Чем занимаются российские олигархи в Украине
Среда, 6 сентября 2000, 12:27
Поход российских олигархов на Украину только начинается. По мнению московского журнала “Компания”, главную роль в масштабной приватизации в Украине намерены сыграть ведущие российские компании. А пока в стране грядет существенный передел сфер влияния. Как отмечает “Компания” в последнем номере, через некоторое время крупнейшим должником “Газпрома” будет вовсе не Украина, а какой-нибудь “ЛУКойл” вкупе с “Альфа-групп”.
“Раньше украинские власти не позволяли российским компаниям приобретать контрольные пакеты на стратегически важных предприятиях. Теперь в Киеве к российскому присутствию относятся более благосклонно, - считает “Компания”. - Причины потепления находятся в сугубо практической плоскости: украинская промышленность нуждается в инвестициях, государственный бюджет – в доходах. МВФ и Мировой банк с конца прошлого года приостановили кредитование Украины: страна с трудом избежала дефолта по внешним долгам. Угроза бюджетного кризиса вынудила правительство активизировать приватизацию ликвидных предприятий, в том числе так называемой группы “Г» - монополистов и стратегически важных предприятий”. Первыми ласточками прихода российских олигархов стали покупки контрольных пакетов Николаевского глиноземного и Лисичанского нефтеперерабатывающего заводов структурами “Сибирского алюминия” и “Альфа-групп”. За которыми стоят соответственно Олег Дерипаска и Михаил Фридман. Оба присутствовали на июльской встрече Путина с предпринимателей, по списку участников которой теперь и ведется новый олигархический реестр в России.
“Основные сферы приложения сил российского капитала: нефтепереработка, химическая, алюминиевая промышленность, СМИ, Интернет”, - отмечает “Компания”. Интересно, что в некоторых сегментах рынка российские компании конкурируют не с украинскими или западными, а друг с другом, практически зеркально воспроизводя привычные для России конфликты. Например, НТВ владеет акциями украинского канала “1+1”, который конкурирует с каналом “Интер”, созданным при участии ОРТ.
Сферой работы исключительно российских компаний постепенно становится украинский рынок нефти и нефтепродуктов. В число лидеров рынка оптовых продаж нефтепродуктов уверенно вошло дочернее предприятие “Альфа-групп” – “Альфа-НАФТА”, которая к тому же владеет небольшим пакетом акций весьма интересного НПЗ “Нефтехимик Прикарпатья”. “Альфа-НАФТА” также управляет контрольными пакетами акций ряда украинских областных предприятий по снабжению нефтепродуктами.
Параллельно украинскую нефтепереработку и оптовый рынок активно атакует другой участник консорциума “Альфа-групп” – Тюменская нефтяная компания. Явный интерес ТНК проявила к ЛиНОСу, химическому концерну “Ориана” и рынку оптовых продаж нефтепродуктов. Причем главным конкурентом ТНК во всех этих проектах являются отнюдь не украинские компании, а российский “ЛУКойл”.
Когда в июне ТНК со стремительной легкостью выиграла конкурс на покупку ЛиНОСа, который хронически проваливался в течение предыдущих двух лет, в Киеве поползли слухи, что Семен Кукес, руководитель ТНК, нашел общий язык с премьер-министром Виктором Ющенко и Виктором Пинчуком, весьма близким к семье президента Украины.
Приход ТНК заставил “ЛУКойл” оживиться. Долгое время “ЛУКойл” чувствовал себя на украинском рынке, пожалуй, даже самоуверенно. Вагит Алекперов имел возможность решить свои проблемы в личном общении с президентом Кучмой, а посредством собственного довольно оппозиционного к власти дециметрового телеканала СТБ – принимать посильное участие в местной политической жизни. Уже в апреле 1999 года дочерняя компания “ЛУКойла” – “ЛУК-Синтез Ойл Лимитед” выиграла конкурс по продаже 52% акций Одесского НПЗ. “ЛУКойл” должен был поставлять на НПЗ для переработки 2,4 млн. тонн нефти ежегодно. Но менеджмент “ЛУКойла” был озабочен не столько переработкой и продажей нефтепродуктов на Украине, сколько их транзитом в Европу.
По мнению тех же скептиков, дела “ЛУКойла” в Крыму продвигаются также не блестяще. Года три назад “ЛУКойл” пострадал от смены власти на полуострове: продвигавший интересы компании премьер-министр Крыма Анатолий Франчук был отправлен в отставку. Отношения с нынешним главой правительства Сергеем Куницыным компания смогла наладить только в этом году и сейчас восстанавливает позиции.
Похоже, что украинский рынок нефтепродуктов в обозримом будущем будут делить россияне. Аналогичная ситуация складывается и в нефтехимии. В частности, на Калушский нефтехимический концерн “Ориана” претендуют ТНК, “ЛУКойл” и английский консорциум Livsli. Суммы, которые компании готовы инвестировать в “Ориану” (не считая платы за пакет), составляют порядка $100 млн. Борьба протекает с незначительным перевесом “ЛУКойла”.
После переговоров с премьер-министром Ющенко и обещанной президентом Украины Леонидом Кучмой поддержки “ЛУКойл” даже объявил себя победителем. Однако предложения инвесторов пока что расходятся с требованиями правительства погасить задолженность химического концерна в DM 212 млн. перед Баварским объединенным банком и 540 млн. гривен перед внутренними кредиторами. Также правительство заинтересовано в продаже всего комплекса предприятий “Ориана”, а инвесторы хотят купить только некоторые его производства. Из-за этих разногласий переговорный процесс периодически заходит в тупик, так что, похоже, “ЛУКойл” поспешил с победными декларациями.
Консорциум “Альфа-групп” работает на Украине не менее активно. Еще с ноября 1995 года здесь начала функционировать дочерняя компания “Альфа-Капитал” с одноименным названием. На украинском рынке “Альфа-Капитал” работает как представитель российского консорциума “Альфа-групп”, а также как самостоятельная компания, предлагающая услуги в сфере приватизации, акционирования и работы на фондовом рынке.
Видимо, для поддержки приватизационных проектов “Альфа-групп” одно из подразделений консорциума, российский Альфа-банк, купил 76% акций довольно мелкого Киевинвестбанка, о чем было объявлено на пресс-конференции 27 марта 2000 года. Продавцами выступили АО “Украинская финансовая группа” и страховая компания АСК “Остра-Киев”. Предполагается, что к сентябрю Киевинвестбанк будет переименован в “Альфа-банк Украина”. Если Национальный банк Украины (НБУ) не отменит эту сделку, “Альфа-банк Украина” станет единственным украинским банком, официально принадлежащим российскому.
Приобретение украинских банков или их пакетов нерезидентами Украины весьма затруднено. Украинский закон о банках и банковской деятельности гласит, что суммарное участие иностранного капитала в уставных фондах украинских банков не может превышать 35% совокупного банковского капитала всей системы. И нужно отметить, что НБУ эти процессы отслеживает довольно пристально, регулярно проверяя отчеты банков об их учредителях. В случае превышения установленного потолка НБУ может отменять сделку купли-продажи пакетов акций, отбирать лицензии. Сейчас присутствие иностранного капитала в банковской системе оценивается в 17% от совокупного капитала – с преобладанием европейских и американских банков. Посему любопытно, удержится ли Альфа-банк в установленных рамках. Вероятность высока, особенно если верить утверждениям, что нынешнюю активность “Альфа-групп” на Украине поддерживает премьер-министр Виктор Ющенко.
Понятно, почему довольно охотно россиянам готовы отдавать НПЗ и даже обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами. Возможности украинской переработки значительно превышают потребности страны в бензине, дизтопливе и мазуте, поэтому существует реальная потребность включить украинские НПЗ в общую систему российского экспорта нефти. Украинцы отчаялись загрузить НПЗ сырьем своими силами, поэтому, чтобы окончательно не терять предприятия, сочли за благо продать их российским нефтедобытчикам.
В этом случае интересы Украины и российских компаний в общем-то совпадают. Поэтому можно ожидать, что и некоторые из оставшихся НПЗ также будут предложены российским компаниям: Кременчугский НПЗ работает на нефти Татарстана; Херсонский НПЗ уже попал в поле интересов “Казахойла”, от имени которого предприятием управляет “Группа Альянс”. Хотя за “Нефтехимик Прикарпатья” и НПЗ “Галичина” наряду с российскими пытаются бороться украинские и западные компании. Вероятнее всего, украинские предприятия, способные интегрироваться в российские экспортные потоки, будут в конечном итоге проданы именно российским компаниям. Яркий пример – НГЗ: после долгих перипетий завод оказался частью вертикально интегрированной компании.
“Чтобы осуществить на Украине любую значимую сделку, необходимо обзавестись огромным количеством связей в государственном аппарате, парламенте и банковской системе, - советует “Компания”. - Причем характер этих связей настолько самобытен, что подчас ставит в тупик даже ко всему привыкших русских бизнесменов, не говоря уж об иностранцах”. Второй важной особенностью является несущественность прав собственности. На Украине эффективен не тот, кто владеет активами, а тот, кто владеет экономическими схемами. В принципе экономическая схема и есть главный актив любого бизнесмена, не обозначенный, правда, в его бухгалтерских документах. Схемы разрешаются к осуществлению, продаются, передаются по наследству, отвоевываются и запрещаются".
“Раньше украинские власти не позволяли российским компаниям приобретать контрольные пакеты на стратегически важных предприятиях. Теперь в Киеве к российскому присутствию относятся более благосклонно, - считает “Компания”. - Причины потепления находятся в сугубо практической плоскости: украинская промышленность нуждается в инвестициях, государственный бюджет – в доходах. МВФ и Мировой банк с конца прошлого года приостановили кредитование Украины: страна с трудом избежала дефолта по внешним долгам. Угроза бюджетного кризиса вынудила правительство активизировать приватизацию ликвидных предприятий, в том числе так называемой группы “Г» - монополистов и стратегически важных предприятий”. Первыми ласточками прихода российских олигархов стали покупки контрольных пакетов Николаевского глиноземного и Лисичанского нефтеперерабатывающего заводов структурами “Сибирского алюминия” и “Альфа-групп”. За которыми стоят соответственно Олег Дерипаска и Михаил Фридман. Оба присутствовали на июльской встрече Путина с предпринимателей, по списку участников которой теперь и ведется новый олигархический реестр в России.
“Основные сферы приложения сил российского капитала: нефтепереработка, химическая, алюминиевая промышленность, СМИ, Интернет”, - отмечает “Компания”. Интересно, что в некоторых сегментах рынка российские компании конкурируют не с украинскими или западными, а друг с другом, практически зеркально воспроизводя привычные для России конфликты. Например, НТВ владеет акциями украинского канала “1+1”, который конкурирует с каналом “Интер”, созданным при участии ОРТ.
Сферой работы исключительно российских компаний постепенно становится украинский рынок нефти и нефтепродуктов. В число лидеров рынка оптовых продаж нефтепродуктов уверенно вошло дочернее предприятие “Альфа-групп” – “Альфа-НАФТА”, которая к тому же владеет небольшим пакетом акций весьма интересного НПЗ “Нефтехимик Прикарпатья”. “Альфа-НАФТА” также управляет контрольными пакетами акций ряда украинских областных предприятий по снабжению нефтепродуктами.
Параллельно украинскую нефтепереработку и оптовый рынок активно атакует другой участник консорциума “Альфа-групп” – Тюменская нефтяная компания. Явный интерес ТНК проявила к ЛиНОСу, химическому концерну “Ориана” и рынку оптовых продаж нефтепродуктов. Причем главным конкурентом ТНК во всех этих проектах являются отнюдь не украинские компании, а российский “ЛУКойл”.
Когда в июне ТНК со стремительной легкостью выиграла конкурс на покупку ЛиНОСа, который хронически проваливался в течение предыдущих двух лет, в Киеве поползли слухи, что Семен Кукес, руководитель ТНК, нашел общий язык с премьер-министром Виктором Ющенко и Виктором Пинчуком, весьма близким к семье президента Украины.
Приход ТНК заставил “ЛУКойл” оживиться. Долгое время “ЛУКойл” чувствовал себя на украинском рынке, пожалуй, даже самоуверенно. Вагит Алекперов имел возможность решить свои проблемы в личном общении с президентом Кучмой, а посредством собственного довольно оппозиционного к власти дециметрового телеканала СТБ – принимать посильное участие в местной политической жизни. Уже в апреле 1999 года дочерняя компания “ЛУКойла” – “ЛУК-Синтез Ойл Лимитед” выиграла конкурс по продаже 52% акций Одесского НПЗ. “ЛУКойл” должен был поставлять на НПЗ для переработки 2,4 млн. тонн нефти ежегодно. Но менеджмент “ЛУКойла” был озабочен не столько переработкой и продажей нефтепродуктов на Украине, сколько их транзитом в Европу.
По мнению тех же скептиков, дела “ЛУКойла” в Крыму продвигаются также не блестяще. Года три назад “ЛУКойл” пострадал от смены власти на полуострове: продвигавший интересы компании премьер-министр Крыма Анатолий Франчук был отправлен в отставку. Отношения с нынешним главой правительства Сергеем Куницыным компания смогла наладить только в этом году и сейчас восстанавливает позиции.
Похоже, что украинский рынок нефтепродуктов в обозримом будущем будут делить россияне. Аналогичная ситуация складывается и в нефтехимии. В частности, на Калушский нефтехимический концерн “Ориана” претендуют ТНК, “ЛУКойл” и английский консорциум Livsli. Суммы, которые компании готовы инвестировать в “Ориану” (не считая платы за пакет), составляют порядка $100 млн. Борьба протекает с незначительным перевесом “ЛУКойла”.
После переговоров с премьер-министром Ющенко и обещанной президентом Украины Леонидом Кучмой поддержки “ЛУКойл” даже объявил себя победителем. Однако предложения инвесторов пока что расходятся с требованиями правительства погасить задолженность химического концерна в DM 212 млн. перед Баварским объединенным банком и 540 млн. гривен перед внутренними кредиторами. Также правительство заинтересовано в продаже всего комплекса предприятий “Ориана”, а инвесторы хотят купить только некоторые его производства. Из-за этих разногласий переговорный процесс периодически заходит в тупик, так что, похоже, “ЛУКойл” поспешил с победными декларациями.
Консорциум “Альфа-групп” работает на Украине не менее активно. Еще с ноября 1995 года здесь начала функционировать дочерняя компания “Альфа-Капитал” с одноименным названием. На украинском рынке “Альфа-Капитал” работает как представитель российского консорциума “Альфа-групп”, а также как самостоятельная компания, предлагающая услуги в сфере приватизации, акционирования и работы на фондовом рынке.
Видимо, для поддержки приватизационных проектов “Альфа-групп” одно из подразделений консорциума, российский Альфа-банк, купил 76% акций довольно мелкого Киевинвестбанка, о чем было объявлено на пресс-конференции 27 марта 2000 года. Продавцами выступили АО “Украинская финансовая группа” и страховая компания АСК “Остра-Киев”. Предполагается, что к сентябрю Киевинвестбанк будет переименован в “Альфа-банк Украина”. Если Национальный банк Украины (НБУ) не отменит эту сделку, “Альфа-банк Украина” станет единственным украинским банком, официально принадлежащим российскому.
Приобретение украинских банков или их пакетов нерезидентами Украины весьма затруднено. Украинский закон о банках и банковской деятельности гласит, что суммарное участие иностранного капитала в уставных фондах украинских банков не может превышать 35% совокупного банковского капитала всей системы. И нужно отметить, что НБУ эти процессы отслеживает довольно пристально, регулярно проверяя отчеты банков об их учредителях. В случае превышения установленного потолка НБУ может отменять сделку купли-продажи пакетов акций, отбирать лицензии. Сейчас присутствие иностранного капитала в банковской системе оценивается в 17% от совокупного капитала – с преобладанием европейских и американских банков. Посему любопытно, удержится ли Альфа-банк в установленных рамках. Вероятность высока, особенно если верить утверждениям, что нынешнюю активность “Альфа-групп” на Украине поддерживает премьер-министр Виктор Ющенко.
Понятно, почему довольно охотно россиянам готовы отдавать НПЗ и даже обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами. Возможности украинской переработки значительно превышают потребности страны в бензине, дизтопливе и мазуте, поэтому существует реальная потребность включить украинские НПЗ в общую систему российского экспорта нефти. Украинцы отчаялись загрузить НПЗ сырьем своими силами, поэтому, чтобы окончательно не терять предприятия, сочли за благо продать их российским нефтедобытчикам.
В этом случае интересы Украины и российских компаний в общем-то совпадают. Поэтому можно ожидать, что и некоторые из оставшихся НПЗ также будут предложены российским компаниям: Кременчугский НПЗ работает на нефти Татарстана; Херсонский НПЗ уже попал в поле интересов “Казахойла”, от имени которого предприятием управляет “Группа Альянс”. Хотя за “Нефтехимик Прикарпатья” и НПЗ “Галичина” наряду с российскими пытаются бороться украинские и западные компании. Вероятнее всего, украинские предприятия, способные интегрироваться в российские экспортные потоки, будут в конечном итоге проданы именно российским компаниям. Яркий пример – НГЗ: после долгих перипетий завод оказался частью вертикально интегрированной компании.
“Чтобы осуществить на Украине любую значимую сделку, необходимо обзавестись огромным количеством связей в государственном аппарате, парламенте и банковской системе, - советует “Компания”. - Причем характер этих связей настолько самобытен, что подчас ставит в тупик даже ко всему привыкших русских бизнесменов, не говоря уж об иностранцах”. Второй важной особенностью является несущественность прав собственности. На Украине эффективен не тот, кто владеет активами, а тот, кто владеет экономическими схемами. В принципе экономическая схема и есть главный актив любого бизнесмена, не обозначенный, правда, в его бухгалтерских документах. Схемы разрешаются к осуществлению, продаются, передаются по наследству, отвоевываются и запрещаются".