"Газпром" и Ющенко собирают силы для решающей схватки
Среда, 1 ноября 2000, 19:09
Спецоперация по сооружению обходного газопровода постепенно перестает быть политической игрой. Во вторник в Париже руководители "Газпрома" и "Газ де Франс" подписали протокол-соглашение, где предусмотрели прокладку новой магистрали. Тем временем польский премьер Ежи Бузек практически сдался под давлением России и Европы, а Украина постепенно отказывается от идеи приватизации своей трубы.
Протокол между газовыми компаниями был подписан в резиденции российского посла во Франции, и, как сообщает Интерфакс-Украина слова представителя "Газпрома", не ожидалось, что договор будет заключен именно во время визита Путина. По соглашению, французская компания инвестирует 1-2 миллиарда долларов в совместные проекты, заявил в тот же день российский президент.
А премьер-министр Польши Ежи Бузек, комментируя парижские переговоры Путина, назвал сооружение трубопровода в обход Украины "большим шансом для нашей страны". "На транзите Польша не только заработает, но также укрепит свое стратегическое значение", - передает слова Бузека SMI.ru. У западного соседа все громче начинают звучать голоса, предлагающие забыть об интересах Украины. Экс-глава МИДа Речи Посполитой Бронислав Геремек назвал "парадоксом то, что Польша ведет себя честно, а Украина темнит", сообщает украинская служба радио "Свобода".
Тем временем польское издание "Газета Выборча" намертво связало интересы Москвы и Киева. "Украина обречена покупать газ в России или при ее посредничестве, и в сложившейся ситуации ни Польша, ни Евросоюз уже ничего не изменят". Вместе с этим газета выдвинула неожиданную версию причин, из-за которых не все "газпромовское" топливо доходит до Европы.
"Ни для кого не секрет, что воровство российского газа в Украине прерогатива не местных фирм, а украино-российских предприятий", - цитирует "Газету Выборчу" агентство УНИАН. Высокий правительственный чиновник из окружения Кучмы рассказал автору статьи, что две третьих прибыли от реэкспорта ворованного газа в Европу возвращаются в Москву на счета тамошних чиновников. "Из-за этого Россия годами закрывала глаза на дерзость украинцев", - считает газета.
Но с приходом Путина лавочка закрылась. И сейчас Россия поставила одной из основных задач получить контроль над украинским газопроводом. У Украины, по большому счету, есть два варианта: либо приватизировать трубу, либо отдать в концессию. В первом случае продается – естественно, навсегда - 49-процентный пакет акций газотранспортной системы, во втором труба остается в собственности Украины, но при этом на несколько десятков лет теряется контроль над газопроводом. Путин на переговорах с Кучмой в Сочи поддержал приватизацию – при этом Россия хочет контрольный, 51-процентный пакет акций.
В среду задумку Ющенко отказаться от идеи приватизации и отдать газопровод в концессию поддержали несколько украинских политиков и потенциальный инвестор британо-голландская компания Shell Gas & Power.
Последняя считает, что передача украинской газотранспортной системы (ГТС) в концессию более привлекательна для страны, чем ее полная приватизация, сообщает Интерфакс-Украина. "Украина могла бы отдать газотранспортную систему в аренду иностранному инвестору в виде концессии. Сделав это, Украина продолжала бы владеть стратегическими объектами, и обеспечила бы капиталовложения в ГТС, а также получала бы регулярные платежи на основе ежегодной стоимости концессии", - заявил директор по вопросам развития бизнеса компании Shell Gas & Power Ганс Вос.
По мнению г-на Воса, Украина могла бы заинтересовать иностранных инвесторов, если бы разделила ГТС на три части: систему международной транспортировки газа, систему внутреннего транспортирования газа и подземные хранилища газа. При этом он отметил, что для Shell Gas & Power была бы привлекательна система международной транспортировки газа.
Представитель компании Shell Gas & Power в Украине Лесь Лестовецкий предостерег украинское правительство от завышения стоимости газотранспортной системы (ГТС). "С такими цифрами вы не привлечете иностранных инвесторов", - заявил он. Один из сторонников приватизации, заместитель председателя Верховной Рады Степан Гавриш ориентировочно оценил украинские трубы в $20-25 млрд.
Премьер также неожиданно получил сторонника в лице Богдана Губского, зампреда парламентского комитета по банкам и банковской деятельности и одного из активистов фракции объединенных социал-демократов (Губский вместе с Медведчуком, братьями Суркисами, Згурским, Ляхом и Карпенко образовывают так называемую "киевскую семерку").
Также в пользу предложения Ющенко высказался руководитель управления стратегией обеспечения экономической безопасности СНБОУ Леонид Минин (а секретарем Совбеза является тоже далеко не самый большой друг премьера Евгений Марчук). Против приватизации выступили народно-патриотическое объединение "За Украину" и лидер Трудовой партии Михаил Сирота. Можно не сомневаться, что скоро по этому поводу выскажутся и другие политические силы. А ближе к зиме вообще станет невозможно дышать – от концентрации газа в атмосфере.
Протокол между газовыми компаниями был подписан в резиденции российского посла во Франции, и, как сообщает Интерфакс-Украина слова представителя "Газпрома", не ожидалось, что договор будет заключен именно во время визита Путина. По соглашению, французская компания инвестирует 1-2 миллиарда долларов в совместные проекты, заявил в тот же день российский президент.
А премьер-министр Польши Ежи Бузек, комментируя парижские переговоры Путина, назвал сооружение трубопровода в обход Украины "большим шансом для нашей страны". "На транзите Польша не только заработает, но также укрепит свое стратегическое значение", - передает слова Бузека SMI.ru. У западного соседа все громче начинают звучать голоса, предлагающие забыть об интересах Украины. Экс-глава МИДа Речи Посполитой Бронислав Геремек назвал "парадоксом то, что Польша ведет себя честно, а Украина темнит", сообщает украинская служба радио "Свобода".
Тем временем польское издание "Газета Выборча" намертво связало интересы Москвы и Киева. "Украина обречена покупать газ в России или при ее посредничестве, и в сложившейся ситуации ни Польша, ни Евросоюз уже ничего не изменят". Вместе с этим газета выдвинула неожиданную версию причин, из-за которых не все "газпромовское" топливо доходит до Европы.
"Ни для кого не секрет, что воровство российского газа в Украине прерогатива не местных фирм, а украино-российских предприятий", - цитирует "Газету Выборчу" агентство УНИАН. Высокий правительственный чиновник из окружения Кучмы рассказал автору статьи, что две третьих прибыли от реэкспорта ворованного газа в Европу возвращаются в Москву на счета тамошних чиновников. "Из-за этого Россия годами закрывала глаза на дерзость украинцев", - считает газета.
Но с приходом Путина лавочка закрылась. И сейчас Россия поставила одной из основных задач получить контроль над украинским газопроводом. У Украины, по большому счету, есть два варианта: либо приватизировать трубу, либо отдать в концессию. В первом случае продается – естественно, навсегда - 49-процентный пакет акций газотранспортной системы, во втором труба остается в собственности Украины, но при этом на несколько десятков лет теряется контроль над газопроводом. Путин на переговорах с Кучмой в Сочи поддержал приватизацию – при этом Россия хочет контрольный, 51-процентный пакет акций.
В среду задумку Ющенко отказаться от идеи приватизации и отдать газопровод в концессию поддержали несколько украинских политиков и потенциальный инвестор британо-голландская компания Shell Gas & Power.
Последняя считает, что передача украинской газотранспортной системы (ГТС) в концессию более привлекательна для страны, чем ее полная приватизация, сообщает Интерфакс-Украина. "Украина могла бы отдать газотранспортную систему в аренду иностранному инвестору в виде концессии. Сделав это, Украина продолжала бы владеть стратегическими объектами, и обеспечила бы капиталовложения в ГТС, а также получала бы регулярные платежи на основе ежегодной стоимости концессии", - заявил директор по вопросам развития бизнеса компании Shell Gas & Power Ганс Вос.
По мнению г-на Воса, Украина могла бы заинтересовать иностранных инвесторов, если бы разделила ГТС на три части: систему международной транспортировки газа, систему внутреннего транспортирования газа и подземные хранилища газа. При этом он отметил, что для Shell Gas & Power была бы привлекательна система международной транспортировки газа.
Представитель компании Shell Gas & Power в Украине Лесь Лестовецкий предостерег украинское правительство от завышения стоимости газотранспортной системы (ГТС). "С такими цифрами вы не привлечете иностранных инвесторов", - заявил он. Один из сторонников приватизации, заместитель председателя Верховной Рады Степан Гавриш ориентировочно оценил украинские трубы в $20-25 млрд.
Премьер также неожиданно получил сторонника в лице Богдана Губского, зампреда парламентского комитета по банкам и банковской деятельности и одного из активистов фракции объединенных социал-демократов (Губский вместе с Медведчуком, братьями Суркисами, Згурским, Ляхом и Карпенко образовывают так называемую "киевскую семерку").
Также в пользу предложения Ющенко высказался руководитель управления стратегией обеспечения экономической безопасности СНБОУ Леонид Минин (а секретарем Совбеза является тоже далеко не самый большой друг премьера Евгений Марчук). Против приватизации выступили народно-патриотическое объединение "За Украину" и лидер Трудовой партии Михаил Сирота. Можно не сомневаться, что скоро по этому поводу выскажутся и другие политические силы. А ближе к зиме вообще станет невозможно дышать – от концентрации газа в атмосфере.