Власть хотела и хочет обескровить оппозицию

Четверг, 15 марта 2001, 12:48
Ситуация, которая складывается вокруг стычек 9 марта в этом году, свидетельствует, что власть в отношениях с оппозицией и далее будет задействовать главный свой метод - провокации, замешанные на откровенной лжи и перекручивании фактов, которые активно будут тиражироваться подконтрольными СМИ.

И будет происходить это потому, что 9 марта не была достигнута основная цель власти - оппозиция хотя и была втянута в силовое противостояние с органами правопорядка, но не была окончательно дискредитирована как главный дестабилизатор ситуации в стране и не была обескровлена последующими арестами и репрессиями. А именно для окончательного ослабления оппозиции и запугивания ее симпатиков среди обывателей и готовилась вся эта масштабная провокация со столкновениями, уличными боями, арестами и избиением всех, кто попадал к рукам милиционеров, масс-медийной истерией вокруг пострадавших "защитников конституционного строя" и тому подобное.

О том, что провокация готовится, и власть готова применить силу, можно была догадаться, слушая всяческих долгановых на УТ-1, которые начали называть "антидержавниками" акцию "Украина без Кучмы!", "Форум национального спасения", молодежное движение "За правду!" и других оппозиционеров. И делалось это откровенно, не то, что без решения суда, а и даже без достаточного юридического обоснования, на том только основании, что оппозиционеры требовали отставки президента Кучмы. Продолжалась соответствующая обработка общественного сознания, замешанная на элементарной подмене понятий, а оппозиция проворонила этот момент. И ни одного раза не обратилась, например, в суд, чтобы доказать, что Кучма и Украина это не одно и тоже. И что требование отставки президента не означает выступление против государства, а, следовательно, обвинение в антигосударственной деятельности, по меньшей мере, безосновательные. Апогеем этой компании целиком можно считать выход 2 марта еще недавно похожих на газету, а теперь превращенных в банальную суркисовско-медведчуковскую агитку "Киевских ведомостей", которые на первой полосе сообщили 1 марта, что с Крещатика убрали палатки участников "антигосударственной акции". Оппозиция это тоже проглотила.

И вот когда оппозиция настроилась не пустить президента к памятнику Шевченко, власти показалось, что наступило время для более решительных действий - для провокаций, которые возмутили бы манифестантов, привели к стычкам, и которые можно было бы использовать для окончательного подавления наиболее активных оппозиционеров жесткими репрессиями. Подтверждений этой версии немало.

Во-первых, о том, что власть готовилась к "большой крови" на киевских улицах, свидетельствует тайное распоряжение министерства охраны здоровья Украины столичным больницам принимать раненых и оказывать им помощь, не сообщая в милицию, что в обычное время сурово, под страхом ответственности запрещено. На мартовские праздники делать это позволили, ибо, по-видимому, знали, кто и кого будет ранить. Факт этого распоряжения установили и предали огласке на пресс-конференции депутаты парламента Тарас Чорновил, Тарас Стецькив и Александр Старинец, но о нем почему-то все "забыли".

Во-вторых, было сделано все, чтобы возмутить людей, превратить их в неконтролированую толпу. Именно для этого милиция начала аресты людей после того, как президент положил цветы и поехал себе в Закарпатье, а оппозиция, которая не смогла прорвать милицейских кордоны, начала успокаиваться и, мягко говоря, выпускать пар на митинге, по-дурацки зачем-то кромсая желто-голубую ленту с президентского букета. И вот тогда и поступили первые сообщения об арестах, и люди пошли к помещению киевской милиции. И что сделала милиция? Она начала умышленно отпускать задержанных, вывозя их на "воронках" прямо в толпу людей. Понятно, это возмутило и наэлектризовало людей, и они двинулись к президентской резиденции и МВД. А там их встретили стены милиционеров в шлемах, со щитами и резиновыми дубинками. Лучшего "катализатора" и выдумывать не нужно, а здесь еще и провокаторы помогли.

Немного о провокаторах и драках. Оппозиционные лидеры не отрицают того, что активисты УНА-УНСО приняли активное участие в стычках. И объясняют этот факт довольно немудро: мол, вы же знаете, что УНА-УНСО - это УНА-УНСО, такой у нее "заряд": на силу отвечать силой. Но это, понятное дело, не оправдывает то, что оппозиционные вожди утратили контроль над ситуацией и не смогли если не успокоить, то хотя бы остановить людей, которые разбирали мостовую, бросали в милицию камни, бутылки с "коктейлем Молотова", железные прутья и тому подобное, а потом, по словам Юрия Луценко, "немедленно разбегались, когда к ним подходили народные депутаты или координаторы акции". Что это были за люди, оппозиция не знает, не смогла установить. И это ее огромный минус. А если знает, но не сообщает, то это несколько минусов сразу. А как было бы хорошо, если бы оппозиционеры остановили одного из таких "казачков", которые были подосланы провокацией "капитальными людьми". Совсем по-другому можно было бы даже с Кравченко говорить.

В-третьих, милицейское начальство хотело оно того, или не хотело, но именно содействовало большому количеству раненых и пострадавших среди своих рядовых подчиненных, ибо в противостоянии с толпой в первый ряд поставило не хорошо подготовленных и защищенных специальными средствами спецназовцов, а молодых, не очень опытных милиционеров. Выступая в парламенте 14 марта, первый заместитель министра внутренних дел Николай Джига признал, что средний возраст пострадавших милиционеров - 23 года. И как здесь не вспомнить, что такой же самый прием милицейское начальство использовало еще в начале девяностых в борьбе с национально-освободительными манифестациями, чтобы крови в стычках было больше и потом можно было в ней обвинить "экстремистов-националистов". Так что, Советский Союз возвращается, а вместе с ним и старые приемы?

А генерал Джига вообще сказал смешно, от чего стало еще страшнее: мол, милиция так плохо оснащена, потому что ей не хватает денег. А откуда же они берутся на шикарные "мереседесы" для Кравченко? На амуницию "орлов боєвих" со всякими "Беркутами", "Соколами" и других птичьих "масок-шоу", которые и на этот раза отсиделись в автобусах? Что, их время еще не наступило?

Сегодня, когда в Львове уже продолжается студенческая забастовка, понятно и то, что так напугало власть, почему ей нужно было обескровить оппозицию. 9 марта произошел учредительный съезд Всеукраинского общественного комитета “За правду!”, в руководство которого вошли все руководители студенческой голодовки 1990 года. Именно они такими способом как будто признали, что больше десяти лет назад они не доделали свое дело: тогда основы тоталитаризма были только подточены, а сегодня наступило время сломать его окончательно, ибо при Кучме он расцвел буйным цветом. "Заправданцы" решили готовить всеукраинскую студенческую забастовку с главными требованиями отставки Кучмы и силовиков. Кучманоиды, которые из-за своих стукачей, вероятно, об этом узнали, а поэтому и не могли "простить". Вот потому и вылавливали озверевшие милиционеры на улицах и вокзалах молодых людей со значками и платками с надписью "Правды!" и зверски лупили их во время ареста, в автобусах, в милицейских участках только за то, что они говорили на украинском языке. Испугались кучманоиды и правды, и тех, кто ее стремится. И единственное, на чем еще хочется остановиться, так это то, что арестов и кровавой расправы над арестованными такого масштаба не было и во времена распада СССР, а, следовательно, нужно еще разобраться, можно ли такую позицию милиции назвать "государственнической"…

Отчет силовиков в парламенте засвидетельствовал, что власть, к сожалению, не собирается отказываться от силового варианта подавления оппозиции. И глава СБУ Владимир Радченко, и заместители Кравченко - Джига и генпрокурора Потебенька Сергей Винокуров подтвердили, что уголовные дела по статье 71 Уголовного кодекса, которые предусматривают наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 12 лет за организацию массовых беспорядков с вооруженным насилием, будут доведены до конца. И если так случится, то это будет еще одно достижение и политическое "ноу-хау" кучмовского режима: силовики признали, что упомянутая статья в Украине еще не применялась. Теперь намордник для недовольных имени Кучмы найден и апробирован.

Кроме того, продолжается нагнетание "народной истерии" относительно "справедливого наказания политических хулиганов" и "наведения конституционного порядка". В парламенте было распространено письмо матерей пострадавших милиционеров к спикеру Ивану Плющу и к нардепам, в котором авторы гневно осуждали избиение своих детей, которых они отдали на службу Украине, а тех бросили против манифестантов. И горе, и тревога матерей за судьбу детей, конечно, понятно. Но им же, вероятно, стоит понять и иное: кто отдал приказ идти против своих сограждан. И кто и дальше собирается это делать.

Того же дня в Верховной Раде было распространено еще одно заявление коллегии УМВС Украины в Винницкой области. Один генерал-лейтенант милиции В. Бевз и одиннадцать милицейско-винницких полковников написали следующее: "Заявляя о безусловной поддержке президента Украины как гаранта Конституции, о поддержке всех ветвей власти, мы требуем широкой морально-политической поддержки правоохранительной системы, которая даст возможность обеспечить порядок в государстве. Мы не собираемся выступать в роли посторонних наблюдателей, МЫ ТРЕБУЕМ РАЗВЯЗАТЬ НАМ РУКИ (выделили слова авторы письма. - В.С.) и дать возможность защитить государство от гражданской войны и развала". Ни больше, ни меньше.

И, понятно, милиционерам из Винницы известно, кто главный враг. Это все участники антипрезидентских выступлений, координаторы акции "Украина - без Кучмы!" Юрий Луценко и Владимир Чемерис персонально и Соцпартия Украины. А, следовательно, если этим "орлам боєвим" дать возможность и "развязать руки", как они просят, то и понятно, что будет - все это мир увидел 9 марта в Киеве.

О готовности употреблять силу свидетельствуют и предыдущие заявления самого "гаранта", который, как известно, публично заявил, что власть силу еще не применяла. Но, как всегда, дальше всех пошел Долганов, который в прошлое воскресение прибегнул вообще к беспрецедентному мероприятию в своей программе "7 дней". Он впервые в истории украинской журналистики, да что там журналистики - впервые в истории независимой Украины фактически прибег к прямому шантажу всего депутатского корпуса Верховной Рады, когда дал общественности послушать частные разговоры депутатов и чиновников, которые обсуждают свои проблемы, а также проблемы межфракционной торговли мандатами в парламенте. При этом Долганов, конечно, фамилий собеседников, кроме упомянутых в разговорах Юлии Тимошенко, мэра-взяточника Никулина и депутата коммуниста Мармазова, не назвал, но предупредил, что они ему известны.

И дело даже не в том, что это действительно грубый и нескрываемый шантаж депутатов: мол, голосуйте правильно, когда нужно, а то мы о вас все знаем, и все можем использовать. Долганов откровенно и открыто засвидетельствовал то, что мы уже практически живем в полицейском государстве, где нет частной жизни, и его тайны ничем от правохранителей не защищены. Ведь если милиционеры дали для предания огласке Долганову записи разговоров, которые санкционированы прокурором в интересах следствия, то тогда они предали огласке тайну этого следствия, и это есть преступление. А если дали "послушать" то, что следствия не касается, то Долганов просто предал огласке тайну частных разговоров. Т.е. тупо, как все, что он делает, нарушил конституционную норму, которая эту тайну гарантирует. И сделал это Долганов на государственном телевидении, которое содержится на налоги и тех, кого он так "опустил". Все, как говорится, приплыли, ибо главное случилось дальше - депутаты и правохранители, которые должны бы за этим следить и не допускать подобных нарушений, даже не обратили на долгановскую "выходку" ни малейшего внимания. Воистину власть еще власть не применяла - нужно танки на Крещатик вывести…

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования