Александр Мороз: "Выбор сделает парламент"
Понедельник, 11 сентября 2000, 17:34
В эти дни много журналистов в своих материалах используют термин "политический сезон" относительно осенне-зимнего парламентского периода. Это красноречивое подтверждение роли парламента как центра политической жизни, несмотря на попытку его умалить. Ревнивое отношение к нему, которое замечается (и давно) у главных господ из Администрации Президента, не случайно. Ведь дело здесь не только в попытке присвоить побольше власти. В любом случае реальной властью для граждан в различных государствах является власть исполнительная. В Украине полномочий у нее и так хватает. Борьба против парламента ведется потому, что здесь есть живая дискуссия между людьми, знающих проблемы, докапывающихся до их сути с различных позиций и, главное, отстаивающих эти позиции в гласной (относительно) полемике. Это и не нравится кое-кому в исполнительной ветви. Как же так, - они, видите ли, заботятся о государстве, добра хотят людям, а тут кто-то смеет высказывать сомнения относительно их намерений! Забрать у депутатов такую возможность, закрыть им рот, ограничить права, "повесить над ними топор" - по образному высказыванию президента, - чтобы таинство совершалось украдкой, поворачиваясь к гражданам только выгодной для власти стороной через контролируемые СМИ. И чем больше в том таинстве зла и неправды, тем настойчивее его зачинщики будут добиваться нейтрализации законодательного органа.
В политической жизни последних десяти месяцев доминировал процесс "зачистки" общества после президентской кампании. Он состоял в осуществлении запрограммированной установки: уничтожить все, что выступало конкурентом и "пан або пропав", ибо другого времени не будет.
На начало упомянутого периода требовал задействования созданный и усовершенствованный во время избирательной кампании так называемый "административный ресурс” - противозаконная функция исполнительной власти по выдавливанию нужных результатов голосования. Админресурс напоминает детскую горку: блестящая и скользкая, пока детвора возле нее. А дай ей перерыв, проржавеет, штанов детских на напасешься. У наших "ресурсников” они тоже не подшиты кирзою. Хотя кто знает...
Поэтому "ресурс" был задействован и прежде всего – относительно парламента, откуда есть опасность получить оценку намерений и ощутить противодействие. Все происходившее в украинской политике этого периода касалось попытки уничтожить законодательный орган, превратить его в нотариально-регистрационную структуру, которая бы угодливо колебалась вместе с неопределенным, но генеральным, то есть "безальтернативным курсом”. Для того и был сфабрикован референдум по выдуманному "народному волеизъявлению”. Для того с нарушениями уголовного характера было сбито парламентское большинство, руководство которого могло выбрать, конечно, только соответствующие методы управления: давление, шантаж, запугивание, подкуп, подтасовку документов и процедуры.
Нужно признать, что в достижении намеченного "ресурсники” получили больше, чем могли рассчитывать. Немало депутатов оказались слишком дешевыми во всех отношениях. Правду пишет о таких Б. Олийнык: ".. коли б нас вчергове не купили, хіба б ми вчергове продались?!” А чтобы они и их преемники не могли прийти в себя, то их же руками наметили пока что нынешним депутатам, впоследствии - и партиям, место на политическом погосте, предприняв первый шаг к воплощению в Конституции монархического по существу управления государством.
При случае, с одной стороны, для демонстрации реформаторских намерений, с другой, - с той же целью узурпации власти сделали несколько перемещений в направлении административной, судебной, пенсионной, аграрной... реформ. Какая цель, такие и методы. Упомянутые перемещения своим содержанием выходят далеко за границы Конституции, фактически разрушают демократические основы украинского государства.
Таким образом, период от президентской кампании до сегодняшнего дня можно оценить как достаточно успешное (а поэтому опасное) наступление на Конституцию, парламент и демократию силами АП и наиболее приближенных к власти олигархов. Противодействие этому наступлению было малоэффективным, политические силы оказались не консолидированными, хотя и были способны на эпизодические контратаки местного значения при помощи союзников демократии из Совета Европы.
Пользуясь военной терминологией, можно считать, что захваченные пропрезидентскими силами плацдармы слишком опасны для перспективы государства. Темпы поглощения победителями богатств Украины (Укртелеком, земля, металлургические гиганты и т. д.) не дают никаких перспектив на исправление ситуации в будущем, когда режим неминуемо рухнет. Нужно действовать немедленно. Те, кто держит оборону, защищая права людей и основы справедливости, должны вспомнить перефразированный призыв панфиловцев: "Велика Украина, а отступать некуда..."
Понятно, что новый политический сезон будет напряженным, горячим. Беда лишь в том, что гражданам Украины и ей самой как государству от политических баталий лучше не станет. Они вообще людям и стране не нужны, потому что - надуманы, искусственно организованы, преследуют не государственные, а исключительно - личностные интересы.
Особенность политической жизни осенью будет заключаться в попытке олигархических сил и АП создать правительственный кризис. Их интересы сегодня совпадают. Временно. Из-за некоторых шагов правительства олигархи сейчас отключены частично от бюджетных потоков, а в АП озабочены ростом рейтинга премьера. Подготовка кризиса началась уже давно, и признаки заметны в высказываниях главы государства и неслучайной, понятно, травле правительства прирученными теле-, радио- и газетными журналистами. Мне, откровенно говоря, непривычно себя ощущать в роли адвоката правительства, за который фракция социалистов не голосовала и программу которого не поддерживала. Но слишком грубо все делается, да и вспоминаю об этом хотя бы для того, чтобы те, кто надеется как-то на правительство, поняли: никакие позитивные изменения не будут поддержаны в стране, которой управляют кланы. А также, чтобы поняли должностные лица и часть депутатов и политических фракций: стабильность правительства и надежное сотрудничество с парламентом возможны только при наличии проправительственного большинства в законодательном органе. Пропрезидентское, да еще и специфически созданное, большинство такой стабильности дать не может. Ритуальные повторы фразы “благодаря указу (вмешательству, поручению...) президента...” из уст премьера, тех министров, которые имеют доступ к телеэкрану, руководителей местного уровня и тому подобное - только иллюзия единства действий. А на самом деле, это всего-навсего признак страха, неуверенности. “Правительство реформаторов” боится не левой оппозиции, а администрацию Президента и олигархических бизнес-партий, которые и являются источником политического напряжения в обществе.
Чтобы упредить замечания о том, что вышесказанное является доказательством необходимости совершенствования системы государственного управления и внесения изменений в Конституцию, давайте вспомним, что дисбаланс названных функций - не недостаток Конституции. Он, дисбаланс, создан вопреки Конституции. Его избежать можно двумя путями: первый - войти всем факторам и структурам власти в поле Конституции; второй - подчинить полностью правительство и парламент президенту. Второй путь сегодня и осуществляется, хотя, следствием его станет строй, который называется диктатурой, автократией. В украинском варианте следует сделать существенное уточнение: полукриминальной автократией.
Выбор путей должно сделать парламенту. В этом его определяющая роль в новом политическом сезоне. В этом и сложности для нескольких политических фракций, скорее для обоих Рухов и “Батьківщини”. Либо они частью депутатов станут на защиту правительства и тогда вынуждены будут перейти в оппозицию к олигархам, либо, вероятнее всего, станут им до конца прислуживать. Высказываться так есть основания: Рух - условно единый - не раз демонстрировал заискивающую лояльность к реальной власти, а тут еще сыграют роль “свои” при портфелях в правительстве. С “Батьківщиной” будут действовать проще. Их будут разрывать подобно тому, как создатели фракций действовали применительно к другим депутатским формированиям. События вокруг Ю. Тимошенко означают старт этого процесса.
Хотелось бы, чтобы все это было ошибочным предположением. Ждать недолго. В любом случае это оживит колорит политической борьбы, ведь утаить упомянутые вещи не удастся. Точно так же не удастся и отдельным депутатам спрятаться за “сложившимися обстоятельствами”, слишком большая цена их позиции - либо нормальное государство, либо уголовная колония. Потомки впоследствии докопаются до истины. И современники в стороне не останутся.
Для того, чтобы парламент принял выгодное олигархам решение, его будут “стимулировать” роспуском. Не случайно же президент на встрече с дипломатами как будто-то ни с того, ни с сего сказал, что он считает невозможными досрочные выборы парламента. При чем здесь “считает - не считает?” Есть Конституция, она “не считает”. Но ведь здесь и проступает интрига результатов референдума. Сегодня больше, чем отмена иммунитета, исполнительную власть интересует право роспуска парламента президентом, поэтому она и добивается послушности парламентского большинства.
А чтобы застраховаться наперед, на рассмотрение, вероятно, представят проект закона о выборах - исключительно на мажоритарной основе.
На 300 округов депутатов могут назначить. Это и не так дорого, считают закулисные кукловоды, которых хорошо знают в сессионном зале. Поддержка такого проекта закона, кроме многих других вещей, означала бы крах для политических партий, начиная с их дискредитации как прислужников олигархов, а впоследствии - как структур, не представленных в политикуме. Ведь “легкость” цифры 300 для финансовых тузов не оставляет надежды для представителей политических организаций. Один из фактических руководителей большинства знал, что говорит, предвидя для коммунистов в следующем парламенте около 10% мест. Он же будет составлять списки кандидатов (точнее: депутатов), будет согласовывать их где нужно, будет запускать “админресурс”. Для видимости в списках найдется место для нескольких фамилий от Руха, НДП и Аграрной партии. СДПУ(о) тоже будет представлена. Не известно только какими активистами, ибо не исключено, что награждение нынешних является прелюдией для других вариаций в их судьбах.
