Алюминий incognita
Четверг, 7 декабря 2000, 20:48
Продажа Запорожского алюминиевого комбината обрастает новыми неожиданными поворотами. Победитель тендера Внешнеторговая компания "КрАЗ" старательно прячет концы в воду.
Первым делом встает вопрос – откуда у трейдера, торгующего грузовиками, может взяться свыше 100 миллионов долларов на приобретение стратегического украинского предприятия, монопольного производителя первичного алюминия? Кто стоит за этой компанией, и на каком основании ее, после совещания у Ющенко, вернули в список участников тендера? Ответы журналисты пытались узнать на специально созванной пресс-конференции. Однако взамен получили еще больше вопросов.
Ни на одно из темных пятен не пролил свет Владимир Севернюк, председатель наблюдательного совета Холдинговой компании "АвтоКрАЗ", которая в свою очередь владеет контрольным пакетом ВТ "КрАЗ". Общение с журналистами у него свелось к выражению благодарности правительству да запорожскому губернатору Кучеренко "за гражданское мужество" – именно он пролоббировал перед Ющенко восстановление компании среди участников тендера. Также были помянуты "незлым тихим" словом особенности приватизационного процесса в Украине. Ну а напоследок Севернюк красочно описал планы увеличения в два раза производства алюминия на ЗалКе, причем сделать это он обещает до 2006 года.
Правда, никто не уточнил, где на это возьмутся деньги, когда материнская компания – собственно сам КрАЗ – закончил прошлый год с убытками, произведя 799 грузовиков? И когда Внешнеторговая компания "КрАЗ" получила прибыль аж в 27 миллионов гривен.
На все вопросы у победителя тендера ответ один – для покупки запорожского комбината он заручился надежной "крышей". Специально для приобретения ЗАлКа был заключен договор об инвестиционном проекте со швейцарской компанией, одним из лидеров мирового рынка алюминия Glencore International. "Да у них ежегодный оборот 40 миллиардов долларов!", - потрясал мускулами своих партнеров Севернюк.
Правда, никаких других подробностей, кроме того, что у них есть договор на совместное участие в приобретении ЗАлКа, представитель КрАЗа не вспомнил, отвечая в духе: "Я не буду рассказывать, какого цвета у нас нижнее белье. Цель прессы – рассказать, как достойные компании не допускают к конкурсу. Послушайте лучше, как мы будем расширять производство. В этом году мы уже изготовили полторы тысячи грузовиков".
"Неизвестно, покупал ли КрАЗ запорожский завод для Glencore International", высказал сомнение в интервью УП Александр Рябченко, председатель специальной контрольной комиссии парламента по приватизации. "Если бы им нужен был ЗАлК, то они бы это сделали напрямую, у них собственных средств миллиардов 10 долларов. Так что цель этого альянса неизвестна", - сказал Рябченко. "Glencore International мог бы быть поддержкой КрАЗу, но их истинные мотивы станут известны позже, когда можно будет проанализировать состав партнеров завода".
По одной из версий, победитель конкурса активно сотрудничает с банком "Финансы и кредит", за которым стоят небедные депутаты Игорь Бакай и Константин Жеваго. Как рассказал УП председатель наблюдательного совета "АвтоКрАЗа", "Финансы и кредит" для компании является "большим другом". "Мы используем кредиты банка, а он на 80% перекрывает потребности предприятия". Но неизвестно, какой банк выступит гарантом оплаты 101,5 миллиона долларов, которые КрАЗ должен заплатить за запорожский комбинат. При всем уважении "Финансы и кредит" вряд ли готов к такой роли.
Пока не известно, будут ли проигравшие компании через суд опротестовывать результаты тендера. Сразу после их оглашения Внешэкономбанк – партнер российского АвтоВАЗа – сообщил, что "оспаривает законность признания победителем конкурса КрАЗ". Но не уточнил, как это делает – через суд или просто в устной форме. По мнению источника московской газеты "Ведомости", близкого к конкурсу, победитель увеличит поставки запорожского алюминия на Кременчугский завод, а в случае разрыва торговых отношений с АвтоВАЗом ЗАлК через Glencore перенаправит поставки металла на экспорт в дальнее зарубежье. Российские автомобилестроители больше других пострадают от появления нового собственника: "Победа КрАЗа может привести к тому, что "Арлан" перестанет быть трейдером ЗАлКа".
О том, что кто-то из недовольных может пойти в суд, Рябченко не исключает. "Но, с другой стороны, если результаты аннулируют, а КрАЗ оставит свое предложение на уровне 101,5 миллионов, то желающих повышать цену может не оказаться. Эта цена явно завышенная, пределом является около 70 миллионов, предложенные АвтоВАЗом". О том, что предложенная КрАЗом цена значительно превышает реальную стоимость ЗАлКа, заявил и советник по проведению тендера, австрийский банк "Райфайзен".
Все очень запутанно…
Первым делом встает вопрос – откуда у трейдера, торгующего грузовиками, может взяться свыше 100 миллионов долларов на приобретение стратегического украинского предприятия, монопольного производителя первичного алюминия? Кто стоит за этой компанией, и на каком основании ее, после совещания у Ющенко, вернули в список участников тендера? Ответы журналисты пытались узнать на специально созванной пресс-конференции. Однако взамен получили еще больше вопросов.
Ни на одно из темных пятен не пролил свет Владимир Севернюк, председатель наблюдательного совета Холдинговой компании "АвтоКрАЗ", которая в свою очередь владеет контрольным пакетом ВТ "КрАЗ". Общение с журналистами у него свелось к выражению благодарности правительству да запорожскому губернатору Кучеренко "за гражданское мужество" – именно он пролоббировал перед Ющенко восстановление компании среди участников тендера. Также были помянуты "незлым тихим" словом особенности приватизационного процесса в Украине. Ну а напоследок Севернюк красочно описал планы увеличения в два раза производства алюминия на ЗалКе, причем сделать это он обещает до 2006 года.
Правда, никто не уточнил, где на это возьмутся деньги, когда материнская компания – собственно сам КрАЗ – закончил прошлый год с убытками, произведя 799 грузовиков? И когда Внешнеторговая компания "КрАЗ" получила прибыль аж в 27 миллионов гривен.
На все вопросы у победителя тендера ответ один – для покупки запорожского комбината он заручился надежной "крышей". Специально для приобретения ЗАлКа был заключен договор об инвестиционном проекте со швейцарской компанией, одним из лидеров мирового рынка алюминия Glencore International. "Да у них ежегодный оборот 40 миллиардов долларов!", - потрясал мускулами своих партнеров Севернюк.
Правда, никаких других подробностей, кроме того, что у них есть договор на совместное участие в приобретении ЗАлКа, представитель КрАЗа не вспомнил, отвечая в духе: "Я не буду рассказывать, какого цвета у нас нижнее белье. Цель прессы – рассказать, как достойные компании не допускают к конкурсу. Послушайте лучше, как мы будем расширять производство. В этом году мы уже изготовили полторы тысячи грузовиков".
"Неизвестно, покупал ли КрАЗ запорожский завод для Glencore International", высказал сомнение в интервью УП Александр Рябченко, председатель специальной контрольной комиссии парламента по приватизации. "Если бы им нужен был ЗАлК, то они бы это сделали напрямую, у них собственных средств миллиардов 10 долларов. Так что цель этого альянса неизвестна", - сказал Рябченко. "Glencore International мог бы быть поддержкой КрАЗу, но их истинные мотивы станут известны позже, когда можно будет проанализировать состав партнеров завода".
По одной из версий, победитель конкурса активно сотрудничает с банком "Финансы и кредит", за которым стоят небедные депутаты Игорь Бакай и Константин Жеваго. Как рассказал УП председатель наблюдательного совета "АвтоКрАЗа", "Финансы и кредит" для компании является "большим другом". "Мы используем кредиты банка, а он на 80% перекрывает потребности предприятия". Но неизвестно, какой банк выступит гарантом оплаты 101,5 миллиона долларов, которые КрАЗ должен заплатить за запорожский комбинат. При всем уважении "Финансы и кредит" вряд ли готов к такой роли.
Пока не известно, будут ли проигравшие компании через суд опротестовывать результаты тендера. Сразу после их оглашения Внешэкономбанк – партнер российского АвтоВАЗа – сообщил, что "оспаривает законность признания победителем конкурса КрАЗ". Но не уточнил, как это делает – через суд или просто в устной форме. По мнению источника московской газеты "Ведомости", близкого к конкурсу, победитель увеличит поставки запорожского алюминия на Кременчугский завод, а в случае разрыва торговых отношений с АвтоВАЗом ЗАлК через Glencore перенаправит поставки металла на экспорт в дальнее зарубежье. Российские автомобилестроители больше других пострадают от появления нового собственника: "Победа КрАЗа может привести к тому, что "Арлан" перестанет быть трейдером ЗАлКа".
О том, что кто-то из недовольных может пойти в суд, Рябченко не исключает. "Но, с другой стороны, если результаты аннулируют, а КрАЗ оставит свое предложение на уровне 101,5 миллионов, то желающих повышать цену может не оказаться. Эта цена явно завышенная, пределом является около 70 миллионов, предложенные АвтоВАЗом". О том, что предложенная КрАЗом цена значительно превышает реальную стоимость ЗАлКа, заявил и советник по проведению тендера, австрийский банк "Райфайзен".
Все очень запутанно…