Кучмагейт

Вторник, 27 февраля 2001, 14:16
Kuchmagate

Украинский президент обвиняется в заказе убийства и запугивании, а запад пока молчит

Вотергейтские пленки, которые привели к смещению Ричарда Никсона смотрятся достаточно безобидно по сравнению с экстраординарными откровениями по поводу того, как выражался, и, наверное, все еще выражается, нынешний глава одного из крупнейших Европейских государств за закрытыми дверями.

Приказ о похищении и убийстве воинственного журналиста, запугивание местных руководителей тюремным заключением во время президентской кампании и безнаказанность организаторов взрыва против политических оппонентов – все это есть на записях, которые были тайно сделаны бывшим членом президентской охраны, запрятавшим подслушивающее устройство в мебель.

Это невероятная сага о "жучке в диване" привела к крупнейшему политическому кризису за десять лет со времени обретения независимости. Но настолько же примечательно, что эти открытия по поводу недемократичного стиля управления, пока не вызвали практически никаких комментариев в западных столицах. Сосед Украины, Беларуссия - маленькая и не представляющая интереса со стратегической точки зрения страна, поэтому ее автократическому президенту постоянно влетает от западных властей. Сейчас получается, что руководство Украины ничем не лучше, но Запад, словно проглотил язык.

Можно аргументировать это тем, что пленки не аутентичны, как первоначально пытались предположить Кучма и его окружение. Но все это не выдерживает критики после того, как Микола Мельниченко, который это записывал и сейчас скрывается за рубежом, беспокоясь за свою жизнь, передал их в уважаемую голландскую лабораторию по распознаванию голосов, которая удостоверила, что они подлинные. Записями сейчас занимается Международный институт прессы в Вене. Украинский генеральный прокурор, друг президента, недавно согласился, что голос на пленке действительно принадлежит Кучме, но заявил, что слова составлялись из других отдельных слов. Голландская лаборатория утверждает, что там нет свидетельств подделки.

Не смотря на то, что пленки шокируют, они не стали сюрпризом. Это всего лишь гротескный пример порочной демократизации Украины. В какой то мере Кучма просто повторяет недостатки Ельцинской эры в России. Приватизация крупных государственных предприятий сначала была отложена, потом ее быстро провернули на основе клановых сделок без какого-либо общественного контроля.

В президентских руках была сконцентрирована чрезмерная власть, и парламент был настолько выхолощен, что не имел никакого контроля над исполнительной властью. Государственные телевизионные каналы находятся под строгим контролем, им приказано не давать справедливую или хотя бы частичную критику власти. Что касается независимой прессы, то, как только они позволяют себе критиковать власть, им предъявляют судебные иски. Абсурдные объемы исков со стороны властей в виде судебной компенсации сейчас в три раза превышают национальный бюджет.

В знак протеста против такого наследия, украинские оппозиционные политики объединились в широкую коалицию, которой никогда не было до этого в этой стране. Форум национального спасения объединил правых прозападных националистов из Руха и посткоммунистических социалистов. "Положить конец криминальному режиму, восстановить правду и верховенство права и вернуть Украину на путь европейского развития", заявляют они в открытом манифесте.

Тысячи демонстрантов протестуют на улицах Киева, требуя отставки Кучмы. Но Кучма далек от извлечения уроков, украинский президент ведет себя так, как во время тайного подслушивания. Государственное телевидение обвиняют протестующих, но не предоставляют их лидерам времени в эфире. Через четыре дня после вступления в Форум национального спасения, бывший министр Юлия Тимошенко была награждена тюремным заключением. Хотя ее обвинили в коррупции, подозрения по поводу нее постоянно возникали все время ее служения Кучме. Странно, что обвинение было предъявлено только тогда, когда она перешла на другую сторону.

Молчание Запада по поводу этого перечня недостойного руководства, скорее всего, объясняется двумя вещами. Первое – существующее мнение о том, что Кучма – "лучшая надежда для проведения рыночных реформ". Второе – страх, что критицизм направит Украину в объятья Москвы. Президент Путин уже поэксплуатировал слабость Кучмы, предложив ему всеобщую поддержку и в то же время оказывая давление на него для имплементации недавно подписанных соглашений по газу, электроэнергии и зарубежным инвестициям, что позволит русским застолбить ведущие позиции в украинской экономике. Но холодная война закончилась и от старомодного западного мышления о том, что все, что хорошо для России, плохо для Запада, давно следовало бы отказаться.

Что действительно важно, так это развитие демократии. За всем этим стоит возрождение старой проблемы экспансии НАТО на Восток. Администрация Буша скорее всего вернется к этой проблеме в ближайшие месяцы, даже не смотря на то, что мудрые головы начинают понимать, что вступление новых членов в НАТО не принесет ничего, кроме риска более глубокого раздела Европы.

Украина не стоит в списке кандидатов, но она стала настоящей проблемой. Желает ли Запад понять, что процесс демократизации дает больше для безопасности, чем продажа оружия или расстановка флажков на карте для обозначения "наших" и тех, кто связан с "медведем"?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования