Милиция предотвратила заговор против Кучмы

Среда, 14 марта 2001, 12:37
Оказывается памятник Шевченко 9 марта охраняли несколько тысяч милиционеров, чтобы они вместе с руководством государства подорвались на мине. По крайней мере, такой вывод можно сделать со слов руководителей правоохранительных органов в парламенте.

Первым о сенсации, спустя почти пять дней (!) сообщил первый зам Кравченко Николай Джига. Поступили два анонимных звонка о том, что памятник заминировали. Поэтому, говорит он, мы и охраняли покой президента, премьера и всех остальных у памятника Шевченко. И ни слова о том, что, например, информация не подтвердилась, что искали бомбу и не нашли… Очевидцы, которые дежурили у памятника всю ночь могут, кстати, подтвердить, что никто с собаками бомбу в этом районе не искал.

В страшном "широкомасштабном заговоре" по уничтожению верхушки украинской власти заподозрил силовиков и один из депутатов. "Я – за отставку президента, но подрывать его бомбой – это же не хорошо", возмущался депутат. Никто из силовиков не смог дать ему вразумительный ответ. Только глава СБУ Владимир Радченко вскользь заметил, что установлен один из звонивших – им оказался (еще одна сенсация!) корреспондент радио "Свобода", с которым уже "проведены соответствующие беседы".

Но, начнем все по порядку. После традиционной уже для зала парламента демонстрации кинофильма под названием "События 9 марта глазами милицейских операторов", выступили первый зам министра внутренних дел Николай Джига, новый глава СБУ Владимир Радченко и заместитель генпрокурора Сергей Винокуров.

Со слов Джиги стало понятно, что главным преступником является "гражданин Луценко", который "дважды возглавил попытки" других несознательных граждан прорваться к памятнику Кобзарю, "чтобы тоже возложить цветы к памятнику". Джига утверждает, что гражданин Луценко и иже с ним "напали на милиционеров с металлическими прутьями".

Выяснилось, что львовских отдельных студентов задержали за "злостное хулиганство" за то, что они не порядочно поступили с президентской корзиной с цветами – растоптав ее у всех на глазах. Дальше больше. Они позволили себе наклеивать листовки "антигосударственного содержания", а отдельные участники акции бессовестно "справляли физиологические потребности возле здания МВД"! Некоторые участники манифестаций "призывали к свержению законной власти"

Еще одна интересная деталь – милиция приняла решение охранять здание администрации президента после того, как получила информацию о "намерении захватить (!) и подпалить (!) здание администрации". Не обращая внимания на смех депутатов, Джига продолжал сгущать краски, рассказывая о творимых "бесчинствах".

По фотографиям, срочно сделанным по материалам видеосъемок, были задержаны 217 человек, 12 отпустили сразу, по 205 – составили административные протоколы, 85 назначили штрафы, 88 арестовали. Сейчас продолжают находиться под административным арестом 50 человек, к которым милиция не применяла "незаконные методы", то есть никого не били. В схватках пострадали 63 милиционера, 36 госпитализированы, у 18 из них – травмы головы. Одному из милиционеров, возможно, предстоит операция.

Самому министру внутренних дел Украины Юрию Кравченко, не позволила выступить перед депутатами какая-то неизвестная болезнь - Джига сообщил, что его шеф "находится на лечении". "Знаем мы ваше лечение! В Крыму, рядом с президентом болеет!", - закричали депутаты.

Выглядел он очень растерянно, руки тряслись, ни на один из вопросов так и не ответил.

Не в пример ему смотрелся главный СБУ-шник страны Радченко, который ублажил всех. Держался уверенно, свободно, уважительно говорил о радикалах, призывал к диалогу с СБУ, сказал, что все виновные понесут ответственность, а коммунистам понравился тем, что пообещал разобраться с "иностранцами", которые вмешиваются во внутренние дела страны. Он имел в виду Сороса, который собирается помочь с финансированием юристов для задержанных студентов.

Радченко, в частности, рассказал, что по их оперативным данным участников манифестации накануне проинструктировали, как себя вести на допросе, заплатили им деньги. "Как установлено предварительным следствием, участникам бесчинств накануне платили деньги, их инструктировали как нападать на милицию, как вести себя на допросах и в случае задержания".

Теперь центральный аппарат СБУ занимается расследованием уголовного дела против зачинщиков беспорядков.

Радченко почему-то не показалось, что памятник Шевченко вместе с Кучмой охраняло слишком много милиционеров - их было в 2,5 раза меньше, чем во время выступления Клинтона перед красным корпусом университета, говорит он.

Тогда президента США охраняли 408 работников государственной службы охраны, 275 работников СБУ и более 5 тыс. работников МВД. А 9 марта охрану общественного порядка обеспечивали "всего" 97 работников службы госохраны и 2 тыс. работников МВД. Однако, чтобы продемонстрировать демократичность, Радченко пожаловался, что и ему не удалось пройти к памятнику Шевченко с первого раза из-за "определенных ограничительных мер".

Сергей Винокуров попытался защитить Потебенько и почему-то сразу стал говорить о его здоровье. "Потебенько не больной, он совершенно здоровый. Прокурор практически очень часто ездит по регионам. Вчера, я точно знаю, он был в Черкасской области – встречался в областной прокуратуре, с общественностью. Сегодня я его на работе не видел, и знаю, что он в командировке. Потебенько – абсолютно здоровый человек!", - заверял Винокуров, видимо, подозревая, что ему никто не верит.

Депутаты после всего попытались обсудить услышанное, в четверг оппозиционные депутаты попытаются продемонстрировать вторую серию "События 9 марта", снятую зарубежными операторами.

Говорили больше о своем, о наболевшем. Депутат Марченко, например, попросил сделать ему несколько копий "кина", чтобы он с удовольствием посмотрел все это еще раз, перед сном. Так и сказал. "Знаем мы, чем это пахнет! США хотят быстренько поставить здесь своего президента Ющенко, а наши "политические прокладки" только помогают им в этом!". На этой оптимистичной ноте и закончилось горячее обсуждение бурного дня, 9 марта.