Почему национальные интересы Украины отстаивают поляки, а не украинцы?

Понедельник, 23 октября 2000, 19:03
На протяжении нескольких последних дней внимание общественности было приковано к проблеме строительства обходного газопровода из России в Западную Европу через территорию Польши и Словакии. Напомню: 18 октября в Москве российский "Газпром" и представители Италии, Франции и Германии создали консорциум для строительства такого газопровода.

Это - на фоне прошедшей 16 октября встречи президентов Украины и России, когда Кучма дал согласие на участие Российской Федерации в приватизации украинской газотранспортной системы. О конкретной форме участия России в приватизации украинских газопроводов не объявлено. Но российская сторона не скрывает: она планирует расплатиться не "живыми" деньгами, а ценными бумагами, в которые будут конвертированы долги Украины за будущие поставки газа. Одновременно Путин добился того, что Украина признала в Сочи долги коммерческих структур за газ в качестве своих государственных.

Как отнеслись к этим договоренностям наши ближайшие соседи?

Польша выступает против строительства газопровода в обход Украины, и предлагает всем заинтересованным сторонам сесть за стол переговоров, - об этом заявил представитель польского правительства К.Люфт в комментарии влиятельному изданию "Газета выборча". Безусловно, поляки понимают: построение газопровода через их территорию - весьма привлекательно с экономической точки зрения. Но в то же время они не хотят, чтобы страдали украинские интересы, поскольку украинское государство является гарантом стабильности за восточной границей Польши.

В отличие от поляков, украинская дипломатия весьма сдержанно отозвалась на проблему обходного газопровода. Наши дипломаты считают, что проблему газовой трубы в обход Украины все равно придется решать, прежде всего, с Россией. Новоназначенный руководитель украинского МИДа Анатолий Зленко в комментарии программе СТБ заявил дословно такое: "Нам нужно поддерживать отношения с нашими соседями, и в первую очередь с Российской Федерацией. Нужно работать. Если мы не будем работать, то проложат, а если будем работать, то, может, мы смягчим эту ситуацию".

Однако дипломатичность Зленко особенно бросается в глаза на фоне откровенности самого Кучмы, который уже успел объявить о том, что его "не волнует" проблема газопровода в обход Украины. Выступая 20 октября перед слушателями Госакадемии управления, главами райгосадминистраций, президент высказал убеждение, что альтернативы стратегическим отношениям с Россией нынче не существует.

"Украину не ждут в Европе", - сказал глава государства и добавил, что Украина должна быть заинтересована в совместной эксплуатации украинского газопровода, поскольку он нуждается в значительной реконструкции. "Если Украина и впредь будет упрямой, то останется с газопроводом, но пустым", - сказал Кучма.

Следовательно, Украина (или, точнее, власть) в очередной раз готовая проявить чрезвычайную гибкость там, где стоило бы оставаться упрямыми, отстаивая собственные национальные приоритеты. Мы откровенно "подставили" поляков, которые проявили чрезвычайную в нынешних условиях последовательность, защищая не свои, а наши, украинские интересы.

Интересно, останутся ли у Украины после такого поведения союзники? И останется ли у нас какой-то выбор, кроме ориентации на Москву? Похоже, что Кучма, устраивая единодушно осуждаемые в Европе "референдумы" и "имплементации" и царским жестом отдавая России нашу государственную собственность, подводит украинское общество и международное сообщество именно к такому выводу.

Максим СТРИХА, доктор физико-математических наук,
писатель, член Президиума УНП "СОБОР"