Украина – журналистский рай

Четверг, 8 февраля 2001, 20:20
"Обнадеживающая" статистика

Потрясающие данные огласил в четверг заместитель Кравченко Петр Коляда. По его словам, все 61 преступление против журналистов совершено с корыстной целью, из них 20 уже раскрыты и направлены в суд. "Это - обычная преступность", - передает слова замминистра внутренних дел Интерфакс-Украина.

То есть со слов милицейского чиновника выходит, что убийцы Гонгадзе тоже преследовали "корыстные цели", и, таким образом, версию о профессиональной деятельности МВД уже не рассматривает. Или другой вариант – против Гонгадзе вообще никаких преступлений не совершали.

В целом же у нас журналистов любят – и убивают в среднем раз в год. За пять лет – семь убийств (раскрыто три). На жизнь двоих было совершено покушение (одно раскрыто), 4 скончались от тяжких телесных повреждений (2 раскрыто).

Но, видно, все таки какие-то грехи не дают спать по ночам Кравченко, и он 20 января издал уже второй приказ о мерах, направленных на предотвращение и раскрытие преступлений, совершенных в отношении журналистов. Как заверил Коляда, приказ уже начал работать на местах.

Еще одно открытое письмо к генпрокурору

Тем временем к генпрокурору был вынужден обратиться владелец радиостанции "Континент" Сергей Шолох. 30 января ему позвонили с "последним китайским предупреждением". Перед этим, 26 января в его машину врезался ЗИЛ-130. Тогда Сергей воспринял это как досадное стечение обстоятельств.

"Сначала я не отнесся к этому внимательно, но события, которые произошли после этого, подтвердили вероятную реальность претворения в жизнь телефонного предупреждения", пишет Шолох Потебенько.

3 февраля в парадном дома, где живет Шолох, гражданин Н. спровоцировал скандал якобы связанный с отключением квартиры от кабельной сети, "после этого с табуреткой в руке пытался ворваться в мою квартиру чтобы вырвать телевизионный кабель. При этом он, не обращая внимания на присутствие несовершеннолетних детей и женщин, нецензурно ругался и угрожал меня убить. Гражданин Н. сказал, что я не смогу живым выйти на улицу, что местный участковый милиционер по имени Олег является его другом, и придет и заберет меня на ночь в камеру и там со мной разберутся".

Шолох просит генпрокурора проверить эти факты, а в случае их подтверждения, возбудить уголовное дело "по поводу угроз жизни со стороны неизвестных лиц и принять необходимые меры по защите меня и членов моей семьи от вероятного физического и психического влияния на нас с целью оказания давления на меня, как руководителя средства массовой информации. Надеюсь, что в данном случае к моему заявлению отнесутся не так, как в свое время отнеслись к заявлениям моего бывшего сотрудника Гонгадзе".

Публичный враг прессы

Но поскольку у нас против журналистов преступлений больше не будет, то теперь наоборот, лагерь нарушителей закона пополняют масс-медиа. Александр Волков начинает новую тяжбу – он подал в суд на газету "Україна молода".

На этот раз его возмутило то, что газета написала о причастности Волкова к исчезновению Гонгадзе – со ссылкой на Рабиновича. Сам Рабинович эту информацию опроверг. Правда, это же – со ссылкой на него – сделала спустя три дня и "Україна молода". Однако то ли Волков об этом не знает, то ли обиделся сильно… Никаких подробностей он по этому поводу не сообщил, сказав, что все любопытствующие пусть обращаются к его адвокатам.

Если уж Волков такой принципиальный, то ему следовало бы подать в суд еще как минимум на три СМИ, которые до "України молодой" написали об этом – немецкую газету Die Welt, телеканал ICTV и радиостанцию "Немецкая волна". Также об этом сообщала бельгийская газета De Standaard, правда, еще в начале года и без ссылки на Рабиновича.

Наезд на "плюсы"

А тем временем проблемы возникли у партнера Волкова по медиа-проектам Бориса Фуксмана, совладельца телекомпании "1+1", который сам стал гонителем за свободу слова. В среду пятнадцать ведущих журналистов и руководителей канала выступили с заявлением о "глубокой обеспокоенности состоянием свободы слова" в стране и обращением к Кучме. От "арбитра нации" они требуют "немедленного отстранения председателя СБУ Деркача и немедленного прекращения использования силовых структур для давления на средства массовой информации".

На резкое заявление "1+1" подвигло то, что 5 февраля "в компьютерную сеть пограничной службы был внесен запрет на въезд в Украину одному из инвесторов" телекомпании гражданину Германии Борису Фуксману. Сделано это был по требованию СБУ: спецслужбой руководит Леонид Деркач, а его сын Андрей является бизнес-партнером Рабиновича, у которого, соответственно, враг №1 – Фуксман.

"В частности, еще более трех месяцев назад председатель СБУ Леонид Деркач пытался с помощью шантажа во время телефонного разговора с г.Фуксманом настаивать на изъятии из выпусков Телевизионной Службы Новостей тех материалов, которые могли, как ему казалось, затрагивать его интересы".

По мнению "1+1", "стали системой не только прямое вмешательство госчиновников в освещение политических событий, но и использование ими служебных полномочий для сведения счетов со средствами массовой информации, позволяющими себе иметь независимую точку зрения".

Это заявление можно было бы расценивать как попытку использовать критическую ситуацию со свободой слова для внутриклановой борьбы, если бы не одно "но": опыт событий вокруг НТВ и ОРТ показывает, что лучше иметь олиграхов-конкурентов и искать истину на стыке конфликта, чем "старшего брата" на каждом углу.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования