping'а? Время покажет...
Развитие конкуренции
Не следует ожидать, что ближайшее время выявит безоговорочного победителя в борьбе за право называться главным рейтингом страны. Да и для нормального развития "отрасли" наличие монополиста нежелательно. Наоборот, существование двух (а лучше даже трех) рейтингов топ-класса, может привнести качественные изменения в их работу. Например, динамика появления нововведений за последние 5 месяцев на Ping'е оказалась выше, чем за 2 года его существования до появления Bigmir'а.
Возрастание конкуренции существенно ограничит возможности манипулирования местом в рейтинге, особенно если сайт зарегистрирован хотя бы в двух рейтинговых службах (что также есть и демонстрацией открытости для контроля позиции сайта).
Больше трех ведущих рейтингов тоже вряд ли может возникнуть в ближайшее время. Особенно если учитывать поутихшую в последнее время страсть к размещению до десяти счетчиков на странице. Но рейтинги среднего звена, очевидно, никуда не денутся, и смогут подменить в случае чего сошедшего с дистанции лидера.