Кризис Кучмы

Четверг, 29 марта 2001, 19:10
Немецкий совет по внешней политике считает, что из-за "сложнейшего внешнеполитического кризиса" европейская ориентация Украины оказалась "под угрозой". Страна сближается с Россией, может начать торговать с Ираком и Ираном и попасть под международные санкции.

С момента получения независимости Украина переживает сложнейший политический кризис. В течение нескольких месяцев прослушивался кабинет президента страны Леонида Кучмы. Содержание многочисленных компрометирующих разговоров президента со своим окружением стало известно широкой общественности. В одном из таких разговоров Кучма нелестно отзывался об оппозиционном журналисте и высказывал пожелание, чтобы тот бесследно исчез где-нибудь в Чечне. Когда в конце прошлого года был найден труп Георгия Гонгадзе, морально и политически униженного президента призвали к ответу за предполагаемое убийство журналиста.

Большинство оппозиционных партий - от социалистов до националистов и демократов - объединились против Кучмы. Однако они еще слишком слабы для того, чтобы добиться отставки президента. Если Кучма все-таки вынужден будет уйти в отставку (чего не исключают некоторые наблюдатели), хаос в стране только увеличится. Прозападные силы уверены: если место президента займет нынешний премьер-министр Виктор Ющенко, он сможет провести в стране необходимые реформы.

Однако в левом лагере находится бывший спикер парламента Александр Мороз, который при поддержке коммунистов готов взять власть в свои руки. За Морозом в народе закрепился имидж политика с незапятнанной репутацией. Третий кандидат на президентский пост - Виктор Медведчук, вице-спикер Верховной Рады и лидер СДПУ(о). Ему Кучма, вероятно, обещал пост премьер-министра и будущего кронпринца. Как известно, за Медведчуком стоят влиятельные олигархические группировки. На Западе все громче звучат опасения, что в случае, если преемником Кучмы станут Медведчук или Мороз, события на Украине будут развиваться по белорусскому сценарию, что приведет к усилению пророссийских тенденций.

Сначала события развивались для Кучмы благоприятно. В ноябре 1999 года ему удалось во второй раз выиграть президентские выборы, несмотря на то, что экономическое и политическое положение в стране никак нельзя было назвать стабильным. Поражение на выборах ослабило положение левых до такой степени, что те потеряли большинство мест в парламенте. В Верховной Раде образовалось новое парламентское большинство, которое поддержало курс реформ нового премьер-министра Ющенко. В первый раз за историю независимой Украины президент и парламент смогли найти общий язык. Несмотря на, что путем проведения национального референдума весной 2000 года Кучма попытался ослабить позиции парламента и тем самым нажил себе много новых противников в Верховной Раде, в самом начале его второго срока еще теплилась надежда на проведение рыночных реформ.

В прошлом году ВВП Украины вырос на 6 процентов. Министерство финансов использовало экономический рост для решения проблем внешнего долга. Правительство собрало достаточно налогов, валютный резерв страны увеличился на 30 процентов. МВФ поспешил в очередной раз оказать Украине посильную помощь. Ожидается экономический прирост на 4-6%.

Несмотря на позитивные экономические показатели и поддержку в парламенте, правительство не смогло подкрепить преобразования проведением структурных реформ. Из-за чего давно назревавшая налоговая реформа отодвинулась на неопределенный срок. Коррупция, бюрократические препоны и невыгодные экономические рамочные условия отталкивают западных инвесторов. За десять лет в Украину было инвестировано лишь 3,6 миллиарда долларов.

Самые серьезные противоречия между правительством и парламентом возникли по вопросу о реформах в энергетической отрасли, которая уже несколько лет находится под контролем непрозрачных индустриальных групп, не платящих налоги в государственную казну. Зависимым от них чиновникам до сих пор удавалось препятствовать вмешательству контролирующих органов. Вице-премьер Юлия Тимошенко, сама в прошлом директор сомнительного газового предприятия в Днепропетровске, начала декартелизировать заповедную отрасль. Из-за чего у нее возник серьезный конфликт с олигархами. Когда конфликт, дополнительно подогретый "кассетным скандалом", достиг своего апогея, Кучма, по настоянию олигархов, уволил Тимошенко, а государственная прокуратура тотчас же отправила ее в тюрьму. Отставка Тимошенко серьезно ослабила позиции Ющенко.

Энергетическая зависимость Украины от России остается важнейшей проблемой страны в области безопасности. В прошлом году Украина пыталась добиться дифференциации поставок нефти и газа из России. Переговоры велись с Туркменистаном и "государствами - изгоями" Ливией и Ираком, но не увенчались успехом из-за отсутствия трубопровода в обход России.

На строительство нового трубопровода у Украины просто не было денег. Киеву пришлось распрощаться и со своей идей наладить прокачку каспийской нефти в страны Европы через свою территорию. И хотя уже началось было строительство трубопровода из Одессы в Польшу, проект заморозили из-за внутренних конфликтов и осознания того факта, что за прошедшее время Россия значительно улучшила свою систему трубопроводов. Теперь Украина подумывает о приватизации своей энергосети, поскольку российские концерны за долги могут по дешевки приобрести украинские трубопроводы. Ющенко выступает против, но влиятельные лобби в парламенте и совете безопасности одобряют подобную сделку. После аварии на Чернобыльской АЭС, которая вырабатывала до 5% всей электроэнергии страны, в Украине возникли проблемы с электричеством. Эксплуатация компенсирующих мощностей возможна не раньше, чем через 2-4 года - поэтому опять же возникает зависимость от России.

Перекос в сторону России

"Европейская ориентация" украинской внешней политики находится под угрозой. Серьезный раскол произошел в вопросе о членстве в НАТО и ЕС. Расширение организации ГУУАМ, объединяющей Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдову, путем вхождения в нее Болгарии и Румынии потерпело неудачу из-за опасения обоих государств, что это повредит их интеграции в ЕС.

Россия сегодня является приоритетной сферой экономических интересов Украины. В прошлом году экспорт продукции в Россию увеличился на 45%, что превышает динамику прироста украинского экспорта в целом. Российский капитал усиливает свои позиции на украинском рынке. Российский концерн "Сибирский алюминий" приобрел Николаевский глиноземный завод, крупнейший в Европе. Большая часть украинских нефтеперегонных заводов находится под контролем российского капитала. Восточный Сосед испытывает искренний интерес к "великой" приватизации, которая должна начаться на Украине уже в этом году: на конкурсную продажу будут выставлены пакеты акций "Укртелекома" и некоторых региональных энергетических компаний.

Доля ЕС во внешней торговли Украины значительно меньше. Квоты на импорт текстильной и металлургической продукции ограничивают торговые возможности Киева. Для ЕС Украина с экономической точки зрения не представляет интереса. Украинская доля во внешнеторговом обороте ЕС составляет менее 0,5%. Перспективы развития беспошлинной торговли между Брюсселем и Киевом достаточно плохие. Расширение ЕС угрожает Украине потерей традиционных восточноевропейских рынков.

В рамках ЕС не существует отдельного украинского направления внешней политики, отношения с Киевом являются скорее составной частью российского направления. В настоящее время Украина преследует цель стать ассоциированным членом НАТО. Однако, Брюссель не готов к такому развитию событий и объясняет свое нежелание тем, что заключенные между Украиной и ЕС соглашения о партнерстве и кооперации до сих пор не выполняются.

"Кассетный скандал", который привел к охлаждению отношений между Кучмой и Западом и одновременно не вызвал никакой негативной реакции в Москве, усилил пророссийские настроения Кучмы. Россия заинтересована в укреплении кооперации с Украиной в области высоких технологий и вооружения, что вызывает резкую критику США. Если Кучма последует примеру России и наладит торговые поставки передовых технологий в "страны-изгои" Ирак и Иран, это грозит его стране не только прекращением финансовой помощи Запада, но и международными санкциями.

Перевод Strana.Ru

GUS-Barometer - издание Немецкого совета по внешней политики, главной целью которого является "стимулирование интересов в международных вопросах, повышение научного сотрудничества, увеличение понимание между нациями". Совет был основан в 1955 году как независимая недоходная ассоциация. Цели, организация и метод финансирования сходны с тем, как они осуществляются в отношении Совета по международным отношениям в Нью-Йорке и Королевского института международных дел (Дом Чатман) в Лондоне. Членами Совета являются более 1 600 человек, включая политические личности, фигуры из "администрации и дипломатии", бизнесменов, профсоюзных деятелей, журналистов и ученых. Совет финансируется преимущественно из неправительственных источников.