Дыхание холодной войны в Украине

Понедельник, 2 апреля 2001, 22:07
Cold War Chills in Ukraine

Картинка государства на стратегическом пересечении путей, где непопулярный и неприятный руководитель осаждается оппозицией. Он хочет, чтобы американцы оказали ему политическую поддержку, в обмен он обещает поддержать стратегические интересы США в его регионе. Он угрожает повернуться к Москве, если получит отказ. Реалисты внешне-политического ведомства хотят его поддержать, но это не просто: После всего, есть достаточно важные свидетельства о его причастности не только к коррупции на высшем уровне и подтасовке на выборах, но и к убийству.

Это похоже на дилемму холодной войны, с которой когда-то столкнулись США в так называемом третьем мире, но это происходит сейчас, а Европе, в Украине – центре региона, где в версии 21-го века Москва и Вашингтон борются за свое влияние. Украина – одна из полудюжины нестабильных государств между Польшей и Каспийским морем, которые разрываются между стремлением присоединиться к процветающей и демократической Европе и возвратом к своей истории бывших советских республик – стремление, которое недавно усилилось с ростом амбиций российского президента.

Вы можете подумать, что их выбор легкий, но на примере Украины видно, что она не свернула с этого пути. Через десять лет после провозглашение независимости, Украина – государство размером с Францию и населением в 49 миллионов – все еще отчаянно бедна, ее экономика искалечена коррупцией и монополией олигархов, в ее политической системе доминируют бывшие коммунистические аппаратчики (apparatchiks). С прошлой осени президент Кучма, бывший директор ракетного завода, столкнулся с уголовными, в частности, с записями, которые связывают его с убийством журналиста, чье тело было найдено обезглавленным.

Когда оппозиционная коалиция провела беспрецедентные уличные демонстрации в столице Киеве, обе стороны направили эмиссаров в Вашингтон, чтобы просить о поддержке администрацию Буша. Министр иностранных дел Кучмы Анатолий Зленко был в городе на прошлой неделе, и его сообщение было тупым: украинский режим склонен верить, что мировой порядок, который устанавливает США, с единственным государством супердержавой "имеет много преимуществ", и даже симпатизировал планам администрации Буша по ракетной защите. "Что весит больше" спрашивал он аудиторию в Heritage foundation, "Американские национальные интересы или уверенность" в свидетельствах демократичности власти?

Если Америка сделает неправильный выбор, украинские власти быстро укажут на альтернативу. Российский президент Владимир Путин приезжал в Украину в прошлом месяце и буквально обнимал Кучму перед тем, как предложить ему серию соглашений по укреплению экономических и военных связей между Украиной и Россией. "Большая проблема состоит в том, что вы имеете дело с президентом, который столкнулся с убийственным ударом, и русские готовы поднять свой нос и предложить ему дружбу", говорит бывший посол в этом регионе администрации Клинтона Стивен Сестанович.

Подобные дилеммы существуют во всем регионе… В Грузии и Молдове посткоммунистические правительства попытались и в большей степени провалились в строительстве демократии, рыночной экономики и установлении связей с НАТО и Европейским Союзом. Сейчас, когда Россия становится сильнее, они рвутся назад. В Молдове, которой отказали во вступлении в Европейский Союз, недавно восстановила свою власть коммунистическая партия, которая провозгласила намерение строить новый союз с Россией. Грузия недавно поддалась на непрекращаемое давление из Москвы и отказалась от планов интегрироваться с НАТО. Не смотря на заверения Зленко в адрес администрации Буша, Кучма согласился с требованиями России прошлой осенью уволить своего министра иностранных дел – Бориса Тарасюка, наиболее выдающегося про-западного политика в Украине. Цель Путина – не в восстановлении Советского Союза, а в возвращении таких стран, как Украина, Молдова, Грузия, Белоруссия и Азербайджан назад в сферу влияния России – зоны, где телефонный звонок из Москвы может стоить министру иностранных дел работы, или как случилось в прошлом месяце, может отменить региональный саммит.

Наряду с расширением Европейской интеграции и западного влияния, эта группа государств может превратиться в отдельный лагерь, где лидирует Россия – увеличивая возможность влияния России и на ЕС и на НАТО.

Беспокоится ли администрация Буша об этом? Да, и это ясно продемонстрировал тот факт, что госсекретарь Колин Пауэлл, который дистанцировался от мирных переговоров между арабами и израильтянами, на этой неделе принимает саммит в Ки Весте, Флорида, для президентов Азербайджана и Армении, и надеется на мирное соглашение.

… Украина – более сложный тест. Там нет нефти, но есть важное геополитическое расположение, и шансов, что демократия победит над аппаратчиками и олигархами, гораздо больше. Пауэлл, говорит один высокий чиновник в Госдепе, хочет "найти путь, чтобы разрешить проблему таким образом, чтобы усилить украинскую демократию". Это кажется правильным, но означает ли это поддержку Кучмы или его оппозиции? Пока нет ясного ответа на этот вопрос.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования