Гимнюки

Понедельник, 23 октября 2000, 12:54
У Крыма теперь есть свой доморощенный вариант "Славься, Отечество!". На минувшей неделе Верховный Совет автономии официально утвердил и тем самым увековечил текст местного гимна, и таким образом завершил работу над созданием автономной символики, начатую еще 8 лет назад. Тогда, как известно, у Крыма появился свой флаг, расцвеченный цветами российского триколора с явным преобладанием белого. Как объясняли в то время авторы идеи, красный цвет символизирует прошлое Крыма, голубой - будущее, а белый (его наблюдается столь явное преимущество, что сразу наводит мысль о банном полотенце) - это та чистая страница, на которой крымчане напишут свое настоящее. В 92-ом году у автономии, которая тогда начинала свою бесславную борьбу за независимость, появился и герб. Официально он выглядит так: "в червленом варяжском щите расположен серебряный грифон, держащий в правой лапе серебряную раковину с голубой жемчужиной".

Теперь у Крыма есть собственный гимн. Приводим его, так сказать канонический, текст:
"Нивы и горы твои волшебны, Родина.
Солнце и море твои целебны, Родина.
Эту землю мы сохраним,
И внукам оставим цветущий, как сад, Крым,
Цветущий, как сад, Крым.

Зори свободы тебя согрели, Родина.
Братья-народы тебя воспели, Родина.
Эту дружбу мы сохраним,
И вместе, крымчане, прославим в веках Крым, прославим в веках Крым!
Славься, Крым!"

Для того чтобы родился на свет, а затем звучал в веках этот шедевр гимнотворчества, в Крыму более года шел конкурс, на который было представлено 68 творений местных и зарубежных служителей Музы. Выбор пал на вышеприведенное произведение - плод патриотической мысли Ольги Голубевой. Поэт Голубева больше, чем поэт. Она - жена министра культуры Крыма Михаила Голубева, отстраненного недавно от исполнения служебных обязанностей в связи со служебным расследованием по факту незаконного кредитования бюджетными средствами одной из частных фирм. Но опальный министр не унывает.

Во-первых, он коммунист, а значит, практически в Крыму не подсуден. Во-вторых, даже если закон проявит политическую незрелость и покарает его, Голубев уже выполнил свою историческую миссию фактом регистрации когда-то своего брака с будущим гимнотворцом автономной республики.

На одной из пресс-конференций Голубев так и заявил: "Я горжусь тем, что останусь в истории Крыма если не как министр культуры, то как муж поэтессы Голубевой". Чуть ранее министр-коммунист уже имел счастливую возможность многотиражно объясниться в любви к супруге. Во вступительной статье к ее единственному (за 20 лет творчества) сборнику стихов Михаил Голубев писал: "Ольга Голубева… Говорить об этой поэтессе мне и очень легко, и необыкновенно сложно. Легко потому, что уже много лет я слежу за ее творчеством, …присутствую при рождении ее стихов… Дело в том, что я люблю ее не только как поэтессу, но и, что для меня значительно важнее - как женщину".

Эта, освященная Кодексом о браке и семье, любовь не может не радовать общественность, но, к сожалению, не является весомым аргументом к тому, чтобы ныне живущее поколение крымчан и их грядущие потомки теперь полюбили жену министра, как поэтессу. Тем более что до сих пор она - "певица любви" - была известна очень узкому, практически домашнему, кругу почитателей как автор таких, к примеру, образцов высокой поэзии: "Я оказалась в Судаке/ Однажды летом налегке./ От шумных улиц вдалеке,/ С бокалом солнечным в руке". Или: "Ты пропал, исчез, уехал,/ Не до песен, не до смеха./ Впрочем, разве не до смеха?/ Все прекрасно, ты уехал".

Почему именно Ольга Голубева выиграла конкурс, недавно объяснил в газете "Крымское время" член Президиума ВС Крыма Евгений Максименко: "Когда я был председателем комиссии на лучший текст гимна Крыма, наша комиссия назвала совсем другого победителя - при одном воздержавшемся (это был Михаил Голубев, чтоб вы знали). Потом меня месяц не было… За это время изменили состав комиссии, меня сделали замом и ввели туда четырех коммунистов". Эта новая комиссия, уже под руководством самого Леонида Грача, рассказывает Максименко, заседала всего один раз, чтобы отменить прежнее решение и "назначить" победителем Ольгу Голубеву. В другом издании - "Крымской газете" - Максименко сокрушается: "Обидно, что так замечательно задуманное создание текста Гимна нашей Республики, в высшей степени ответственное и почетное, стало для некоторых чиновников "со товарищи" всего лишь способом, пусть путем интриг, но ухватить лавры создателей республиканского гимна, а может быть, и по-крупному подработать".

Намеки на меркантильные интересы вовсе не излишни. Именно Министерство культуры разработало проект постановления "Сметы расходов на создание Гимна АРК", по которой целебные строчки оценивались в 150 тысяч грн., при этом авторский гонорар поэтессы должен был составлять 18,9 тысяч, а исполнителя - певца-коммуниста Юрия Богатикова - 24,8 тысяч.

Но Аллах с ними, с деньгами и интригами. Говорить об этом, когда речь идет о святом, по выражению Грача - "гнусная похабщина". Этим элегантным эпитетом спикер и доктор наук наградил всех критиков гимна. А их было немало.

Во-первых, практически все, кроме, естественно, коммунистов, политические силы. Во-вторых, украинская и крымскотатарская интеллигенция. В-третьих, Русский ПЕН-центр Всемирной организации писателей, в который входят такие именитые литераторы, как Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Виктор Ерофеев, Виктор Астафьев, Андрей Битов и др. В письме, адресованном руководству автономии, они писали: "Крым - это земля, которая дорога не только крымчанам… В сокровищницу культуры вошли прекрасные произведения, связанные с Крымом, которые являются знаковыми не только для полуострова, но и для всей мировой литературы. На наш взгляд, опубликованный текст абсолютно не подходит для Гимна, столь сложного синтетического произведения, тем более что музыка принадлежит выдающемуся композитору современности Алемдару Караманову…"Волшебный, целебный, цветущий, как сад" - эти затертые слова - не более чем символы эстетики поэзии 50-х годов и звучат не современно. В предлагаемом тексте нет идеи - единой цельной мысли" и т.д.

Российские писатели, конечно, не знали других строчек из другого вечного творения поэтессы Голубевой: "Я люблю эту землю до слез,/А любовь не подвластна уму". Иначе они были бы более терпимы.

Но, увы, невежество не освобождает от ответственности, и они были покараны суровым коммунистическим судом. Леонид Грач обвинил их во вмешательстве во внутренние дела Украины и Крыма и предложил (раз они такие умные) написать текст российского гимна (а у нас, мол, "что касается ума - он светлехонек весьма: слава Богу, отличаем незабудку от дерьма").

А председатель фракции "Коммунисты и народовластие" Вячеслав Захаров вообще сорвал с литераторов маску и показал их истинное лицо сионистов и служителей империалистического Запада. Именно он сообщил скандализированной общественности, что практически все эти "ПЕНы" эмигрировали из России и живут в Америке и Израиле. Отдельные журналисты, пораженные осведомленностью соратника Грача, решили все-таки перепроверить эту информацию и связались по телефону со штаб-квартирой "ПЕН-центра", откуда получили ответ, что все сказанное Захаровым "не более чем плод его возбужденного гимном сознания".

Но столь же убойная, сколь привычная для коммунистов, антисемитская аргументация свое дело сделала. 55 депутатов из 100-местного крымского парламента проголосовали за утверждение текста "целебного" гимна. Не трудно догадаться, что 35 из них коммунисты, возраст большинства которых, а также способ публично излагать свои мысли, говорят о том, что последним поэтическим произведением, которое они знают и помнят, было "Сквозь годы сияло нам солнце свободы, и Сталин великий нам путь озарил". Только они смогли по достоинству оценить медикаментозное звучание гимна Голубевой, с его целебными солнцем и морем, и актуальную с приближением зимы патетику с отопительным эффектом местных "зорь свободы".

"Гнусные" же "похабщики" журналисты с принятием гимна вообще распоясались. Мало того, что они вспомнили сразу старую шутку про "гимнюков", обозвали великое произведение "гимном министерства по курортам и туризму", но и сами стали состязаться с автором бессмертных строк в поэтическом мастерстве. К примеру, был предложен такой вариант: "Зори свободы тебя согрели, Родина. Братья-народы твои вспотели, Родина". Или совсем уже неприличный: "Зори свободы тебя нагрели, Родина. Братья-нардепы тебя имели, Родина".

Но Леонид Грач, периодически обзывающий всю неподконтрольную ему прессу "продажной", давно уже не обращает на нее внимания. Лично ему, а в его лице - всей прогрессивной крымской общественности гимн не просто нравится, он буквально прошибает слезу. В пятницу, по прямой телевизионной трансляции торжественного заседания, посвященного второй годовщине крымской Конституции, все жители полуострова получили уникальную возможность увидеть плачущего большевика. Крымского спикера так разобрало, что, слушая гимн в исполнении Богатикова и его почему-то поющей басом малолетней внучки, он даже не старался просушить платочком свои заплаканные щеки.

Отдельные злопыхатели, правда, говорят, что Леонид Иванович расчувствовался по другому поводу. Перед этим молодая актриса, зачитывающая двухлетней давности телеграмму главы государства по случаю принятия Конституции, от волнения оговорилась и торжественно произнесла: "Президент Украины Леонид Грач". Тут заплачешь.

Да и потом было столько причин для душещипательного волнения. Одна только праздничная хореографическая композиция - подлинное украшение конституционного торжества - если и не вызывала рыданий, то содрогнуться кое-кого заставила. В ее начале на сцену Украинского театра вышла субтильная девица, олицетворяющая собой того самого серебряного грифона с жемчужиной в правой лапе. За ее спиной бесновался кордебалет в якобы национальных одеждах народов Крыма, при этом крымскую татарку, в примеру, представляла одетая в гаремные шаровары и, соответственно, голым пупком барышня, способная своим нарядом вызвать глубокий обморок у какого-нибудь добропорядочного отца семейства. Потом их сменили Екатерина II с одноглазым то ли Потемкиным, то ли Кутузовым, а вслед за коронованной особой в половецких плясках сошлись на подмостках белогвардейцы с красноармейцами. Ко времени, когда на сцену пришла Великая Отечественная, на дивицу-грифона накинули черный платок, а кордебалет покрыл голову и оголенные части тела красным. Все действие увенчала гимнастическая пирамида с, естественно, алым флагом наверху.

Если к этому еще и прибавить и отреставрированную за 1,2 млн. грн. ко Дню Конституции площадь имени вождя мирового пролетариата, то картина получается вполне завершенной. У крымчан теперь есть все
для простого человеческого счастья: Конституция, флаг, герб, гимн, обновленный Владимир Ильич и пророк его Грач - смотрящий в президентское будущее.

Все остальное: низкие пенсии, привычные стоянки нищих на улице другого вождя мировой революции - Карла Маркса, жуткие дороги вокруг отремонтированной площади и другие мелочи жизни - ничто по сравнению с теплоносительными "зорями свободы" и сводным хором братьев-народов, воспевающих свою нежную дружбу в "цветущем, как сад, Крыму".

А те, кому этот "волшебный", "целебный" и многократно "славный" рай не нравится, могут ехать по озвученному коммунистами-депутатами маршруту: хоть в Израиль, хоть в Гондурас. Или, в крайнем случае, вспоминать почаще старый анекдот, о котором напомнила одна из крымских газет. Когда Сергей Михалков и Гарольд Эль-Регистан внесли изменения в окончательный текст гимна Советского Союза, кто-то из писателей назвал их "гимнюками". Михалков на это не обиделся, а только сказал: "Гимнюки, не гимнюки, а петь будете стоя!"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...
Реклама: