Журналистика скрывается в Интернете

Пятница, 20 октября 2000, 15:18
В свое время весьма популярным было изречение, что кто-то там вошел в Интернет и не вернулся. После исчезновения Георгия Гонгадзе эта когда-то остроумная шутка приобрела фатальный оттенок - украинских журналистов похищают из Интернета (другой вариант - исчезают в Интернете). Можно рассматривать различные версии причин исчезновения Георгия. Но речь не о том, кто за этим может стоять или кто от этого "выиграл", не о его общественно-политическом мировоззрении или позиции, не о том, как и кто его ищет (ищут, как умеют). Гонгадзе исчез, будучи редактором Интернет-проекта "Украинская правда". Он исчез оттуда, откуда в Украине еще никто не исчезал. Его не возможно будет найти, не ответив сначала на вопросы, зачем Гия вошел в Интернет, что он там искал и нашел. Это не игра слов или понятиями. Это - пароль или логин для входа в систему.

Реальный толчок для развития украинской журналистики в Интернете дали прошлогодние президентские выборы. Амбициозным дядям свои услуги предложили неамбициозные юнцы, чей интернетовский смысл жизни сводился до этого основным образом к поиску в сети новых анекдотов, "шаровых" компьютерных программ, порнографии и тому подобного. До 1999-го отечественных информационных Интернет-ресурсов, ориентированных в первую очередь на нашего читателя (пользователя) фактически не было, а те, что были, не предоставляли чего-то эксклюзивного, особенного, присущего Интернету. "Голод" приходилось утолять из-за вездесущей России. Но вдруг взрыв - появляется полтора десятка сайтов с красноречивыми названиями наподобие "Вестник украинской олигархии (политически некорректная страница)", кандидаты заводят собственные страницы, проводят в сети конференции, неофициально борются за звание "самого интернетного" политика. "Победил" в этом неофициальном зачете, к слову, Евгений Марчук. (Интересная деталь: победитель выборов Леонид Кучма был в этом отношении консервативен, как никто другой. Свою веб-страницу он открыл уже после выборов и посвятил его собственным предвыборным откровенням в книге "О самом главном".)

Так появились предпосылки для появления уже в этом году десятков Интернет-страниц информационно-аналитического направления. Фактически еженедельно возникают 1-2 полноценных ресурса, дизайн, которых, кстати, прогрессирует, приближаясь к мировым стандартам. Точных цифр о количестве пользователей Интернета в Украине нет. Считается, что где-то на протяжении следующего года эта цифра достигнет одного процента от общего количества населения (каждый сотый). Так или иначе, поскольку увеличивается количество пользователей, пропорционально увеличиваются и ресурсы, в соответствии с классическим правилом: растет спрос - увеличивается предложение. Именно благодаря этому фактору мы имеем относительно быстрый как для нашей страны рост отечественных Интернет-ресурсов, в том числе и информационно-аналитических.

А теперь - о главном. Например, уже упомянутый "Вестник украинской олигархии", который во время прошлогодних выборов выполнял функцию слива воды в известном "устройстве", и который уже год не обновляет информацию, размещается по адресу "российского происхождения", на сервере chat.ru. Т.е. украинский олигарх, которому не понравились высказанные в "Вестнике" рассуждения по поводу его скромной персоны, и который захочет доказать в судебном порядке, что за ним не нужно сливать воду, сначала растеряется. Кому предъявлять иск? Ему, ясное дело, объяснят, что владелец сервера здесь ни при чем, а нужно вычислять непосредственных авторов-творцов "Вестника" (мы преднамеренно не даем полный адрес "ВУО", потому что сейчас описываем механизм, а не рекламируем архаические компроматные ресурсы РУнета), а это уже сделать не просто. Во-первых, при регистрации сайта с доменным именем не первого уровня (адрес состоит из двадцати и больше знаков, т.е. не является "эксклюзивным") очень просто согрешить и указать неправдивые сведения о себе - этого никто не будет проверять. Во-вторых, законодательство в сфере Интернет-СМИ, как в Украине, так и в России, очень условное, непаханое поле. В конечном итоге, такой сайт хозяева сервера по чьему-то требованию могут закрыть, но буквально через десять минут ты открываешь (регистрируешь) сайт точно такого же содержания, один к одному, как и тот, доступ к которому только что был заблокирован, изменив только одну букву или цифру в своем адресе. Поэтому, мы сталкиваемся с полной свободой, бесцензурностью, что не может не привлекать творческую личность.

Другое дело с доменными именами первого уровня (com., net., org. и т.п.). Обычно их следует в буквальном смысле покупать (хотя можно и на "халяву"), а это значит, что тебя в любое время могут идентифицировать из-за твоей кредитной карточки или банковских реквизитов. (В принципе, при помощи технических средств можно найти и автора, который солгал при бесплатной регистрации сайта, но процедурно это тяжело даже для наших олигархов, все ж таки проще связаться с владельцем сервера и попросить его прикрыть сайт, доказав, что тот льет грязь).

Следовательно, выходим на следующую схему - сначала регистрируются "мелкие" сайты, а впоследствии "большой". Он со ссылкой на первые перепечатывает те или другие материалы и не несет ответственности за их содержание, потому что наше законодательство о СМИ, а интернет-издания таки подпадают под действие этих далеко не универсальных документов, предусматривает "амнистию" в случае перепечатки со ссылкой и предоставлении соответствующих материалов. В истории Украины еще не было прецедентов судебных Интернет-разборок.

Однако достаточно описывать многочисленные технологические нюансы будущих(!) Интернет-войн. Внимание! Вышеописанный механизм (метод сброса "компры") не касается, ни Георгия Гонгадзе, ни "Украинской правды". Наша "экскурсия", кажется, не является лишней, поскольку дает возможность осознать потенциалы свободного, но бесконтрольного распространения информации через Интернет. Попытка стать свободным, но независимым, вести собственную журналистскую игру (игру честную, но откровенную) и привело Георгия, скажем так, в Интернет. Не он первый туда пришел, не он последний. Чем дальше, тем меньше в "традиционных" СМИ появляется острых, злободневных материалов, инициативу в этом плане постепенно перехватывают интернетчики. Возможно, это естественной процесс, а может вынужденный. Тенденция "массового оттока кадров" из "бумажной" журналистики в "электронную" набирает обороты. "Там" - ты сам себе хозяин. На тебе не висят вопросы подписки, больших штатов, отношений с налоговой, типографией, Укрпоштой. Круг читателей - не слишком большой, и фактически каждого десятого знаешь в лицо...

А знаете ли вы (вопрос безадресный, автор им выражает свой восторг), что такие русские сайты как www.compromat.ru или www.fbl.ru печатают тексты на украинском языке, а десятки, если не сотни других русских сайтов дают рекламу украинского "Интернет-производителя"? Пусть - в первом случае - материалы о неблагопристойных действиях наших вельмож, такова уж специфика этих изданий, но ведь прецедент есть. Удивительно только, что никто из героев публикаций так и не обратился в суд, хотя упомянутые сайты "открыты" для этого, тем более авторство материалов "не под псевдонимом". "FBL" (Агентство федерального расследования), например, пишет: при перепечатке ссылка на издание обязательна, в ваших же интересах (поможем с документами, но адвокатской защитой в случае судебных разборок). Ну не душки разве? А далее, наверное, то, что отпугивает украинскую олигархическую братию от исков: юридическая поддержка - Екатерина Плужникова (Академия управления администрации президента РФ). Кстати, именно "FBL" напечатала материал о нашем влиятельном депутате Александре Волкове, который впоследствии перепечатала "УП" Георгия Гонгадзе, за что "президент" Демократического союза немного обиделся на "президента" украинских грузинов-журналистов. Впрочем, для полноты картины следует добавить, о наличии версии, что "FBL" удачно использовали, а главная цель - именно перепечатка в Украине, с соответствующим созданием ажиотажа. А материал о Волкове - больше публицистический, нежели в чем-то обличительный. Было там и несколько принципиальных фактических ошибок, например, Волкову приписывается дружба с каким-то господином, а он на самом деле этого господина за километр видеть не хочет. Свободная трактовка слухов и известной информации. Каждый обиделся бы...

Некоторое время назад достаточно ходовыми были тезисы об "информационном пространстве государства и его защите", "информационной безопасности государства" и тому подобном. Сейчас уже не совсем понятно, что подразумевается. Контролировать, ограничивать мировые информационные потоки, извините за тривиальность, невозможно. А вот влиять, предлагать себя - сколько угодно. Не стоит полагать, что мы не влияем на события в России, что мы в этом отстаем. Там забыли, кто такой Чорномырдин, но хорошо знают о Лазаренко. Сколько внимания уделяется обстоятельствам смерти Билозира, чеченским информационным центрам, сообщению СБУ о подготовке государственного мятежа в Украине, тому, как мы красиво "купили" Восточную Европу, чтобы она не соглашалась на строительство газопровода в обход Украины, как мы то "въезжаем" в НАТО, то "выезжаем"! Десять "технологов" в структуре Держинформполитики или какой-то другой структуре - Россия будет рыдать, требуя информации о нас. Еще десятеро вынудят простого американца засыпать с мыслью о далеком желто-синем друге. Согласен, это упрощенный подход, наподобие осовремененного "через двадцать лет будет сплошное телевидение". Хотя мы и смеемся над этой наивной фразой, посмотрите на Россию. Там все - "сплошное телевидение" - Листьев, Чечня, Доренко, "Курск", Березовский, Гусинский, Останкинский пожар, "О, счасливчик", Масхадов, Якубович, Лукашенко, Киселев... Это технология, без которой Россия не может существовать как государство. Однако нас не должно это касаться. Нам бы найти один винтик в паутине. Найти, и вкрутить на свое место, иначе механизм даст сбой, и все у нас станет "сплошным Интернетом" со свойственной ему виртуальной свободой.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...
Реклама: