Страна мертвых героев

Пятница, 23 февраля 2001, 13:51
Land der toten Helden

Для Мирославы Гонгадзе Украина - "страна без героев". "Героев здесь притесняют, преследуют и убивают", - утверждает 28-летняя вдова журналиста Георгия Гонгадзе. "Чтить начинают только мертвых. Когда слишком поздно", - говорит Мирослава.

Ежедневно она видит своего мужа на плакатах демонстрантов. В середине ноября государство вернуло ей его останки... "Ни головы, ни рук. Вот нога, а вот плечи, заявили мне и отдали несколько костей", - рассказывает Мирослава, вспоминая самый страшный момент в своей жизни. Кто убил ее мужа, до сих пор неизвестно. Расследование прокуратуры до сих пор не принесло никакого результата. Мирослава Гонгадзе хочет узнать правду, она не собирается мстить. "Я опасаюсь эскалации политической борьбы. Я и мои дети рискуем собственной жизнью", - говорит Гонгадзе

После смерти Георгия Гонгадзе Украина стала другой страной. Повсюду циркулируют записи разговора президента Кучмы. Парламент и президент обвиняют друг друга в совершении тяжких преступлений. Генеральная прокуратура арестовала лидера оппозиции, по городу маршируют колонны демонстрантов и полицейских. Столица Киев напоминает лагерь Валленштайна. Все забыли, что такое слово "консенсус". К власти рвутся противоборствующие группировки: президент Леонид Кучма, поддерживающие его политики и "полулояльный" премьер Ющенко борются с лидером социалистов Александром Морозом и бывшим министром Юлией Тимошенко.

Причиной разразившегося на Украине государственного кризиса стал сам президент Кучма. Его голос с тех злополучных пленок звучит в Киеве повсюду: по радио, в Интернете, через парламентские громкоговорители. Кучма говорит о Гонгадзе страшные вещи: "Просто депортировать в Чечню, а там послать к черту и…" (не все слова украинского президента можно произнести в слух - нем. ред.) Кучма продолжает утверждать, что это монтаж, однако его репутация оказалась сильно подмочена.

Кроме своего собственного голоса Кучма слышит еще протестующий голос оппозиции. Демонстрантов президент называет "нацистами", а они, в свою очередь, не оставили камня на камне от его режима. Они не устают говорить о манипуляциях во время президентской кампании 1999 г., о кумовстве и коррупции, о разграблении государственной собственности, о "фасадной демократии". "Где мы находимся после десяти лет независимости?" - расстроено спрашивают многие украинцы.

На широких тротуарах Крещатика демонстранты разбили палаточный лагерь, частично перекрыв движение. Повсюду плакаты: "Зона, свободная от Кучмы". Украинскому президенту здесь искать нечего. Здесь раздают теплый суп, бесплатную колбасу, висят украинские флаги и портреты Гонгадзе. Возмущенные украинцы съезжаются сюда со всей страны, чтобы пожаловаться на низкие зарплаты, холодные дома, закрытые фабрики и, естественно, на самого Кучму. Возникла пестрая коалиция. Социалисты, союзы офицеров, зеленые рядом с правыми молодежными организациями. Их объединяет общий противник - президент.

Возглавляет оппозицию Александр Мороз. Лидер социалистов рассказывает, как накануне выборов 1999 г. Кучма угрожал директорам предприятий санкциями генеральной прокуратуры, если те не обеспечат ему необходимого количества голосов. Очередные пленки с записями разговоров Кучмы подтверждают это. "Все его вассалы коррумпированы, они одной ногой находятся в тюрьме", - говорит Мороз, сам претендовавший тогда на пост президента страны. У Мороза репутация честного человека, он окружен ареалом социал-демократических идеалов, борясь за которые он стал седым. Ответственный человек, но не герой нации.

Героиня Киева Юлия Тимошенко в настоящее время сидит за решеткой - обещанного интервью "Ди Цайт" пока не будет. В опустевшем бюро остались лишь иконы и ее собственные портреты. Энергичная, эмоциональная, красивая, но не безупречная. Арест Тимошенко - показательный пример украинской политики. Тимошенко упрекают в том, чем грешат многие представители украинской элиты: двойная бухгалтерия, сделки "черным налом", сомнительные транзакции за рубеж. Доказательства? Они не нужны.

Формальным поводом для заключения Тимошенко в следственный изолятор считается ее деятельность на посту руководителя Единых энергосистем Украины в начале 90-х гг., на самом деле всему виной ее вице-премьерство. Тимошенко навела порядок в энергетике, которую сама хорошо знала. Вице-премьер заставила украинские предприятия отказаться от выгодной схемы оплаты энергии бартером и перейти на "живые деньги". Доходы государственных энергокомпаний стали расти быстрыми темпами, а премиальные Кучмы и поддерживающих его политиков - падать. Перейдя на сторону оппозиции, Тимошенко полностью вышла из-под контроля власти. И тут генеральная прокуратура вспомнила о хранящемся в ее архиве компромате на вице-премьера.

Недовольных Юлией Тимошенко было достаточно не только на Украине, но и в России. Российские энергетические гиганты приглядели себе понравившиеся украинские предприятия. Однако Тимошенко не захотела предоставить славянскому "брату" каких-то особых преимуществ, на которые тот, естественно, рассчитывал. Пока украинская прокуратура изучала досье Тимошенко, в Днепропетровске Кучма встречался с Путиным. Российский президент и сам активно привлекает Генпрокуратуру для решения политических вопросов, ему хорошо известна и проблема журналистов. Путин оказал Кучме любезность, пожав его сомнительной чистоты руку. Кучма понравился Путину, потому что подписал целый ряд договоров, накрепко связывающих российскую и украинскую военную промышленность, а также меморандум о воссоздании двустороннего энергетического союза. Через два дня после встречи российский "Автоваз" приобрел завод по производству алюминия в Запорожье. За 70 млн. долларов, хотя одна украинская фирма предложила 102 миллиона.

Оппозиция возмущена "продажей" России. Еще совсем недавно она могла рассчитывать на поддержку либерального премьер-министра Виктора Ющенко, препятствующего введению режима "наибольшего благоприятствования" для Москвы. Когда-то он был союзником Юлии Тимошенко. Однако Ющенко, назначенный на пост премьера Кучмой, боится открытого противостояния с президентом. Сначала он подписал обращение Кучмы к демонстрантам, потом стал призывать к диалогу. Украинский премьер сделан не из того железа, из которого выкованы настоящие герои.

Такова "Арена ди Украина". Президент с подмоченной репутацией, зависимый премьер-министр, непримиримый лидер оппозиции и раненная Жанна Д'Арк за решеткой. Протесты усиливаются, количество зон, "свободных от Кучмы", растет. Остановят ли они президента? За Кучмой - государственные институты, армия, спецслужбы и банки. Однако проклятием для Кучмы стали его собственные слова, которые тиражируются во все новых пленках. В Киеве беспомощная оппозиция борется с парализованным президентом. Это конкуренция слабых. В этой борьбе поражение потерпит слабейший. Самонадеянные украинцы пока не верят в то, что в проигрыше окажется вся страна.

Перевод Inopressa.ru

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования