О силе демократии и слабостях Кучмы

Суббота, 24 февраля 2001, 18:06
За последнюю неделю Леонид Кучма много говорил с народом – за словами интервью внимательный читатель и зритель могли видеть отчаяние человека, загнанного в угол. Президент говорил много, и его главными тезисами были непричастность к убийству журналиста Гонгадзе, возможность прослушивания президентского кабинета и его вероятные заказчики, а также преданность президента демократическим принципам (как он их понимает). Президентское понимание демократии и является нашей темой.

В среду президент общался с читателями наиболее массовой украинской газеты "Факты". Один из них, судя по словам и обстоятельствам, очевидно, отставной военный из госпиталя в Николаевской области, задал президенту "небольшой", как он сам сказал, вопрос, имея в виду обвинения оппозиции: "Почему вы терпите эту ложь? Разве у вас нет возможности все это прекратить?!" На что президент ответил: "Но ведь должна быть демократия!" -"Должна быть... Но вы хоть немножко прижмите их! Это же просто уже невозможно! Стыдно смотреть на это все!" - "Во всем нужно следовать законам".

Нельзя не разделять эти слова Леонида Кучмы. Единственное, что президент, очевидно, путает, так это принципы демократии и верховенства закона. Демократия - это власть народа, а верховенство закона - это принцип любого справедливого государства. Следовать законам можно и при монархии, как, например, в Саудовской Аравии. Там, естественно, свои законы, не такие как у нас, но их там придерживаются.

В другом интервью последних дней президент позволил себе встать на защиту олигархов - это, как вы помните, было в интервью РТР. Господин Кучма заявил, что собственно понятие "олигархов" искажено. Он добавил, что богатые люди во всем мире - миллионеры и миллиардеры - "всегда управляют, только не непосредственно, а через своих представителей во власти".

Мы слышали из уст президента намного более шокирующие вещи. И на сказанное журналистам РТР многие просто не обратили внимания. А зря.

Это было, полностью очевидно, сказано бегло и не составляло главной темы разговора. Но важнейшие вещи высказываются бегло, когда их высказываешь, то на них не останавливаешься, а летишь себе далее - к тому, что считаешь более важным. Такие мысли являются "кирпичиками" мировоззрения, именно они являются базисом для оценки мира и построения стратегии своих действий в нем.

Справедливости ради, мы оставим президенту, как защиту, версию о слишком коротком, попутном упоминании о власти богатых. Возможно, если бы господин Кучма имел время и желание пояснить свои слова, он бы это мог сделать иначе. Однако, мы комментируем только сказанное.

Как видно из разговора, по мнению Леонида Кучмы, странами мира, и среди них, видимо, Украина, управляют богатые. Тут следует вспомнить, что в постсоветских странах забывают, что слово "олигархи" - на самом деле не просто определение просто богатых, или очень богатых, людей. Так же как "демократы" - это сторонники и представители демократии, строя, который является выражением власти народа, так и олигархи - это те, кто выступает за строй, который характеризуется властью немногих (в переводе с греческого, олигархия - "власть немногих"). Люди, которым при олигархии принадлежит власть, также называются олигархами. Из интервью РТР следует, что, по мнению президента, олигархи - просто миллионеры и миллиардеры. Но это не просто богатые, это богатые при власти.

Следовательно, олигархия - это государство, где управляют олигархи - богатые люди. Кстати, не забываем, что существует еще одна форма власти немногих -"аристократия", но это уже "власть лучших". А когда речь идет об олигархии, то только подразумевается просто богатых, но не лучших. Эти слова не являются тождественными - это понятно.

Олигархия - это узаконенное правление богатых. Это классическая истина - откройте недавно изданные в "Основах" произведения Платона и Аристотеля - там это все есть. Проблема заключается в том, что, когда о законности правления немногих богатых рассуждает политолог, журналист или ангажированный политик, то это одно. С этим можно не соглашаться, можно критиковать, такие слова могут вызывать возмущение и стать поводом для размышлений. Но это - в порядке дискуссий.

Когда же о существовании олигархии благосклонно отзывается президент страны, в конституции которой в первой же статье и в первой же главе четко записано -"демократическое государство", то это знак более чем серьезный. Это означает две вещи – либо президент не представляет основополагающих вещей, либо он снисходительно относится к неконституционным тенденциям в механизме государственной власти.

Конечно, демократия не предусматривает имущественного равенства - она только обуславливает равный доступ всех граждан к власти. Власть переходит к президенту в результате выборов, и он получает мандат не только от 16 миллионов, которые его избрали, но и от остальных, голосовавших иначе. Но когда Леонид Кучма благосклонно высказывается о власти богатых во всех странах как о факте, то он предает интересы граждан своей демократии. Он фактически защищает имущественное неравенство, как основание для управления государством. Из всего сказанного следует, что нынешний президент Украины либо не осознает существа своих слов, либо пренебрегает конституционными основами этого государства. Правление богатых в этой стране противоречит ее законам.

Слова господина Кучмы свидетельствуют о том, что он не идет дальше большинства наших соотечественников, которые после многих лет пропагандированной бедности внезапно открыли для себя сомнительную радость пользования настоящими деньгами. В советские времена деньги были суррогатом, они не имели многих функций, и их официально презирали. И вот деньги во всем их величии и привлекательности - в зеленых одеяниях американских президентов - стали вдруг для многих из нас заменителем многих человеческих чувств, желаний и стремлений. Деньги появились вдруг и сразу завоевали сердца простодушных украинцев, приворожили и покорили. В принципе, ничего удивительного здесь нет - когда появляется что-то новое, а в нашем случае, это новая система отношений между людьми - денежная - то этому новому уделяется сразу слишком много внимания. Потом к новому постепенно привыкают. Но очарованность деньгами на определенное время вводит людей в обман, причем массово.

В нашем случае, прошло примерно десятилетие, в течение которого украинцы научились понимать сущность денег. Многие научились их зарабатывать и тратить. Значительно больше людей еще только учатся. Миллионы все еще ослеплены магией бумажных прямоугольничков. Но уже теперь можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, мы понемногу понимаем, что деньги - это просто мерило нашего труда. Мы осознаем, что мы можем их зарабатывать честно и учимся тратить. Во-вторых, мы привыкаем к общению с богатыми. И мы осознаем, что их капиталы не служат заменой их добродетели. Имея деньги, они не становятся автоматически лучшими и более достойными уважения. Они просто получают еще одно средство - хотя и мощное - для реализации своих планов (и планы могут быть честными и нечестными).

Достойными уважения богатые становятся, когда умножают свои деньги честно, платят налоги, тратят ответственно и разумно, создают рабочие места, а еще жертвуют на школы, компьютеры и стариков. Короче, когда деньги становятся средством для достижения большей справедливости и содействуют процветанию всех членов общества. Когда же деньги зарабатывают путем искусственных и нечестных монополий, когда они идут на развлечения, когда их грохают на нечестные выборы, на неправдивые СМИ (какие не информируют, а дезориентируют публику), когда их вынуждены прятать по оффшорам и банально трынькают из-за неумения пустить в оборот - то почему таких богатых мы должны уважать?

Люди, имеющие дар накапливать деньги - нужны. Их нужно ценить. В Украине нет, к сожалению, традиции зарабатывания денег. Нет пока что касты, которая бы, зарабатывая деньги, при этом поколениями была бы воспитана делать это морально. Богатых у нас немного, и к ним нужно относиться как к общенациональному достоянию. Но это не значит, что они важнее других людей, которые могут хорошо делать другие вещи, - спортсменов, художников, ученых, клерков, рабочих и крестьян. И это не означает, что именно богатые должны управлять другими людьми.

Не нужно абсолютизировать власть денег. Без денег нельзя существовать, но также нельзя достойно жить без образования, воспитания, идеалов, друзей, еще десятков и сотен важных так называемых "нематериальных" вещей.

Во всех сферах жизни деньги - удобное орудие, ликвидное, моментальное, точное. Когда решаются дела государственного значения, деньги также имеют большое значение, и те, кто ими владеет, имеют определенное преимущество над другими. Но это только один из способов убедить других стать на свою сторону - убедить на определенное время, просто КУПИВ. Можно на определенное время купить стражей порядка, избирателей, журналистов, государственных деятелей. А можно их убедить, кое-кого и без денег - словом. Деньги - очень весомый аргумент, как весомый еще один аргумент - запугивание. Но правда - тоже аргумент, причем такой, что, если уж меняет взгляды человека, то надолго.

Все, что нужно делать тем, кто хочет, чтобы Украина была более справедливой, - нужно человек за человеком объяснять, что на выборах автоматчики не стоят возле урн для бюллетеней. Что недостойных правителей нужно менять. Что выбор делается каждым человеком отдельно. Что отвечать придется не перед чужими дядями - а перед своими детьми, когда те спросят – почему так плохо все кругом. Это простые, примитивные истины, но за последние несколько лет промывания мозгов многие - из-за испуга, апатии или забывчивости - выпустили из поля зрения, что они сами отвечают за свою совесть.

Управление государством, как и без денег, невозможно без высококлассных специалистов. Интеллект стоит не меньше, чем счет в банке. У кого знание – у того сила, соотносимая с силой денег.

Умение отличить правду от лжи - это "оружие" не менее эффективное, чем касса олигархов. Поэтому каждый, кто может увидеть правду, должен помогать в этом другим. И делать свое дело нужно без насилия, ненавязчиво, но сознательно, разумно и неуклонно. Знание, как известно, - сила. И от себя добавим, что, в противовес льстивой силе денег и грубой силе тирании, знание - сила демократии.