Много заговоров, мало реформ

Понедельник, 30 октября 2000, 19:21
Неудачная попытка переворота, возмущение по поводу исчезновения журналиста, растущая обеспокоенность Запада, увольнение министра иностранных дел и поспешное энергетическое соглашение с Россией: безусловно, украинская политика пускает пузыри. А то, что затевается что-то сомнительное, понятно не меньше.

Первое удивительное событие заключается в том, что Служба безопасности Украины в прошлом месяце заявила о предотвращении попытки переворота. Который якобы состоял в запланированном нападении на Чернобыльскую АЭС и другие ключевые объекты, после чего должен был произойти захват власти и восстановление коммунистического правления. Однако заговорщики оказались небольшой горсткой отставных офицеров без соответствующего плана. Нет свидетельств, что у них было оружие. Их организация хорошо известна, не тайная. И обнаруженные карты, которые якобы указывали на объекты нападения, были скорее путеводителями для сбора грибов. Все это выглядит слишком по-любительски.

СБУ имеет большое влияние в украинской политике: ее босс, Леонид Деркач, возглавляет один из крупнейших кланов при дворе президента страны Леонида Кучмы. Сын Деркача, Андрей – один из ведущих должностных лиц, который превратился в бизнесмена, широким интересам которого, как известно, не вредят хорошие связи (президент - его крестный отец). Он положил глаз на президентство и сравнивает себя с российским президентом Владимиром Путиным. Но если заговор было устроен СБУ, чтобы улучшить имидж своих лидеров, как кое-кто в Киеве подозревает, то это обернулось обратной стороной монеты: большинство украинцев считает всю эту историю смешной.

Другая загадка - исчезновение 16 сентября оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе также имело неожиданные политические последствия. Гонгадзе работал в интернет сайте, который специализировался на резкой критике украинских влиятельных магнатов. За несколько дней до его исчезновения сайт опубликовал досье на одного из крупнейших олигархов - Александра Волкова, утверждая, якобы, что тот был связан с организованной преступностью. Волков решительно отрицает все обвинения.

Показные усилия власти по расследованию этого дела кажутся некомпетентными, лишенными воображения, надуманны - постоянные расспросы коллег Гонгадзе и, например, предположение, достаточно неправдоподобное, что тот, возможно, просто сбежал, чтобы избежать выплаты долгов. Украинские журналисты показали незаурядную решительность акциями протестов, тем временем, как побаиваются западные правозащитные группы, исчезновение совпадает с тем, как украинская власть в целом не сочувственным отношением к масс-медиа.

Большинство циников объясняют исчезновение Гонгадзе тем, что он неразумно и очень сильно наступил на чей-то влиятельный мозоль. Другие считают это слишком простым объяснением. Нынче многие подозревают, что виновником может быть тот, кто хочет поставить в трудное положение министра внутренних дел Юрия Кравченко из-за медленного расследования милицией этого дела. Кравченко связан с самым влиятельным украинским политическим кланом, возглавляемым Владимиром Литвином, который руководит администрацией президента.

Третьим пикантным ингредиентом, недавно добавленным к украинскому политическому супу, стало содержание письма, подписанного американским и канадским послами, а также представителями мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, в котором высказывалась обеспокоенность о замедлении реформы бюджетных расходов для регионов Украины. Возглавляемое Ющенко правительство хочет сменить предыдущую систему блочных грантов на формулу, по которой расходы для каждого региона будут определяться по четким критериям - демография, уровни доходов, и тому подобное. Заемщики, например, Всемирный банк, который предлагает до $200 млн. дополнительных ссуд, если реформа пройдет, поддерживают такой план. Но такому плану серьезно противостоят влиятельные местные интересы, которые процветают на фоне плохого администрирования и коррупции.

Странно то, что частное письмо просочилось из президентской администрации с неожиданным оборотом: как смеют иностранцы вмешиваться во внутренние дела Украины?

За всем этим, кажется, стоят прохладные отношения между президентом и премьер-министром. Ющенко, популярный среди западных политиков и банкиров, которые проявляют интерес к стране, достиг некоторых успехов в экономических реформах, в частности, проведя новый налоговый кодекс через парламент. И начал разбирать завалы в субсидиях и долгах энергетического сектора.

По теории, Кучма должен бы радоваться этому: новое правительство делает вещи, которые он требовал годами. Однако, кажется, он не ожидал, что его приятели также будут поражены этой серьезной попыткой очиститься. За все время, что Ющенко находится у власти, из президентского офиса не раздавалось почти ни одного слова похвалы в его адрес, только осуждение.

Хотя правительство работает хорошо, этого не достаточно, чтобы Украина выбралась из трудного положения, в котором она оказалась в потерянные 90-е годы. Государственные финансы раскачивает: гривня понемногу падает, защита ее центральным банком повлеклась за собой падение резервов до психологически важного порога в $1 млрд. На этой неделе Кучма заключил соглашение с российским президентом, что обеспечит Украину энергией на эту зиму. В обмен российским компаниям будет позволено выкупать акции украинских газопроводов.

Из всех четырех проблем, загадка увольнения прозападного министра иностранных дел Бориса Тарасюка является особенно тревожной. Хотя Тарасюку удалось завоевать немало друзей на Западе при помощи личного стиля, Кучма откровенно сказал, что новый министр должен удовлетворить Россию. Также было уволено и несколько прозападных фигур на других важных постах, включая руководителя военной разведки.

Украинская запятнанная демократия и полусырая независимость могут оказаться в опасности.