Кнут и пряник Москвы

Понедельник, 25 декабря 2000, 13:11
Украина и Россия нашли выход из "восьмилетнего газового тупика", радостно сообщает в понедельник московская газета "Ведомости" после подписания двух межправительственных соглашений. Виктор Христенко, который скрепил от имени Москвы эти документы, пояснил новые принципы сотрудничества.

Так, наконец стали известны условия третьего уровня защиты от несанкционированного отбора газа. До этого Ющенко говорил только, что это будет "специальная схема". По словам Христенко, Украине этот газ запишут в долг с учетом процентов по 160-170 долларов за тысячу кубометров. Это где-то в полтора раза выше цены, по которой продается российский газ самым отдаленным потребителям в Европе. Оформят долг в евробонды.

Насколько невыгодны эти условия, видно на фоне 80 долларов за тысячу кубометров – за эти деньги Россия готова поставлять газ на первых двух уровнях защиты от воровства. Эти две кредитные линии, по Христенко, также переведут в евробонды. Так, в них будет оформлен сезонный технический кредит в 2 миллиарда кубометров газа, если Украина его не погасит в оговоренные сроки – в Минске речь шла о двух месяцах. Еще в евробонды переведут половину задолженности за резервный кредит (или stand by), который Киев может разморозить в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Вторую половину Украина должна оплатить живыми деньгами.

После подписания соглашений Украина не сможет экспортировать ни кубометра газа. "Ноль экспорта из Украины независимо от того, российский это газ, туркменский или свой", - сказал в интервью "Ведомостям" Христенко. Гарантией этого будет введение таможенной пошлины, при которой цена украинского газа в Европе должна подскочить до 140 долларов за тысячу кубов. По логике Москвы, за такие деньги топливо никто не купит.

Новые соглашения начнут работать с 1 января 2001 года, и уже в понедельник Путин предупредил, что за выполнением этих договоренностей "нужно постоянно следить".

Впрочем, если с будущим сотрудничеством страны разобрались, то прошлое все еще остается головной болью и для Киева, и для Москвы. О том, как будут оформляться накопленные за предыдущие годы долги, Христенко сознательно умолчал. "Это настолько чувствительная и деликатная часть диалога с Украиной, что я не хотел бы ее касаться", - ответил российский вице-премьер на вопрос о возможности конвертации уже выверенной задолженности в 1,4 миллиарда долларов в государственные ценные бумаги. "Наша позиция, и мы ее ставили перед украинскими партнерами, - это суверенизация долга". Единственное обнадеживающие известие – Христенко еще раз подтвердил, что с мая Украина не занимается несанкционированным отбором газа.