Кучмагейт: политический кризис в Украине?

Суббота, 17 февраля 2001, 23:28
Kuchmagate: Political Crisis in Ukraine?

В рамках русско-евразийской программы Фонда Карнеги во время встречи обсуждалась нынешняя политическая ситуация в Украине. Экспертами во время этой встречи выступили президент Freedom House Адриан Каратницкий, а также Андрес Ослунд и Анатолий Левен - предствители Фонда Карнеги.

Политическая ситуация: "Что мы знаем? Откуда мы об этом знаем?"

Президент Freedom House Адриан Каратницкий считает, что сегодня Украина - "это страна, которая на данный момент проходит очень важное испытание, это ключевой момент для развития украинских институций. Курс, который будет избран сейчас, определит, останется ли Украина и далее демократической нацией, или приблизится к авторитаризму с подконтрольным обществом и с навязанным политическим выбором".

Коснувшись Кучмагейта и сомнительных пленок, Каратницкий посоветовал аудитории перефразировать вопросы, которые задавались администрации Никсона: "Что мы знаем и откуда мы об этом знаем?" Пока некоторые украинские и западноевропейские СМИ уже признают реальность этих пленок, они должны все же знать о том, что сейчас высоко развитые технологические операции позволят манипулировать с цифровыми записями. Таким образом, Каратницкий подчеркнул важность проведения всех необходимых экспертиз, прежде чем спешить осуждать. Однако, заявления и действия президента Леонида Кучмы, его силовых и правительственных руководителей, свидетельствуют о том, что они не готовы к открытому обсуждению фактов этого дела. Например, после того, как Freedom House объявил о том, что он будет помогать в экспертизе аудиозаписей, украинская налоговая служба возобновила проверки в киевском офисе организации.

"Если пленки реальные, то на них зафиксирован высокий уровень преступной деятельности - подкуп судей, вмешательство в ход расследования, обсуждение преследования и запугивания политических оппонентов, это, конечно, является своеобразным зажиганием для общественных страстей".

Каратницкий обратился к оценке роли некоторых украинских политических действующих лиц и институций через призму оценки текущего кризиса. "Некоторые характеристики Украины, такие как плюрализм мнений и подходов демонстрируют, что это не полностью монолитное общество". И в то же время, при очевидных преследованиях средств массовой информации и демонстрантов", "нет никакого гнетущего климата страха". Главные неудачные последствия Кучмагейта уже очевидны сегодня - распад относительно конструктивного парламентского большинства и дестабилизация административных функций, что стало препятствием для потенциальных западных инвесторов.

Обсуждая олигархические влияния, Каратницкий отметил, что за исключением "Батькивщины" Юлии Тимошенко все главные олигархические партии формируют твердую базу для поддержки президента Кучмы. Но этот союз может скоро пройти, поскольку это все базируется больше на тактике и выгоде, чем на "глубоком сочувствии к Кучме и его окружению". "Яблоко" - фракция, которую возглавляет маленький олигарх Михаил Бродский, который, оказывается, находится в конструктивной оппозиции к президенту. Основа оппозиции принадлежит правоцентристским реформистским партиям и левым (главным образом социалистам). Позиция коммунистической партии неоднозначная, считает Каратницкий. В то время, пока они были всегда оппозиционно настроены, недавняя декларация трех бывших премьер-министров призвала к формированию правительства национального единства, которое будет в себя включать и коммунистов. Председатель налоговой службы и, таким образом, один из наиболее влиятельных людей в Украине, Николай Азаров также воспринимает эту идею. "Азаров, если он останется на посту после этого кризиса, будет представлять собой главную угрозу демократическому будущему Украины", - уверен Каратницкий.

В то время как пленки не доказывают того, что Кучма заказал убийство Гонгадзе или его непосредственное участие в грязных преступлениях, они демонстрируют наличие "сети коррупции на самом высоком уровне, особенно в силовых министерствах". Каратницкий не согласился с тем, что увольнение главы СБУ Леонида Деркача является первым шагом к примирению с оппозицией. Каратницкому было немного сложно спрогнозировать дальнейшие действия Кучмы. Поскольку текущий кризис прогрессирует, Кучма очень часто меняет стратегию - от разговора с представителями низшей власти, оппозиционными журналистами, до недавнего "сенсационного и в определенной степени досадного заявления".

В последних событиях Каратницкий отметил несколько позитивных признаков. Заявление намекает на начало потенциального диалога с конструктивной и законной оппозицией. Во-вторых, Кучма вспомнил о возможности проведения референдума о доверии президенту. И, наконец, то, что Рух Костенко отошел от союза "Украина без Кучмы" - этот отход показал их принадлежность к законной процедуре.

Экономическая ситуация: "Олигархия разваливается и украинское общество открывается"

Партнер Карнеги Андерс Ослунд дал очень высокую позитивную оценку украинской экономической ситуации. Он представил несколько индикаторов энергичного экономического роста, которые эта страна показала в прошлом году. "В 2000 году валовый национальный продукт Украины увеличился на 6%, производство промышленной продукции на 13%, и сельскохозяйственный комплекс вырос на 7.6"%. Несколько отраслей промышленности также заметно выросли, например текстиль, лесничество, переработка продуктов и стали.

Общие объяснения российского экономического роста не относятся к Украине. В отличие от России, Украина фактически "страдает от более высоких цен на нефть; и в то же время происходила девальвация, которая не может способствовать росту в Украине". По мнению Ослунда, украинская экономика получает выгоду от недавних структурных реформ. Доля частного сектора в валовом национальном продукте наконец достигла 60% в Украине, значительно упали бартерные сделки, улучшилась дисциплина оплаты, и теперь Украина столкнулась с более тяжелыми ограничениями бюджета. Рост российской экономики, главного экспортного рынка Украины, также сделало заметный взнос в экономический рост Украины.

Другим позитивным направлением развития стало изменение отношений между украинскими олигархами и увеличением конкуренции между ними. Когда Ослунд работал в Украине в 1994-1997 годах, он подметил, что политика была просто непонятна и неструктурируемая, с постоянно меняющимися союзами и секретными сделками. "Раньше олигархи подкупали двух людей в Верховной Раде, и никто не знал, кто это был". Теперь, с четырьмя главными олигархическими партиями, есть определенная структура и определенная ответственность. Также, есть значительное имущество за спиной каждого украинского олигарха. "Это больше не похоже на разделение арендных плат за газ; теперь олигархи борются друг с другом на основании их разных деловых интересов". Ослунд приписал такое изменение "грязной" приватизации 1998, и утверждал, что "грязная приватизация ни чем не лучше любой другой приватизацию". Он также похвалил премьер-министра Ющенко за сотрудничество с Юлией Тимошенко, "газовой принцессой", в борьбе против других олигархов. Тимошенко была известна, как "единственный мужчина в кабинете министров", и эта была команда Ющенко и Тимошенко, а не Азарова.

После президентских выборов 1999 года Кучма стал более близок к органам безопасности и более отдаленным от олигархов. Таким образом, в начале текущего кризиса было четко видно, что вновь привлекли олигархов – но они главным образом воздержались от разговоров, действий и даже утверждений в поддержку Кучмы. Другая проблематичная группа для Кучмы - крупные бизнесмены, далекие от политики, но являющиеся депутатами, и, главным образом, поддерживающие премьер-министра Ющенко.

Ослунд проанализировал тему российских бизнесменов, которые покупают конкурентноспособные украинские компании. Позитивная сторона этого явления - та, что украинская финансовая ситуация улучшилась, и именно это и привлекает российских инвесторов. Негативный аспект - финансовая ситуация недостаточно позитивна для серьезных западных инвесторов. Отношение российских бизнесменов к Украине очень удачно демонстрирует такая цитата: "Украина такая же страна, как и Россия, но там нет проблем подобных российским". Компании наподобие ЛукОйла и Тюменской нефтяной компании хорошо знают, почему они работают в Украине. Они также имеют большее количество денег, чем украинские олигархи. Но Ослунд отметил, что эти российские бизнесмены не должны рассматриваться, как агенты российского государства.

