Украинский СПС: Союз правых слаб

Воскресенье, 21 января 2001, 22:22
"Представители Народного руха Украины, есть кто-нибудь в зале? Нет". "Представители Партии "Реформы и Порядок", есть кто-нибудь? Нет". "Представители Конгресса украинских националистов, есть кто-то? Нет". Три реплики, сделавшие "Украинскую правыцю" если не мертворожденной, то во всяком случае олигофреном. На форум создания долгожданного национально-демократического объединения не пришли представители ни одной из этих трех партий.

Однако разрекламированное объединения всех национал-демократов, которое должно выступить на ближайших парламентских выборах единым списком, все же таки рождается. Хотя процесс очень сложный, и если дитя выйдет не совсем полноценным, без какого-то органа, сюрпризом это не будет. Но, как бы там не было, 21 января объединение "Украинская правыця" было создано.

Первое впечатление: убогий дом кино, предоставивший пристанище "форуму национально-демократических сил", напоминал мемориал времен конца 1980-начала 1990. Деятели позавчерашнего дня, первой волны борьбы за независимость опять получают шанс вернуться в политическую элиту. В зале – красные лица в вышиванках, перхоть на засаленных костюмах, украинские гетьманы, женщины в платках. Призыв Шевченко и портрет Кобзаря на заднем фоне. Желто-голубые знамена в зале.

При более детальном рассмотрении – в президиуме Матвиенко, Заяц, Хмара, Драч, Филарет. С опозданием на четверть часа появляется Турчинов. По очереди лидеры присутствующих объединений (или их заместители, потому что руководители поехали на ПАСЕ и "инаугурация Буша") подписывают декларацию форума, где обещают совместно идти на парламентские выборы. Ни Пинзеника, ни Удовенко, ни Стецько в зале нет. Никого с их заместителей или руководителей партий. Три вопроса без ответа, брошенный ведущим Павлом Мовчаном в зал, ставят под сомнение реализацию всей мечты об единстве правого лагеря.

После форума во всяком случае становится понятно, что национально-демократический фланг остается расколотым, хотя "степень раскола" становится меньшей. Есть одна сила – альянс ПРП, Руха Удовенко и КУН, который уже сейчас обещает идти на выборы единым списком. Есть другая, менее интегрированная, пока что только подписывающая декларацию о намерении создать избирательный блок.

И после форума стали известные blue chips второй силы. Лидерами "Украинской правыци" являются Рух Костенко, "Батькивщина", "Собор" – хотя бы потому, что руководство этих объединений представлено в парламенте. Второй эшелон "правыци", который хоть как-то на слуху: Украинская республиканская партия Левка Лукъяненко, Украинская консервативная республиканская партия Степана Хмары, социал-националисты, "Просвита", Молодой Рух. Общее количество подписавших заявление – 11 партий и более 20 общественных организаций.

Однако количество является в то же время и слабым местом "правыци". Шаткость объединения демонстрирует простой пример. Каждый, кто ставил автограф под декларацией, должен был поделиться с трибуны наболевшим, котрое толкнуло его на путь объединения. Выступление Хмары заканчивалось призывом "Украина без Кучмы!" На это президиум попросил его "не ослаблять" новый союз (Юхновский) но "оставить за скобками актуальности, имеющие временный характер" (Мовчан). Неоднородность правой массы, из которой только будут печь "правыцю", пока играет против нее. У каждого своя последняя капля, из-за которой они объединяются. Одни ( "Просвита") призывают убрать русских гастролеров из украинского театра имени Франка, вторые (социал-националисты) хотят драться не только "за украинское государство, а за украинскую Украину", третьи (союз офицеров) говорят "Нет" России, "да" НАТО!", четвертые хотят "взять власть, а не быть при власти" (Заяц, министр экологии и руховец-костенковец), а есть и еще те, у кого вообще все просто: "Слава Украине!"

И именно эта пестрота и массовость является одним из предостережений, из-за которых ПРП, НРУ и КУН не присоединились к объединению. Во всяком случае так Лесь Танюк, один из лидеров Народного руха Удовенко, объяснил УП отсутствие этих трех партий при рождении "правыци". "ПРП, НРУ и КУН продвинулись дальше в интеграционном русле, мы имеем более жесткие гарантии союза, будем создавать общий партийный список, а эти же партии находятся еще на начальном этапе". В подтверждение этих слов – еще один пример с форума: на "правыце" журналистам даже не раздавали текст декларации ("потому что это проект"), таким образом не был известен и список тех, кто должен подписать документ ("потому что он в проекте декларации"). Или другой: когда приглашали руководителей партий на сцену поставить автограф, почему-то оказалось, что под текстом есть места для подписи и ПРП, и Руха Удовенко, и КУН.

Кроме того, Танюк уверен, что не все участники нового союза "выдержат", когда встанет вопрос общего партийного списка. "Мы не хотим подвергать испытанию договоренность наших трех партий, а "правіця" только предварительное объединение, где не обсуждены моменты хотя бы того же общего финансирования, общего штаба".

В то же время Танюк уверил, что Рух Удовенко поддерживает любые объединительные процессы, хотя реальность существования "правыци" подвергает сомнению. "Это хорошая, полезная PR-акция, которая к тому же приходится ко дню злуки, но когда они просуществуют неделю, и когда выработают общее видение процессов в Украине, это уже будет хорошо". Если же объединение выдержит все эти экзамены, то Танюк верит, что оно войдет в альянс с ПРП, НРУ и КУН.

На фоне всех этих гипотез бесспорно другое. Просуществует ли "правыця" до выборов и будет ли создан "самый полный" союз правых, зависит во многом от Тимошенко и Ющенко. Первая вместе с партией среди основателей объединения, спонсором которого она обречена быть, второй регулярно получает призывы от участников объединения идти кандидатом на следующие выборы президента. О состоянии премьера после отставки "железного заместителя" УП поинтересовалась в Турчинова, который в субботу ходил на Грушевского, 12.

"Во всяком случае не радостное", - рассказал о настроении главы правительства соратник Тимошенко. В беседе с Турчиновим он еще раз подтвердил, что предоставления на освобождение вице-премьер не делал. Сама же временно безработная в понедельник в УНИАН на пресс-конференции должна рассказать о своих политических планах.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования