"Посторонитесь, господин Кучма"

Пятница, 2 марта 2001, 12:03
Step aside, Mr Kuchma

Джордж Сорос говорит, что Украинский президент должен передать свои полномочия

Будущее Украины как независимой демократической страны не ясно. Президент Леонид Кучма предстал перед обвинениями в соучастии в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, чье обезглавленное и расчлененное тело было идентифицировано на этой неделе, через несколько месяцев после его исчезновения. Обвинения о якобы причастности Кучмы к преступлениям, начиная от убийства и заканчивая коррупцией, принадлежат его бывшему охраннику, который, после подслушивания президентского кабинета обнародовал кассеты, которые, в случае доказанности их реальности, станут опустошительным обвинительным актом.

В Financial Times на этой неделе Кучма поддержал расследование, даже предложив привлечь международных экспертов. Это похвальный жест, но он не может быть реализован до тех пор, пока Кучма не отойдет в сторону и не позволит расследованию начаться. Поскольку, как показывает это письмо, даже если он декларирует поддержку расследованию, Кучма не упускает любую возможность, чтобы критиковать своих оппонентов.

Если Кучма будет несговорчивым, продолжит нападать на политических оппонентов и масс-медиа, а также умышленно будет тормозить следствие, он рискует, что Украина повторит судьбу соседней Беларуси, где репрессивный режим сделал политическую оппозицию немой.

Окружающий мир не может оставаться в стороне. Западные правительства уже глубоко вовлечены в Украине. Среди бывших советских республик Украина была единственным крупнейшим реципиентом американской помощи. Между 1991 и 1997 годами Европейский Союз и члены-государства передали Украине 4,2 миллиарда Экю, из которых 1,8 миллиарда в виде грантов. С начала 90-х Всемирный банк утвердил более 3 миллиардов долларов в виде кредитов и грантов, а также две гарантийные операции на общую сумму 220 миллионов долларов.

Эта крупномасштабная заинтересованность Запада была продиктована, главным образом, геополитическими соображениями. Я тоже глубоко занялся Украиной, но моя цель состояла в помощи трансформации закрытого общество в открытое. Я основал в Украине Фонд Возрождения в 1989, за 2 года до того, как Украина стала независимой. С тех пор я пожертвовал более 100 миллионов долларов в поддержку Украины. Я предоставлял западных экспертов, которые помогали в доступе к Международному валютному фонду и Всемирному банку сразу после того, как Кучма стал президентом.

Впервые я встретился с Кучмой в 1994, когда он был кандидатом в президенты. Ричард Никсон, бывший американский президент, пригласил нас двоих на ланч. Судьбе было угодно, что в этот день Никсон умер, и нам с Кучмой пришлось обедать вдвоем. Он произвел на меня впечатление, как более энергичный и преданный делу, чем его предшественник.

После этого многообещающего начала, я со страхом наблюдал спад в деловых качествах Кучмы. Я наблюдал давление на независимую прессу и применение сомнительных методов во время его второй избирательной кампании. Я публично предостерег Запад против терпимого отношения к недостаткам Кучмы только из-за чувствительного геополитического положения Украины. Я предупреждал, что его переизбрание усилит власть коррумпированных олигархов, которые финансировали его предвыборную кампанию.

В последний раз я виделся с Кучмой в ноябре. Это была встреча один на один в Киеве. Я был ошарашен едкими, раздраженными замечаниями президента по поводу украинского премьера Виктора Ющенко и бывшего вице-премьера Юлии Тимошенко. Я сказал, что в тот же день раньше встречался с Ющенко, который высказал лояльность по отношению к Кучме. Я полагал, что для будущего страны было бы лучше, если бы два политика как-то смогли работать вместе. И позднее я оказался в неудобной ситуации, призывая Ющенко приспособиться к президенту. Но это было до того, как открылось возможное участие Кучмы в убийстве Гонгадзе.

Общественное мнение в Украине требует независимого расследования обстоятельств смерти Гонгадзе. Растущие протесты призывают к расследованию и все чаще к отставке Кучмы.

Если господин Кучма беспокоится за выживание Украины. как самостоятельной демократической страны, он должен отвечать за свои действия и передать свои обязанности премьер-министру, конституционно определенному преемнику, если к этому приведут результаты следствия. Запад должен занять четкую позицию, осуждая поведение и действия господина Кучмы. У международной общественности нет другого пути, как прекратить сотрудничество с господином Кучмой до того времени, пока беспристрастное следствие завершится и все виновные будут наказаны. Население должно знать, что Запад стоит на их стороне, в оппозиции к любой попытке господина Кучмы уклониться от ответственности, или, в конечном итоге, от закона.

Я остаюсь сторонником оказания помощи развитию открытого общества в Украине. Я призываю других доноров продолжать поддержку гражданского общества. Было бы трагедией, если бы ошибки Кучмы заставили международную общественность отказаться от поддержки гражданского общества в эти самые тяжелые времена.