Говоря об убийстве Гонгадзе, Ослунд говорит, что был больше шокирован убийством в 1998 году Гетьмана - "гораздо более важной политической фигуры". "Однако, этот более ранний инцидент не привлек такого внимания общественного мнения, как нынешний скандал. Это подтверждает, что Украина продвинулась вперед и в политических, и экономических реформах". Как отметил Ослунд, скандалы происходят только в открытых обществах, и поэтому они - верные индикаторы прозрачности и открытости.

К плюсам руководства Кучмы Ослунд отнес тот факт, что после 1999 года, после выборов президента, исчезла коммунистическая угроза, а также тот факт, что президентская администрация объединила Украину, и сейчас не существует угрозы национальному развалу Украины, экономика процветает, а российской угрозы реально не существует.

Однако существуют иные последствия, которые встали после последних выборов. Кучма - мастер в поиске крайних, но сейчас больше не кого винить, кроме себя. Кучма уже дискредитировал себя этим летом атаками на Ющенко, обвиняя его в медленных реформах.

Ослунд предсказал, что "Кучма сейчас уже "вышел из употребления" и нет сомнения, что он падет меньше чем через год". Кучма, скорее всего, продолжит увольнять силовых министров одного за другим. За Генпрокурором в вынужденном отпуске и уже уволенным главой СБУ, другой логической целью видится министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко. Если он уйдет, Кучма будет слабеть все больше и больше.

Ослунд рекомендует западным государствам вести себя по отношению к Кучме так, как когда-то они вели себя по отношению к австрийскому экс-президенту Курту Вальдхейму.

Геополитическая ситуация

Последний из выступавших, один из представителей Фонда Карнеги Анатоль Левен не был удивлен разразившимся скандалом в Украине. Когда есть так много свидетельств о давлении власти на СМИ и политическую оппозицию, "разве нужны были записи, чтобы понять, что существует чрезвычайно высокий уровень коррупции в украинском министерстве топлива?"

Существует огромная пропасть между Украиной и государствами, которые уже находятся на пути к вступлению в ЕС. "Все, что Запад может сделать в обозримом будущем – сконцентрироваться на выходе из украинских проблем и попытаться направить развитие в позитивном русле, в то же время, не испытывая иллюзий или чрезмерного оптимизма. Левен также предостерег западных политиков от "избрания отдельных людей или партий для спасения".

Говоря о геополитической ситуации Украины, Левен заметил, что до сих пор она была где-то между Западом и Россией. Хотя Украина не входит в западные институции, Украина все же не сформировала формальный военный альянс с Россией. Вопрос состоит в том, насколько долго такая ситуация будет сохраняться. Разразившийся скандал и падение репутации Кучмы усилили позицию России, путь даже временно.

В отличие от Ослунда, Левен предположил, что Российское государство играет важную роль в оказании помощи российским олигархам в проникновении в промышленность Украины. Однако и возможность, и рвение России вынудить Украину занять место, подобное Белоруссии, сомнительно.

Согласно Левену, российские лидеры ошиблись бы, если бы положились на Кучму, поскольку он "разбитый инструмент". При такой глубокой укоренившейся непопулярности формального альянса с Россией среди многих украинцев, понадобился бы гораздо более сильный лидер, чем Кучма, чтобы достичь этой цели. С другой стороны, Россия продолжает оставаться "большим экономическим двигателем" для Украины и других бывших советских республик, и Запад не может и не должен пытаться блокировать влияние России, до тех пор, пока это не представляет прямой угрозы безопасности НАТО или странам Балтии. Соглашаясь с Ослундом, Левен подтвердил отсутствие угрозы отделения русскоязычных регионов Украины.

Что касается нынешней ситуации, Запад имеет одну сферу влияния – это проблема долгов. Россия может справедливо заявлять о необходимости оплаты долгов за поставки в Украину газа. В то же время Запад может связать поведение России по отношению к ее должникам с политикой Запада по отношению к долгам России перед Парижским клубом. В этом США и ЕС должны действовать вместе, поскольку уже в ближайшем будущем ЕС расширится до границы с Украиной. США и ЕС следует отказаться от идеи интеграции Украины в Европу, а вместо этого искать форму отношений, которые не приводили бы к дестабилизации и внутренним конфликтам, считает Левен.