"Квасневский с оппозицией", - считают участники переговоров

Пятница, 16 марта 2001, 20:37
Теперь Кучме не открутиться от диалога с оппозицией, считает после возвращения из Польши Тарас Чорновол. Комитет сопротивления "За правду" выдвигает свои предпереговорные условия "гаранту". И не исключает, что может начать сбор подписей за досрочные выборы президента.

Из Польши оппозиция возвратилась из легким ощущением эйфории – Квасневский не просто принял ее представителей, а сделал это за сутки до встречи с Кучмой.

Даже сам факт встречи комитет сопротивления "За правду!" считает – "политическим заявлением". Свидание с Квасневским продолжалось около 20 минут, и теперь Кучма уже "не открутится от диалога с оппозицией", заявил в пятницу участник беседы с польским президентом Тарас Чорновол.

Однако, за словами Чорновола, садиться за "круглый стол" сейчас Кучма "не совсем готов" и в его действиях чувствуется "растерянность". Он хочет регистрации в минюсте ФНС и указывает на единственную идейную оппозицию в лице коммунистов. "Форум нацспасения готов оказать Кучме юридическую помощь", - сказал Чорновол, добавив, что в Польше диалог с оппозицией начался, когда "Солидарность" не была зарегистрирована. Также не сможет Кучма заявить, что посредничество Квасневского является вмешательством во внутренние дела государства – "ибо резонанс в Европе очень высок".

Квасневский также должен был передать Кучме позицию "веймарской тройки", которая, кроме Польши, включает Францию и Германию. "Заявления веймарской тройки как официального документу, как меморандума не существует. Это – закрытые предпосылки от ведущих стран Европы, по существу – позиция Евросоюза в отношении вопроса прав и свобод человека в Украине. Квасневский рассказал, как Европа воспринимает эти события – об украинском законодательстве, недопустимости узурпации власти, терпимости к оппозиции, ксенофобии, антисемитизме. Он заявил, что то же самое скажет и Кучме, но в более жесткой форме".

В свою очередь "За правду!" также выдвинул ряд предусловий Кучме – они не будут садиться за "круглый стол" до тех пор, пока "гарант" не признает факт существования оппозиции и саму возможность того, что из-за "стола он может встать не президентом, а экс-президентом" (Чорновил). Кроме этого, комитет сопротивления выдвигает и другие требования – отставка "всех лиц, причастных к заострению политического кризиса и тех, которые фигурируют по кассетном деле и деле Гонгадзе", "определение круга переговоров", "устранение олигархических кругов от управления государством". Также "За правду!" признает, что главное для них – не отставка Кучмы, а "изменение политической конфигурации". В комитете сопротивления это и считают главной темой переговоров.

Комитет сопротивления не исключает, что может начать сбор подписей за проведение досрочных выборов президента – если такое решение примет объединенная оппозиция. Идею начать коллекционировать автографы ради этой цели "серьезно рассматривали на Форуме нацспасения", заявил Чорновол. А пока он "надеется на нормальный, "человеческий" круглый стол".

Также в комитете сопротивления "За правду!" произошла определенная трансформация взглядов – теперь главной тактической угрозой они видят не существование Кучмы, который "себя дискредитировал", а приход "олигархов в заговоре с коммунистами" путем устранения правительства Ющенко.

Для защиты действующего премьера "За правду!" будет проводить митинги поддержки 9 и 10 апреля. А перед этим 30 марта пройдет антикучмистский концерт, а 24 марта – научно-практическая конференция "Украина после Кучмы".

<и>Является ли посредничество Квасневского вмешательствам во внутренние дела государства?

Лидер Реформ и порядка" Виктор Пинзеник считает, что все "способы нужно использовать". "Одним со способов является участие третьей стороны, и таких прецедентов было немало. Украина таким же образом выступает посредником в проблемах Приднистровья".

Первый "гарант" Украины Леонид Кравчук считает неуместным участие польского президента в урегулировании политического кризиса в Украине. Однако соглашается, что единственный возможный выход из ситуации – "круглый стол" перед "открытой камерой".

"Конфликтующим сторонам не удастся решить проблему "только так, как они ее желают решить". "Оппозиция считает, что только она права во всех вопросах. Все другие – ошибаются, в том числе и власть. За 10 лет независимости мы не только решили негативы, которые приобрели, но и приобрели свои. И все к этому приложились – и власть, и оппозиция, и партии, и Верховная Рада, и президент, и правительство. Сегодня нужно сесть за круглый стол. Нужно начать диалог без амбиций, без предварительных условий. Оппозиция говорит, что она не хочет садиться за стол с Кучмой. Ну если так ставить вопрос, то диалога никогда не будет. Если администрация будет говорить, что мы не будем садиться за стол, если там будет Мороз – ничего не будет. В 1988 году я пошел на дискуссию с Рухом без предварительных условий. Никто не ставил вопрос, хочу ли я общаться с Драчем или с Павлычко. И совсем бессмысленная идея, чтобы посредником в диалоге выступил президент Польши. Если брать чисто дипломатическую сторону дела – это вмешательство во внутренние дела государства. Такого в мире нет. Президенты могут выступать посредником, если возникают межгосударственные проблемы. Здесь мы должны сами решать этот вопрос. Если мы этого захотим – мы начнем привселюдный диалог. Если это будет диалог за дверями, а журналистам будут давать пресс-релизы, то лучше это не начинать".

Самыми большими ошибками власти Кравчук считает неразрешение проблем демократическим путем. "Смерть журналиста Гонгадзе. Я не встречался еще с такими случаями, когда по одному и тому же вопросу каждый день дают разную информацию. Это сразу порождает недоверие. Не могли, по моему мнению, руководители ни МВД, ни генпрокуратуры, ни СБУ превращаться в интервьюеров. Есть пресс-служба у каждого – она должна была давать ту информацию, которая десятки раз проверена. Даже если она из одного предложения. А здесь первое лицо появляется перед журналистами, его ловят на слове, и раздувают скандал. Я когда был в Германии, США, Австрии – говорят одно и также: "Вы наделали больше ошибок, решая вопросы". У нас не было прозрачности, действительно демократичности в разрешении этих проблем".