Украина возвращается к делу "нецелевого использования средств"

Пятница, 6 апреля 2001, 22:20
LATIN AMERICA & EUROPE: Ukraine reopens case of bank reserves "misuse"

Украинские прокуроры опять вернулись к делу нецелевого использования средств МВФ, которые поступали с 1998 года, обвиняя опять главу Национального банка Украины в неправильном использовании золотых запасов и иностранной валюты Украиной в 1997-1998 годах.

Новые факты по делу, которое стало громким скандалом в прошлом году, могли появиться после ареста в минувшем месяце Владимира Бондаря – бывшего первого заместителя председателя Национального банка Украины.

В 1997-98 Бондарь провел несколько финансовых операций, в результате чего 700 миллионов долларов – из той суммы, которую предоставил МВФ – оказались в запасах центрального банка и были проведены через кипрский филиал банка Credit Suisse First Boston в швейцарско-американский банк. Куда пошла большая часть денег – неизвестно.

Адвокаты Бондаря утверждают о невиновности своего клиента, и говорят, что его арест "сугубо политический" и рассчитан на то, чтобы надавить на Виктора Ющенко, который сейчас является популярным премьер-министром, а с 1993 по 1999 годы возглавлял Национальный банк Украины. Он получил наивысшую оценку одобрения своей деятельности, чем любой другой украинский политик, а также он находится под давлением оппозиции, которая требует, чтобы он присоединился к ней, для того чтобы повалить действующего президента Леонида Кучму.

"Это не расследование, а что-то вроде детских шалостей. Мы не сомневаемся – это все делается для того, чтобы нажать на Ющенко", - сказал Богдан Ференц, адвокат Бондаря.

Господин Бондарь заявил обвинителям, что Ющенко не знал ничего о событиях 1997-98 гг., когда была нецелевым образом использована половина золотовалютных запасов. Они, будто бы, были использованы, в первую очередь, как имущественный залог для вкладов в высокоприбыльные украинские казначейские векселя, и по существу превращали Национальный банк в большой страховой фонд, который мог поручиться за выпущенные еврооблигации на 2 миллиарда долларов весной 1998 года.

Международный валютный фонд, займы которого составляют международные резервы Украины, узнал об операциях в августе 1998, но держала это в тайне. В прошлом году МВФ уполномочил PwC, международную бухгалтерскую фирму, провести расследование. Фирма подтвердила, что действительно, эти действия были направлены на то, чтобы искусственно увеличить резервы, и таким образом получить кредит МВФ.

Но PwC не нашел никаких свидетельств коррупции или неправильного использования денег, в то время, как Джеймс Хейли (James Healy), руководитель CSFB, свидетельствовал перед американским Конгрессом в марте 2000 года, и сообщил, что "мы не имеем никаких доказательств" того, что украинские должностные лица получали прибыли незаконным путем.

Обвинения Бондаря в коррупции могут пролить свет на эти события. Юрий Гайсинский, киевский прокурор, сказал: "Мы думаем, что эти дела могут быть мотивированы личными интересами Бондаря", и он таки перевел средства в кипрский банк.

Ющенко защищал Бондаря, говоря, что он всегда ему доверял, и доверяет. "Он не способен на преступления".

Все обвинения основываются на одном специфическом соглашении, которое было подписано Бондарем в декабре 1997 года. Обвинители говорят: 75 миллионов долларов из резервов НБУ были переведены в CSFB, как имущественный залог за покупку украинских векселей казначейства CSFB. Потом Украина объявила дефолт по этим ценным бумагам, наличный депозит был конфискован, и украинские прокуроры говорят, что дело нанесло от 5 до 20 миллионов долларов убытков.

Херли, когда выступал перед Конгрессом, опровергал любые возможные ошибки НБУ. "В случае, если бы украинцы захотели вернуть все назад, мы бы имели выбор: возвратить или депозит, или векселя казначейства, которые были у нас. Мы решили возвратить векселя". В то же время номинальная стоимость векселей была 80 миллионов долларов, хотя Министерство финансов и не выполнило обязательств, и их реальная стоимость была неопределена".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования