Георгий Гонгадзе ценой жизни защитил украинскую Конституцию

Пятница, 12 января 2001, 12:19
11 января спор вокруг так и не реализованной отставки Потебенько заслонил другое, значительно более важное событие: Верховная Рада не включила в повестку дня последних дней шестой сессии ни один из "имплементационных" законопроектов. Фактически это означает бесславный конец затеи под названием "референдум по народной инициативе". Легитимных путей для внесения "президентских поправок" почти не остается (могут, конечно, попробовать заставить депутатов голосовать на последней сессионной неделе ad hoc, - но при сегодняшней ситуации позитивный для Кучмы результат кажется очень маловероятным).

Остается, конечно, "силовой" вариант - президент под давлением тысяч митингующих, прислушавшись к десяткам обращений местных советов, которые требуют "воплотить волю народа", распускает Верховную Раду и вводит изменения в Конституцию указом. Но, учитывая неминуемую очень жесткую реакцию Запада и весьма вялые результаты организованного усердными администрациями "дня гнева" 10 января, когда всем стало ясно, - народ защищать Кучму не пойдет, а насильно согнанные вместе люди являются идеальным полем действий для оппозиционных агитаторов, - этот вариант также можно отнести к области фантазий.

Сохранение демократической Конституции Украина, по большому счету, стало возможным благодаря одному-единственному человеку - независимому журналисту Георгию Гонгадзе, убитому, очевидно, в ночь с 16 на 17 сентября 2000 года.

Ведь одни политики из демократического лагеря послушно проголосовали 12 июля за авторитаризм (251 голос был получен и благодаря фракциям НРУ, УНР, ПРП - и об этом тоже не следует забывать). Сил других хватало только на то, чтобы вести затяжные и изнурительные арьергардные бои (добиться решения Конституционного Суда, которое не позволило немедленную неправовую имплементацию, апеллировать к европейскому сообществу). Однако разбудить самих украинцев, вывести их на площади смог только Георгий - своей смертью.

Силы в этом соревновании были слишком неравны. С одной стороны - президент, наделенный почти неограниченной властью, армия послушных чиновников, готовые выполнить любые приказы силовики. С другой стороны - независимый журналист, который даже не имел собственной крыши над головой. Который опирался только на одно – обостренное чувство Правды.

И этот журналист - победил.

У будущего Президента Украины есть все основания наградить Георгия посмертно самым высоким государственным знаком отличия. Вот только сам Георгий слишком неуютно чувствовал себя бы среди "героев Украины", которые услужливо подписали как-то позорное "письмо 27-ми". Поэтому он, наверное, сказал бы этому Президенту что-то наподобие: "знаешь, старичок, лучше не нужно".

И все же у меня есть надежда на то, что будущий мэр Киева назовет когда-то улицу Банковую улицей Георгия Гонгадзе - чтобы каждый будущий президент помнил: сила, по большому счету, ничего не стоит против Правды. Георгий, который заплатил самой высокой ценой за то, чтобы Украина сохранила свое лицо в мире, свой шанс на европейское будущее, достоин такого увековечения.

И на последок. Я не знаю, в чем виноват персонально Кучма, а в чем своего "патрона" подставило окружение, готовое на все, только бы половить рыбку в мутной воде. И мне, как простому гражданину, по большому счету неинтересно знать, какая степень грязи лежит на каждом из пока что хозяев на пока что улице Банковой.

Я знаю только одно. Президент, который вынуждает своих граждан платить такую немилосердно высокую, страшную цену за защиту Конституции (на которой сам он когда-то присягал!), безусловно, должен уйти. И чем быстрее, тем лучше.

Максим Стриха, доктор физико-математических наук, писатель, член Президиума УНП "СОБОР".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования