От Ющенко ждут решительных действий
Воскресенье, 5 ноября 2000, 18:13
УП продолжает публикацию прогнозов политологов на начавшийся политический сезон. Еще летом все, кто интересуются политикой, предсказывали очень бурную осень. Первые два месяца, вопреки ожиданиям, продемонстрировали вялотекущий политический процесс, который, правда, несколько "оживил" недавний скандал с выводами комиссии Марчука. О некоторых итогах минувших осенних месяцев и прогнозах на ближайшее будущее – ведущий украинский политолог Михаил Погребинский.
Правительственный кризис – очередь за Ющенко
В ближайшее время должна как-то разрешиться ситуация с правительством, которая пока выглядит очень двусмысленно. Если Ющенко сейчас не добьется явных уступок со стороны президента, то в этом случае придется констатировать, что он не может защитить свои позиции, а это значит, что он сильно ослаб.
Сегодняшнюю позицию Ющенко можно истолковать так: "я, в принципе, готов уйти, потому, что мне не доверяют". Ему говорят: "да, тебе не доверяют, но не говорят "уходи". Если премьер не предпримет никаких действий, значит, он дает сигнал такого рода: "я понимаю, что вы мне не доверяете, но я остаюсь".
По моему мнению, сейчас уже премьер должен определиться. Похоже, что сейчас его ход - мяч на его стороне. Ведь если он не предпримет каких-то действий, как должны подчиненные принимать приказы и решения вице-премьера, после того, как человек не может защитить свои позиции, и ему публично сказано государственной комиссией, а затем подтверждено президентом, что он фальсифицирует результаты?
Я думаю, что если ситуация не разрешится, это только дискредитирует правительство.
Завершилась первая фаза политического осеннего сезона
На протяжении начала осени мы были свидетелями очень напряженных драматических политический коллизий. И, по-моему, они не завершились с принятием первого из ключевых документов политической осени - бюджета. Более того, под занавес принятия бюджета мы слышали предупреждение премьера о том, что он не оставит действия оппонирующих правительству сил без адекватного ответа, может даже в форме отставки, самоотставки.
Премьер считает, что отношение со стороны большой части политического класса Украины к его правительству неадекватное и готов как-то его защитить, при этом признает, что у него нет для этого ресурса.
И если наблюдать за температурой уже прошедшего политического процесса, я бы не сказал, что он шел спокойно. Достаточно было посмотреть на лицо премьера, когда он реагировал на выводы комиссии Марчука.
На такой ноте завершилась первая фаза политической осени. Она протекала под знаком противоборства между правительственными группами, поддерживающими Кабмин с одной стороны и частью большинства в парламенте, а также политическими силами, входящими в эту часть с другой, которые не поддерживают, оппонируют правительству и используют все доступные им ресурсы для критики правительства.
Такая жесткая критика правительства и продвижение на фоне этой критики в части принятия бюджета, говорит о том, что мы вступаем в новую фазу нашей политической жизни. Кстати, не будь этого противостояния, мы бы не узнали, очень много из внутренней кухни, – например, в процессе приготовления бюджета.
Дело Жердицкого, как один из аспектов второй фазы сезона
Есть новые линии, которые начинаются фактически на разрезе между первой и второй фазой.
Можно связать одну из таких новых линий с делом Жердицкого. Тут еще не расставлены все акценты, и многие участники противостояния по этому делу не договаривают либо говорят эвфемизмами.
Я, например, имею в виду слова Стецькива, который объяснял, почему, по его мнению, парламент не проголосовал за то, чтобы сначала предоставить слово Жердицкому, а только потом принимать по нему решение. Стецькив объяснил это тем, что если бы Жердицкий выступил, он бы кое-что рассказал, в частности, о роли некоторых важных чиновников из Кабинета министров и администрации президента в покупке Лафаржем цементной промышленности. Вот тут всплывут новые фигуры, важные накануне старта будущих выборов, и это может изменить некоторые конфигурации в предвыборной раскладке.
У вас на сайте называется фамилия этой фигуры в связи с Лафаржем (Стецькив его не назвал) а этот человек предполагается первым номером в списке "Трудовой Украины", так что все это может повлиять на процессы в будущих парламентских выборах.
Дальше, я думаю, ситуация может развиваться примерно в том же духе. То есть мы будем наблюдать бурное внутреннее противостояние, жесткое, доходящее до использования в СМИ резких материалов, сливов компромата, в том числе на новые фигуры, которые еще не были засвечены и "облиты".
Прогноз по поводу имплементации
Интригующие линии начнутся только с началом имплементации, в ноябре - начале декабря. Я думаю, еще в этом году будут вынесены законы для первого чтения, предназначенные для подготовки к имплементации.
В принципе, можно было бы по двум ключевым вопросам референдума проголосовать соответствующие законы, а после этого проголосовать их вместе с изменениями в Конституцию. Похоже, этот сценарий, который я и раньше считал наиболее проходимым, становится все более популярным. Но этот вариант, в случае его реализации, решительно изменит всю картину и круто повернет руль политической реформы в стране.
Если удастся "пробить" закон, в котором парламент получит существенные права, влияние на формирование правительства, это заложит основу для будущего легитимного существования коалиционного правительства.
Я по-прежнему считаю, что существует единственный способ фиксирования факта наличия парламентского большинства - оно существует до тех пор, пока не проголосован вотум недоверия правительству. Но как только парламент голосует за недоверие правительству, можно считать, что парламентское большинство прекращает свое существование.
Если, конечно, большинство не предложит своего премьера, с которым соглашается президент. Тогда можно считать, что большинство есть, но нет подходящего ему правительства. При этом, по моим представлениям, президент может либо распустить парламент, если ему не удается согласовать кандидатуру премьера, либо поменять правительство, которое уже будет правительством большинства. Вот это самая интригующая штука.
Есть вероятность того, что уже этой осенью этот процесс политической реформы начнется, но я не исключаю, что он этой осенью и завершится. Если примут законы по статусу депутатов и о большинстве, то это, в принципе, возможно. Тогда осень пройдет - "супер".
Правительственный кризис – очередь за Ющенко
В ближайшее время должна как-то разрешиться ситуация с правительством, которая пока выглядит очень двусмысленно. Если Ющенко сейчас не добьется явных уступок со стороны президента, то в этом случае придется констатировать, что он не может защитить свои позиции, а это значит, что он сильно ослаб.
Сегодняшнюю позицию Ющенко можно истолковать так: "я, в принципе, готов уйти, потому, что мне не доверяют". Ему говорят: "да, тебе не доверяют, но не говорят "уходи". Если премьер не предпримет никаких действий, значит, он дает сигнал такого рода: "я понимаю, что вы мне не доверяете, но я остаюсь".
По моему мнению, сейчас уже премьер должен определиться. Похоже, что сейчас его ход - мяч на его стороне. Ведь если он не предпримет каких-то действий, как должны подчиненные принимать приказы и решения вице-премьера, после того, как человек не может защитить свои позиции, и ему публично сказано государственной комиссией, а затем подтверждено президентом, что он фальсифицирует результаты?
Я думаю, что если ситуация не разрешится, это только дискредитирует правительство.
Завершилась первая фаза политического осеннего сезона
На протяжении начала осени мы были свидетелями очень напряженных драматических политический коллизий. И, по-моему, они не завершились с принятием первого из ключевых документов политической осени - бюджета. Более того, под занавес принятия бюджета мы слышали предупреждение премьера о том, что он не оставит действия оппонирующих правительству сил без адекватного ответа, может даже в форме отставки, самоотставки.
Премьер считает, что отношение со стороны большой части политического класса Украины к его правительству неадекватное и готов как-то его защитить, при этом признает, что у него нет для этого ресурса.
И если наблюдать за температурой уже прошедшего политического процесса, я бы не сказал, что он шел спокойно. Достаточно было посмотреть на лицо премьера, когда он реагировал на выводы комиссии Марчука.
На такой ноте завершилась первая фаза политической осени. Она протекала под знаком противоборства между правительственными группами, поддерживающими Кабмин с одной стороны и частью большинства в парламенте, а также политическими силами, входящими в эту часть с другой, которые не поддерживают, оппонируют правительству и используют все доступные им ресурсы для критики правительства.
Такая жесткая критика правительства и продвижение на фоне этой критики в части принятия бюджета, говорит о том, что мы вступаем в новую фазу нашей политической жизни. Кстати, не будь этого противостояния, мы бы не узнали, очень много из внутренней кухни, – например, в процессе приготовления бюджета.
Дело Жердицкого, как один из аспектов второй фазы сезона
Есть новые линии, которые начинаются фактически на разрезе между первой и второй фазой.
Можно связать одну из таких новых линий с делом Жердицкого. Тут еще не расставлены все акценты, и многие участники противостояния по этому делу не договаривают либо говорят эвфемизмами.
Я, например, имею в виду слова Стецькива, который объяснял, почему, по его мнению, парламент не проголосовал за то, чтобы сначала предоставить слово Жердицкому, а только потом принимать по нему решение. Стецькив объяснил это тем, что если бы Жердицкий выступил, он бы кое-что рассказал, в частности, о роли некоторых важных чиновников из Кабинета министров и администрации президента в покупке Лафаржем цементной промышленности. Вот тут всплывут новые фигуры, важные накануне старта будущих выборов, и это может изменить некоторые конфигурации в предвыборной раскладке.
У вас на сайте называется фамилия этой фигуры в связи с Лафаржем (Стецькив его не назвал) а этот человек предполагается первым номером в списке "Трудовой Украины", так что все это может повлиять на процессы в будущих парламентских выборах.
Дальше, я думаю, ситуация может развиваться примерно в том же духе. То есть мы будем наблюдать бурное внутреннее противостояние, жесткое, доходящее до использования в СМИ резких материалов, сливов компромата, в том числе на новые фигуры, которые еще не были засвечены и "облиты".
Прогноз по поводу имплементации
Интригующие линии начнутся только с началом имплементации, в ноябре - начале декабря. Я думаю, еще в этом году будут вынесены законы для первого чтения, предназначенные для подготовки к имплементации.
В принципе, можно было бы по двум ключевым вопросам референдума проголосовать соответствующие законы, а после этого проголосовать их вместе с изменениями в Конституцию. Похоже, этот сценарий, который я и раньше считал наиболее проходимым, становится все более популярным. Но этот вариант, в случае его реализации, решительно изменит всю картину и круто повернет руль политической реформы в стране.
Если удастся "пробить" закон, в котором парламент получит существенные права, влияние на формирование правительства, это заложит основу для будущего легитимного существования коалиционного правительства.
Я по-прежнему считаю, что существует единственный способ фиксирования факта наличия парламентского большинства - оно существует до тех пор, пока не проголосован вотум недоверия правительству. Но как только парламент голосует за недоверие правительству, можно считать, что парламентское большинство прекращает свое существование.
Если, конечно, большинство не предложит своего премьера, с которым соглашается президент. Тогда можно считать, что большинство есть, но нет подходящего ему правительства. При этом, по моим представлениям, президент может либо распустить парламент, если ему не удается согласовать кандидатуру премьера, либо поменять правительство, которое уже будет правительством большинства. Вот это самая интригующая штука.
Есть вероятность того, что уже этой осенью этот процесс политической реформы начнется, но я не исключаю, что он этой осенью и завершится. Если примут законы по статусу депутатов и о большинстве, то это, в принципе, возможно. Тогда осень пройдет - "супер".