Страсти по украинской Жанне д'Арк

Понедельник, 19 февраля 2001, 12:06
Корреспондент: Арест Юлии Тимошенко, нынешней узницы Лукьяновского следственного изолятора города Киев, стал на этой неделе одним из ключевых моментов в развитии политического кризиса на Украине. На митингах теперь, помимо лозунгов "охансьба" и "геть, Кучма", появился новый призыв "Свободу Юле, свободу Украине". Именно так, по имени теперь стало принято называть бывшего вице-премьера Тимошенко. Некоторые представители оппозиции полагают, что теперь на Украине появилась своя Жанна д’Арк – мученица за свободу народа. Но большинство к этому аресту относится скептически, уже хотя бы потому, что считают Тимошенко олигархом. Сильнее же всего этот арест сказался на правящей элите Украины, в которой наблюдается явный раскол.

На допросы в Генпрокуратуру Юлия Тимошенко по собственному признанию ходила со сменой белья и другими необходимыми в тюрьме вещами. Все это время она вела контригру: много общалась с прессой, а ее сторонники из партии "Батькивщина" были особенно активны во время акции протеста. Поэтому арест вице-премьера по обвинению в финансовых злоупотреблениях и коррупции сразу же перешел в политическую плоскость.

Юлия Тимошенко, бывший вице-премьер правительства Украины: Я хочу сказать, что готова ко всему сегодня и не только сегодня, а достаточно давно. Свою жизнь я посвятила этому делу. Генпрокурор Михаил Потебенько и его заместитель уже давно превратились в дешевую агитбригаду, они практически занимаются политическими репрессиями, а не правосудием.

Корреспондент: Арест произошел во вторник 13 февраля, и в палаточном городке на Крещатике сразу стали готовиться к возможным столкновениям, поскольку восприняли это событие как начало контрнаступления власти на оппозицию. На предыдущей неделе нападение на палаточный городок закончилось массовой дракой, виновников которой так и не нашли. И теперь днем и ночью возле палаток дежурят крепкие молодые люди, готовые дать отпор. После же обращения к народу, подписанного президентом Кучмой, премьером Ющенко и руководителем парламента Плющем, активисты оппозиции всерьез стали готовиться к уличному столкновению. Сам текст обращения многие сочли необычайно жестким. В нем были обвинения оппозиции в развязывании против государства, цитата, "беспрецедентной политической кампании со всеми признаками психологической войны. Таким попыткам будет оказываться активное и решительное противодействие всеми предусмотренными законом средствами". Как неожиданность расценили появление под этим документом подписи Виктора Ющенко. Юлию Тимошенко, которая с помощью членов своей партии после отставки активно организовывала акции протеста, считают членом команды премьер-министра, и кроме того, его личным другом. Сам же Виктор Ющенко считался наиболее популярным политиком, который устраивал даже представителей радикальной оппозиции. Именно он в случае возможной отставки Леонида Кучмы мог бы обеспечить спокойный переходный период. Но жесткое обращение от троих изменило многое. Форум национального спасения, куда входят самые активные оппозиционеры, заявил, что Виктор Ющенко не оправдал их надежд после того как назвал их в обращении "стаей банкротов, дискредитированных неудачников, стремящихся избежать политического забвения и уголовной ответственности".

Евгений Жовтяк, народный депутат, член Фронта национального спасения: Я считаю, что вряд ли после того, как Виктор Андреевич подписал это позорное вчерашнее заявление, у него еще остаются шансы стать лидером национально-демократического движения.

 
 
Корреспондент: После чего премьер, опасаясь очевидно падения своей популярности, решил поддержать Юлию Тимошенко и сообщил, что разговаривал о ее деле с генпрокурором.

Виктор Ющенко, премьер-министр Украины: Правительство не владеет конкретными обвинениями, это во-первых. А во-вторых, непонятно, насколько эти обвинения отвечают логике действий, которые привели к аресту.

Корреспондент: Леонид Кучма, напротив, однозначно заявил, что он располагает конкретными доказательствами преступлений экс-вице-премьера. А кроме того, еще и данными о том, что весь политический кризис, длящийся уже два месяца, организован на деньги Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко, тоже сидящего в тюрьме, только американской. Таким образом противоречия между президентом и премьером, союз которых до сих пор обеспечивал относительную устойчивость ситуации, стали очевидны всем. Принцип – друг моего врага – мой враг – однако пока не сработал. Ющенко даже с падающим рейтингом популярности, необходим сейчас Леониду Кучме, и в отставку он его отправлять не планирует.

Леонид Кучма, президент Украины: Я никогда даже не заикался и не собираюсь ставить вопрос об отставке премьер-министра. Он еще молодой, пускай вкалывает.

