Леонид Дан-ильич Брежучма. Или Кучмежнев?

Суббота, 23 декабря 2000, 18:38
Слова, вынесенные в заголовок, - это не предложение относительно нового имени украинского президента. Это определение явления, которое досталось нам в наследие от агитационно-пропагандистской машины прошлого, когда по партийно-идеологическому этикету чинуша во всеуслышание должен благодарить "дара-го-го Леонида Ильича" даже за то, что в нужнике все сложилось и удалось застегнуть ширинку. А, в первую очередь, меня должны понять те "независимые журналисты", от которых их не менее независимые хозяева требуют сегодня тулить светлый образ президента Кучмы везде, где нужно и где не нужно. И тулят. Мало того, на наших телеканалах, конечно же, дважды независимых с такими хозяевами и такими журналистами, уже можно даже наблюдать что-то вроде "капиталистического соревнования" в гонке за право считаться "самым кучмистским".

До последнего времени бесспорным лидером в этом "бизнесе", конечно, был Первый национальный. В скорости чем чаще прогибать позвоночник за единицу времени (любую, хоть целый день) в соревновании "чего изволите" со Строжуком, Лапикурой или Долгановим соревноваться тяжело. Однако, как выяснилось, целиком возможно. Лидера сегодня настырно и мощно подпирают "Интер" и ICTV.

Хотите пример? Пожалуйста. По стране гуляет "кучмагейт", и, конечно, нужно было бы показывать, как президент на это реагирует и что при этом говорит. Однако что он может сказать, кроме "у кого-то что-то поехало"? Ничего, и в этом плане пропагандистов стоило бы пожалеть - оно и действительно тяжело лепить привлекательный авторитаризм, когда нет авторитетов.

Однако образ вождя показывать нужно, чтобы народ знал, что "ленин всегда с тобой", и потому выдумывают. Кучма у нас и заводы открывает. И коров если не доит, то вдохновляет на этот благородный и нужный труд доярок. И больницы посещает, и там, конечно, после этого навсегда исчезают проблемы с медикамент и зарплатой. И о компьютерах для сельских школ заботится. Одно слово, спец широкого профиля, как и нужно лидеру европейского государства. Ведь, как вы понимаете, там их Шираки, Блеры, Клинтоны с Шредерами тоже только этим и занимаются.

Поэтому смотрю я как-то "Интер". Показывают: в Днепропетровске открывают Южный мост, который наконец соединил два спальный района. Все замечательно, полоску разрезали, грузовики демонстративно поехали, люди всех за все благодарят. А в конце сюжета крупным планом огромный плакат: "Благодарим президента Леонида Кучму за новый мост!" И долго держат, чтобы все поняли и осознали, кто "в курсе дела" относительно этого мосту, кто опоры забивал, кто мостовые фаланги монтировал, на чьи, в конечном счете, деньги все это построено – куда же мы без дорогого Леонида Дан-Ильича поедем… Так и захотелось продекламировать, казалось бы, уже забытое:

Прошла весна, настало лето -
Спасибо партии за это!


Конечно, чиновническую "кучмофилию" понять можно. Причина ее "торжественной поступи" очень напоминает причину распространения, например, СПИДа – очень не терпеться. Хочется денег, высших должностей, какую-то медальку к празднику - такая себе мелочишка, которая дает уверенность в завтрашнем дне, и жена меньше "пилит".

Все ясно и с журналистами, операторами, видеоинженерами, режиссерами, которые это снимали, монтировали, пускали в эфир. Они или хотели показать, как оно на самом деле там было, или им приказали "осветить правильно", или они – сами по себе подхалимы, которые хотят засветиться перед редакторами и хозяевами.

Правда, с "Интером" все проще. Приведу такой уже достаточно старый пример: как известно, хозяин "Интера" - "главный по свободе слова" в парламенте Александр Зинченко. Он должен бы обеспечивать эту свободу слова хотя бы с рассуждений простого инстинкта самосохранения. Слыша хоть иногда правду о положении в стране, власть могла бы хотя бы что-то где-то подправить и спасти собственные ягодицы.

Однако когда Киевский институт массовой информации (ИМИ) предложил организовать в стенах парламента выставку карикатур "Пресса и власть", то предшественник Зинченко на посту председателя комитета левый и, за их терминологией, известно же, "не демократ" Иван Чиж согласился, даже на письме-просьбе о разрешении поставил соответствующую резолюцию. Но "декабрьская бархатная революция" Чижа "вымыла" из кресла, занесла туда Зинченко, и тот в проведении выставки отказал. Ибо увидел там уже всем известную карикатуру на Кучму, который изображен таким себе клоуном, который играется с кошечками-газетами: то приголубит, то хвост прижмет. Тогда еще дела Гонгадзе не было, не было и изображено на рисунке, как журналистов предлагают продавать чеченцам, но Зинченко все равно отказал, ибо, говорят, обиделся и заявил, что все должно рассмотреть комитет. А комитет, по-видимому, "забыл"…

Потом были длинные переговоры, написания новых писем-ходатайств, даже обещания организовать выставку осенью. Как видим, миновали лето, осень, третье тысячелетие уже на пороге, а со "свободолюбивого" парламентского комитета даже официального ответа, как подобает за нашими законами, в ИМИ не поступило. А ИМИ не может изъять эту карикатуру, ибо она – лауреат конкурса, а выставка сложена с рисунков-лауреатов. И когда бы выбросили этот рисунок, то это было бы, по меньшей мере, элементарно нечестно в отношении к автору, которому обещали участие в выставке. Поэтому депутаты и не увидели, как карикатуристы смотрят на отношения между властью и прессой. А если бы увидели, то, может, и не было бы дела Гонгадзе. Хотя, конечно, смешно и наивно об этом сегодня говорить.

Зато очевидно другое: если со свободными журналистами - "цепными псами демократии" – есть проблемы, то со "злыми Шариками или Бобиками авторитаризма" – все в порядке. Ну и уже совсем по аналогии: какой хозяин Шарика – такая и будка у последнего, и какой хозяин – такой и канал. С технической утварью и человеческим ресурсом, что бы там не писали отдельные представители этого "ресурса"…

Но рассказы рассказами, однако такое явление в информационной политике, как "Леонид Дан-Ильич Брежучма-Кучмежнев", имеет намного большие негативные последствия для страны и общества.

Во-первых, понятно, что пропагандисты "излюбленного образа", показывая его, хотят доказать людям, что президент все знает и все видит, держит, так сказывать, руку на пульсе. Президент, который выглядывает из-за каждого куста, - это почти как у Оруелла в "Животном дворе": "Старший Брат все видит", а следовательно, от наказания за безобразия или отход от генеральной линии не убежать. Это, с одной стороны, по мнению разработчиков идеи, должно дисциплинировать и народ, и чиновничество на местах. И, со второй, это должно делать руководителя "своим парнем" и "защитником народных интересов" для людей: мол, видите, президент все знает, все исправляет, где его подводят плохие подчиненные.

Но есть еще и третья сторона этого дела. Когда главе государства все время показывать, что в стране все хорошо, то он и будет жить, как говорил поэт, под собой не слыша страны. Недаром же рассказывают, что Брежнев под конец своего правления искренне верил, что в СССР все замечательно, а народ – в упоении от него лично. И наш Дан-Ильич уже всегда перед телекамерами делает "круглые глаза" и искренне возмущается то жалкой ситуацией в топливно-энергетическом комплексе, то слухами, что чиновники "обижают" журналистов.

Во-вторых, политый со всех сторон шоколадом, такой руководитель очень скоро теряет способность не только к здоровой и трезвой оценке состояния в государстве, а к более-менее объективной самооценка. Недаром же говорят, что когда все время говорить человеку, что он – свинья, то он, в конечном счете, и хрюкнет. Так и с Леонидом Даниловичем: ему все время придворные подхалимы говорят, что он - "лучче всех", то он и обижается на критику. А что с Пушкиним он не очень "дружбит", то отсюда и все эти "бля" и "блін" в оценке, например, работы Гонгадзе, бурная и неприкрыто раздраженная реакция на "неудобные" вопросы журналистов (во время пресс-конференций) или просто людей - во время "сближения с народом".

Хотя, каюсь, о пресс-конференциях я "загнул" – от них при участии не отфильтрованных, а всех без исключения журналистов Дан-Ильича предохраняют, как зеницу глаза. Не дай Боже, еще спросят что-то не то, а он как ответит… Вспомните, как в августе 1991 года неопытная молодая журналистка Татьяна Малкина в Москве спросила путчистов, знают ли они, что осуществили переворот. До этого вопроса об очевидном как-то избегали, а когда девушка поинтересовалась, а Янаев начал что-то бормотать в ответ, то все заметили: и король голый, и руки в него дрожат.

Поэтому есть предложение: даже если произойдет какая-то незапланированная "пресуха", пожалейте президента, уважаемые. Спрашивайте только о приятном. А что для него приятно в тот момент, узнавайте у сторожуков с УТ, княжицких, куликовых, киселевих с ICTV. Там выучка держать нос по ветру – еще та. И указания они соответствующие получают. К тому же, сам гарант сообщил, что уже "ощущает сердце" и что это – следствие скандала под названием "Кучмагейт". Поэтому не тревожьте президента, и дай ему, Божье, здоровья. Ибо, во-первых, это милосердно. Во-вторых, сказал же координатор акции "Украина без Кучмы!" Юрий Луценко, закрывая палаточное городок на площади Независимости, что "Бог – вечный, а Кучма – не надолго". Его бы слова - и Богу в уши...

...Хоча, конечно, не нужно журналистов похищать, и сердце не будет болеть...

Читайте другие статьи Скачко

Зачем власти новые Гонгадзе?

Людей подталкивают к гражданской войне

Современные "азефы" – петеушники в депутатских костюмах

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования