Кучма ответил дипломатам. И перевернул страницу истории
Суббота, 30 сентября 2000, 17:58
Леонид Кучма резко одернул четырех западных дипломатов, написавших президенту письмо с советами по формированию бюджета на следующий год. "Украина и украинцы способны сами разобраться в этом вопросе", - заявил глава государства. Тем самым президент открыл новую страницу внешней политики Украины.
Нужно иметь совсем запущенную близорукость, чтобы не заметить связь между письмом четырех высокопоставленных иностранцев и отставкой министра иностранных дел. Напомним, на днях послы США и Канады, а также главы представительств Мирового банка и ЕБРР ненавязчиво посоветовали Кучме не сходить с пути реформирования межбюджетных отношений. В противном случае иностранцы готовы пересмотреть объемы финансовой помощи Украине. Слив содержания закрытого для широкой общественности письма прошел через одну из самых массовых и дружественных президенту газет – "Факты". В тот же день был уволен министр иностранных дел Борис Тарасюк.
Со слов Леонида Кучмы трудно понять, означает ли раздражение главы государства письмом и отставка ключевого министра переход Украины в режим изоляционизма или смены внешнеполитического вектора. Но можно не сомневаться, что с приходом на Михайловскую площадь нового шефа грядут серьезные перемены в международной политике Украины.
Сейчас трудно охарактеризовать новый вектор МИДа Украины. Всплывшую из нафталина фамилию Зленко помнят только очень стойкие любители истории украинской политики. Анатолий Зленко закончил свое пребывание на посту министра иностранных дел спустя месяц после вступления в должность президента Леонида Кучмы – 25 августа 1994 года. Из преходящего на память о тех далеких временах – очень частые сообщения об установлении дипломатических отношений с государствами цивилизованного и нецивилизованного мира, выступление Буша в Верховном Совете УССР, где он отговаривал Украину выходить из Советского Союза, да встреча в аэропорту "Борисполь" тогдашнего президента Леонида Кравчука с новоизбранным президентом США Биллом Клинтоном. Насколько помнится, тогда Клинтон на несколько часов остановился в Киеве, направляясь в Москву.
Последние годы Зленко работал послом Украины во Франции. Неизвестно, есть ли здесь какая-то случайность, но это государство стало первым, которое посетил Леонид Кучма после своего избрания на второй срок. Хотя украинский президент никогда не называл Ширака "друг Жак", а в середине 1990-х отношения с Францией вообще хромали – по сравнению с другими государствами "большой семерки".
Отставку же Тарасюка прогнозировали очень давно. Вместе с вице-премьером Николаем Жулинским и главой комитета по информационной политике Иваном Драчом он более всех прочих вызывает раздражение у северного соседа Украины. Для России, как, впрочем, и для нас, словосочетание "Борис Тарасюк" и аббревиатура "НАТО" на каком-то этапе стали восприниматься как синонимы.
При Тарасюке была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и Североатлантическим альянсом (именно это считают самым большим достижением министра). При Тарасюке в Киеве открылся первый за пределами НАТО информационный центр альянса. При Тарасюке Яворивский полигон во Львовской области получил статус международного учебного центра под эгидой НАТО. И именно при Тарасюке, совсем недавно, в сентябре 2000 года, в Крыму, на полигоне, который арендует Россия, прошли учения "Козацький степ". А участие в них принимали военные Великобритании и Польши – двух государств-членов НАТО.
Список достижений дружбы Украины и НАТО при посредничестве Тарасюка можно продолжать сколько угодно. При этом министр неустанно повторял, что вопрос о вхождении Украины в состав альянса "на повестке дня не стоит", чем еще более бесил российских чиновников и прессу.
В какой-то момент Тарасюк начал раздражать и Банковую. Украина в компании с Югославией Милошевича и Белорусью Лукашенко оказалась за бортом расширения Европейского союза на восток. Не смотря на подписание специальной программы сотрудничества Украины и ЕС (которую начали готовить еще при Удовенко), Киев так и не получил статус ассоциированного члена Евросоюза. А без него разговоры об интеграции в ЕС принимали форму бессмысленного сотрясания воздуха. Не принес никаких продвижек в этом вопросе и недавний парижский саммит "Украина-ЕС". Ни Жак Ширак, президент Франции, которая до конца года будет председательствовать в Евросоюзе, ни Романо Проди, глава Еврокомиссии – исполнительного органа ЕС, ни словом не обмолвились о возможных сроках вступления Украины в Евросоюз. И такая картина наблюдается от саммита к саммиту.
Ничего хорошего не расскажут о Тарасюке и московские политики. Для них экс-министр имел устойчивый имидж человека, который навсегда вручил Украину Западу. В этом году Тарасюк попробовал помимо политических вопросов межгосударственного сотрудничества решать и экономические. В частности, во время его визита в Москву поднималась проблема долгов за газ и обесцененных вкладов украинцев в Сбербанке СССР. Конкретных результатов – ноль. За несколько дней или даже месяцев такие вопросы не решаются.
Какая из вышеперечисленных неудач Тарасюка послужила причиной его отставки – неизвестно. Но один вывод – о принципах построения и развития внешней политики Украины – сделать можно. Как сказал однажды сам Борис Тарасюк, "руководит внешнеполитической деятельностью государства, в соответствии с Конституцией, президент. Он определяет внешнеполитический курс, а МИД его реализует". Видимо, в какой-то момент своими действиями экс-министр перестал соответствовать высоким требованиям "реализатора задумок гаранта".
Хотя существует и иная точка зрения. Например, один из лидеров партии Зеленых Сергей Курыкин считает, что отставка Тарасюка имеет "субъективно-ведомственные причины". Он не связывает это событие с письмом дипломатов по поводу бюджетной реформы.
Как сказал Курыкин, "причины отставки находятся в самом МИДе и являются отражением определенного внутреннего конфликта, но никак не обжалованием политического курса, который проводил Тарасюк".
Как всегда истина, наверное, лежит где-то посередине...
Нужно иметь совсем запущенную близорукость, чтобы не заметить связь между письмом четырех высокопоставленных иностранцев и отставкой министра иностранных дел. Напомним, на днях послы США и Канады, а также главы представительств Мирового банка и ЕБРР ненавязчиво посоветовали Кучме не сходить с пути реформирования межбюджетных отношений. В противном случае иностранцы готовы пересмотреть объемы финансовой помощи Украине. Слив содержания закрытого для широкой общественности письма прошел через одну из самых массовых и дружественных президенту газет – "Факты". В тот же день был уволен министр иностранных дел Борис Тарасюк.
Со слов Леонида Кучмы трудно понять, означает ли раздражение главы государства письмом и отставка ключевого министра переход Украины в режим изоляционизма или смены внешнеполитического вектора. Но можно не сомневаться, что с приходом на Михайловскую площадь нового шефа грядут серьезные перемены в международной политике Украины.
Сейчас трудно охарактеризовать новый вектор МИДа Украины. Всплывшую из нафталина фамилию Зленко помнят только очень стойкие любители истории украинской политики. Анатолий Зленко закончил свое пребывание на посту министра иностранных дел спустя месяц после вступления в должность президента Леонида Кучмы – 25 августа 1994 года. Из преходящего на память о тех далеких временах – очень частые сообщения об установлении дипломатических отношений с государствами цивилизованного и нецивилизованного мира, выступление Буша в Верховном Совете УССР, где он отговаривал Украину выходить из Советского Союза, да встреча в аэропорту "Борисполь" тогдашнего президента Леонида Кравчука с новоизбранным президентом США Биллом Клинтоном. Насколько помнится, тогда Клинтон на несколько часов остановился в Киеве, направляясь в Москву.
Последние годы Зленко работал послом Украины во Франции. Неизвестно, есть ли здесь какая-то случайность, но это государство стало первым, которое посетил Леонид Кучма после своего избрания на второй срок. Хотя украинский президент никогда не называл Ширака "друг Жак", а в середине 1990-х отношения с Францией вообще хромали – по сравнению с другими государствами "большой семерки".
Отставку же Тарасюка прогнозировали очень давно. Вместе с вице-премьером Николаем Жулинским и главой комитета по информационной политике Иваном Драчом он более всех прочих вызывает раздражение у северного соседа Украины. Для России, как, впрочем, и для нас, словосочетание "Борис Тарасюк" и аббревиатура "НАТО" на каком-то этапе стали восприниматься как синонимы.
При Тарасюке была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и Североатлантическим альянсом (именно это считают самым большим достижением министра). При Тарасюке в Киеве открылся первый за пределами НАТО информационный центр альянса. При Тарасюке Яворивский полигон во Львовской области получил статус международного учебного центра под эгидой НАТО. И именно при Тарасюке, совсем недавно, в сентябре 2000 года, в Крыму, на полигоне, который арендует Россия, прошли учения "Козацький степ". А участие в них принимали военные Великобритании и Польши – двух государств-членов НАТО.
Список достижений дружбы Украины и НАТО при посредничестве Тарасюка можно продолжать сколько угодно. При этом министр неустанно повторял, что вопрос о вхождении Украины в состав альянса "на повестке дня не стоит", чем еще более бесил российских чиновников и прессу.
В какой-то момент Тарасюк начал раздражать и Банковую. Украина в компании с Югославией Милошевича и Белорусью Лукашенко оказалась за бортом расширения Европейского союза на восток. Не смотря на подписание специальной программы сотрудничества Украины и ЕС (которую начали готовить еще при Удовенко), Киев так и не получил статус ассоциированного члена Евросоюза. А без него разговоры об интеграции в ЕС принимали форму бессмысленного сотрясания воздуха. Не принес никаких продвижек в этом вопросе и недавний парижский саммит "Украина-ЕС". Ни Жак Ширак, президент Франции, которая до конца года будет председательствовать в Евросоюзе, ни Романо Проди, глава Еврокомиссии – исполнительного органа ЕС, ни словом не обмолвились о возможных сроках вступления Украины в Евросоюз. И такая картина наблюдается от саммита к саммиту.
Ничего хорошего не расскажут о Тарасюке и московские политики. Для них экс-министр имел устойчивый имидж человека, который навсегда вручил Украину Западу. В этом году Тарасюк попробовал помимо политических вопросов межгосударственного сотрудничества решать и экономические. В частности, во время его визита в Москву поднималась проблема долгов за газ и обесцененных вкладов украинцев в Сбербанке СССР. Конкретных результатов – ноль. За несколько дней или даже месяцев такие вопросы не решаются.
Какая из вышеперечисленных неудач Тарасюка послужила причиной его отставки – неизвестно. Но один вывод – о принципах построения и развития внешней политики Украины – сделать можно. Как сказал однажды сам Борис Тарасюк, "руководит внешнеполитической деятельностью государства, в соответствии с Конституцией, президент. Он определяет внешнеполитический курс, а МИД его реализует". Видимо, в какой-то момент своими действиями экс-министр перестал соответствовать высоким требованиям "реализатора задумок гаранта".
Хотя существует и иная точка зрения. Например, один из лидеров партии Зеленых Сергей Курыкин считает, что отставка Тарасюка имеет "субъективно-ведомственные причины". Он не связывает это событие с письмом дипломатов по поводу бюджетной реформы.
Как сказал Курыкин, "причины отставки находятся в самом МИДе и являются отражением определенного внутреннего конфликта, но никак не обжалованием политического курса, который проводил Тарасюк".
Как всегда истина, наверное, лежит где-то посередине...