Корреспондент: И все же взорваться ситуация может в любой момент. У Ющенко остаются шансы возглавить оппозицию, уйдя в отставку с поста премьера. Тогда расклад сил серьезно изменится, и акции протеста приобретут еще больший размах. Некоторые радикально настроенные члены Форума национального спасения прогнозируют катастрофический ход развития ситуации.

Григорий Омельченко, народный депутат Украины, член Форума национального спасения: Сегодня случилась в Украине такая ситуация, что у нас может просто идти румынский вариант, то, что случилось в 1990 году в Румынии с Чаушеску. Кстати, я г-ну Кучме подарил документальный фильм о событиях Румынии 90-х годов, и что сделали с Чаушеску и его семьей, и сказал, вручая этот видеофильм на видеокассете, что "Леонид Данилович, от того, будет ли у нас южно-корейский вариант или румынский, многое зависит от вас".

Корреспондент: Еще один дополнительный ресурс для оппозиции находится в договоренностях с руководством компартии Украины. До сих пор коммунисты, имеющие самую большую фракцию в парламенте, в акциях протеста участвовали очень мало.

Петр Симоненко, лидер Коммунистической партии Украины: Когда присоединяются правые политические силы, причем ультраправые, которые запятнали в нашей истории себя кровью невинно убитых и уничтоженных в борьбе против нашего народа на стороне немцев, естественно, возникает вопрос: а какие принципы должны объединять разновекторные политические силы, которые сведут на ноль в любом случае усилия при, так скажем, организации акций против данного режима?

 
 
Корреспондент: Александр Мороз, руководитель социалистической партии Украины, пользуясь ленинской терминологией, называет коммунистов "меньшевиками" и "соглашателями", полагая, что ради отставки нынешнего режима и изменения политического ландшафта, надо идти на все, даже на союз с националистами.

Александр Мороз, лидер Социалистической партии Украины: Если мы вместе с 34 партиями правого, правоцентристского толка и левоцентристского толка добиваемся устранения режима власти, не президента, а всего режима власти, то мы действуем правильно.

Корреспондент: Лидеры влиятельных пропрезидентских партий тоже стараются избегать открытого выражения поддержки Леониду Кучме. Публично они говорят о том, что демонстрантам на улицах надо соблюдать спокойствие, а властям сесть за стол переговоров с оппозицией.

Леонид Кравчук, член фракции СДПУ (о): Надо научиться говорить народу правду, и научиться слушать всех, а не только тех, кто клянется в верности, такие люди и другим будут клясться, если только им разрешат.

Сергей Тигипко, лидер партии "Трудовая Украина": Нужно уже сейчас начать переговоры с теми людьми, которые начинают эти акции, поговорить с ними и подумать, каким образом можно найти им место в системе.

Корреспондент: И уже этим одним призывом к переговорам они фактически отказывают президенту в поддержке, проводимой им политике, поскольку сам Леонид Кучма заявляет, что за стол переговоров садиться попросту не с кем. Оппозиции, говорит он, в стране нет.

 
 
Леонид Кучма: Что вы имеете в виду под оппозицией? Я этого не понимаю, и не хочу считать этих людей оппозицией. В оппозиции к кому они – к стране нашей, к президенту, к власти? Если к Кучме, я могу согласиться. Я знаю несколько людей, которые лютой ненавистью ненавидят президента, потому что им не удалось прийти к власти, и не удастся никогда прийти к власти.

Корреспондент: Таким образом даже лояльные власти политические партии, призывая начать переговоры с оппозицией, постепенно дистанцируются от президента. Премьер-министр связан обязательствами со своими антикучмовски-настроенными сторонниками. Милиция на митингах ведет себя очень сдержанно, стараясь не мешать гражданам выражать свои эмоции. Серьезных провокаций во время их проведения пока удается избежать с помощью переодетых милиционеров. Во время митинга на ступенях Генпрокуратуры, молодые люди, собравшиеся было забросать яйцами картонный силуэт генпрокурора Михаила Потебенько, отмечавшего, кстати, в этот день свой день рождения, были немедленно задержаны. Некоторых, впрочем, митингующим удалось отбить.

 
 
Большинство жителей Украины уверены, что до революции и стрельбы на улицах Киева дело не дойдет. Хотя бы потому, что страну считают принадлежащей к спокойной в политическом плане Европе. Эта укоренившаяся за годы независимости мысль стала почти что фетишом. Но реальность состоит в том, что любая серьезная провокация может обострить относительно мирное течение конфликта.

Юрий Липатов, Андрей Сушков, Олег Беляцкий, Михаил Кукин, Виталий Сулейма, телекомпания НТВ, Киев.