Таким образом, внешне будет казаться, что главная интрига политического сезона будет начинаться вокруг трех взаимосвязанных фрагментов: организованный кризис правительства, инспирирование досрочных парламентских выборов, внесение изменений в Конституцию на основании проревизованного “волеизъявления народа”. Это - внешне. Но за всем тем просматривается глубоко скрытая тема. Она зависит от последствий реализации упомянутых фрагментов. Если все они успешные, олигархи: а) могут “побить горшки” из-за несовпадение интересов в полученных приобретениях; б) они объединятся теснее, потому что есть общая угроза, а с интересами можно разобраться потом. Во втором случае неотвратимо появится новая проблема, связанная с содержанием Конституции, функциями гаранта и... персоной гаранта.
Рассматриваем ситуацию как сложную шахматную композицию, где первыми ходят олигархи. По их замыслу, все должно произойти так или приблизительно так, как изложено. Но в этой партии не учтено немало внутренних и внешних факторов. Среди них, различных по значению и влиянию на результаты в политической игре, стоит заметить: возможность координации усилий партий различного направления; немало дополнительных фрагментов от правительственного кризиса; наличие большого массива компромата на всех и вся (включая наивысших высокопоставленных чиновников) в различных силовых структурах; ситуация с продовольствием, теплом и социальными условиями, энергетикой; отношения с Россией и другими государствами, международными финансовыми организациями и т. д. Все они - и по отдельности, и вместе - способны неузнаваемо изменить политическую игру.
Мы, социалисты, будем делать все, чтобы изменения были к лучшему.
В политической жизни последних десяти месяцев доминировал процесс "зачистки" общества после президентской кампании. Он состоял в осуществлении запрограммированной установки: уничтожить все, что выступало конкурентом и "пан або пропав", ибо другого времени не будет.
На начало упомянутого периода требовал задействования созданный и усовершенствованный во время избирательной кампании так называемый "административный ресурс” - противозаконная функция исполнительной власти по выдавливанию нужных результатов голосования. Админресурс напоминает детскую горку: блестящая и скользкая, пока детвора возле нее. А дай ей перерыв, проржавеет, штанов детских на напасешься. У наших "ресурсников” они тоже не подшиты кирзою. Хотя кто знает...
Поэтому "ресурс" был задействован и прежде всего – относительно парламента, откуда есть опасность получить оценку намерений и ощутить противодействие. Все происходившее в украинской политике этого периода касалось попытки уничтожить законодательный орган, превратить его в нотариально-регистрационную структуру, которая бы угодливо колебалась вместе с неопределенным, но генеральным, то есть "безальтернативным курсом”. Для того и был сфабрикован референдум по выдуманному "народному волеизъявлению”. Для того с нарушениями уголовного характера было сбито парламентское большинство, руководство которого могло выбрать, конечно, только соответствующие методы управления: давление, шантаж, запугивание, подкуп, подтасовку документов и процедуры.
Нужно признать, что в достижении намеченного "ресурсники” получили больше, чем могли рассчитывать. Немало депутатов оказались слишком дешевыми во всех отношениях. Правду пишет о таких Б. Олийнык: ".. коли б нас вчергове не купили, хіба б ми вчергове продались?!” А чтобы они и их преемники не могли прийти в себя, то их же руками наметили пока что нынешним депутатам, впоследствии - и партиям, место на политическом погосте, предприняв первый шаг к воплощению в Конституции монархического по существу управления государством.
При случае, с одной стороны, для демонстрации реформаторских намерений, с другой, - с той же целью узурпации власти сделали несколько перемещений в направлении административной, судебной, пенсионной, аграрной... реформ. Какая цель, такие и методы. Упомянутые перемещения своим содержанием выходят далеко за границы Конституции, фактически разрушают демократические основы украинского государства.
Таким образом, период от президентской кампании до сегодняшнего дня можно оценить как достаточно успешное (а поэтому опасное) наступление на Конституцию, парламент и демократию силами АП и наиболее приближенных к власти олигархов. Противодействие этому наступлению было малоэффективным, политические силы оказались не консолидированными, хотя и были способны на эпизодические контратаки местного значения при помощи союзников демократии из Совета Европы.
Пользуясь военной терминологией, можно считать, что захваченные пропрезидентскими силами плацдармы слишком опасны для перспективы государства. Темпы поглощения победителями богатств Украины (Укртелеком, земля, металлургические гиганты и т. д.) не дают никаких перспектив на исправление ситуации в будущем, когда режим неминуемо рухнет. Нужно действовать немедленно. Те, кто держит оборону, защищая права людей и основы справедливости, должны вспомнить перефразированный призыв панфиловцев: "Велика Украина, а отступать некуда..."
Понятно, что новый политический сезон будет напряженным, горячим. Беда лишь в том, что гражданам Украины и ей самой как государству от политических баталий лучше не станет. Они вообще людям и стране не нужны, потому что - надуманы, искусственно организованы, преследуют не государственные, а исключительно - личностные интересы.
Особенность политической жизни осенью будет заключаться в попытке олигархических сил и АП создать правительственный кризис. Их интересы сегодня совпадают. Временно. Из-за некоторых шагов правительства олигархи сейчас отключены частично от бюджетных потоков, а в АП озабочены ростом рейтинга премьера. Подготовка кризиса началась уже давно, и признаки заметны в высказываниях главы государства и неслучайной, понятно, травле правительства прирученными теле-, радио- и газетными журналистами. Мне, откровенно говоря, непривычно себя ощущать в роли адвоката правительства, за который фракция социалистов не голосовала и программу которого не поддерживала. Но слишком грубо все делается, да и вспоминаю об этом хотя бы для того, чтобы те, кто надеется как-то на правительство, поняли: никакие позитивные изменения не будут поддержаны в стране, которой управляют кланы. А также, чтобы поняли должностные лица и часть депутатов и политических фракций: стабильность правительства и надежное сотрудничество с парламентом возможны только при наличии проправительственного большинства в законодательном органе. Пропрезидентское, да еще и специфически созданное, большинство такой стабильности дать не может. Ритуальные повторы фразы “благодаря указу (вмешательству, поручению...) президента...” из уст премьера, тех министров, которые имеют доступ к телеэкрану, руководителей местного уровня и тому подобное - только иллюзия единства действий. А на самом деле, это всего-навсего признак страха, неуверенности. “Правительство реформаторов” боится не левой оппозиции, а администрацию Президента и олигархических бизнес-партий, которые и являются источником политического напряжения в обществе.
Чтобы упредить замечания о том, что вышесказанное является доказательством необходимости совершенствования системы государственного управления и внесения изменений в Конституцию, давайте вспомним, что дисбаланс названных функций - не недостаток Конституции. Он, дисбаланс, создан вопреки Конституции. Его избежать можно двумя путями: первый - войти всем факторам и структурам власти в поле Конституции; второй - подчинить полностью правительство и парламент президенту. Второй путь сегодня и осуществляется, хотя, следствием его станет строй, который называется диктатурой, автократией. В украинском варианте следует сделать существенное уточнение: полукриминальной автократией.
Выбор путей должно сделать парламенту. В этом его определяющая роль в новом политическом сезоне. В этом и сложности для нескольких политических фракций, скорее для обоих Рухов и “Батьківщини”. Либо они частью депутатов станут на защиту правительства и тогда вынуждены будут перейти в оппозицию к олигархам, либо, вероятнее всего, станут им до конца прислуживать. Высказываться так есть основания: Рух - условно единый - не раз демонстрировал заискивающую лояльность к реальной власти, а тут еще сыграют роль “свои” при портфелях в правительстве. С “Батьківщиной” будут действовать проще. Их будут разрывать подобно тому, как создатели фракций действовали применительно к другим депутатским формированиям. События вокруг Ю. Тимошенко означают старт этого процесса.
Хотелось бы, чтобы все это было ошибочным предположением. Ждать недолго. В любом случае это оживит колорит политической борьбы, ведь утаить упомянутые вещи не удастся. Точно так же не удастся и отдельным депутатам спрятаться за “сложившимися обстоятельствами”, слишком большая цена их позиции - либо нормальное государство, либо уголовная колония. Потомки впоследствии докопаются до истины. И современники в стороне не останутся.
Для того, чтобы парламент принял выгодное олигархам решение, его будут “стимулировать” роспуском. Не случайно же президент на встрече с дипломатами как будто-то ни с того, ни с сего сказал, что он считает невозможными досрочные выборы парламента. При чем здесь “считает - не считает?” Есть Конституция, она “не считает”. Но ведь здесь и проступает интрига результатов референдума. Сегодня больше, чем отмена иммунитета, исполнительную власть интересует право роспуска парламента президентом, поэтому она и добивается послушности парламентского большинства.
А чтобы застраховаться наперед, на рассмотрение, вероятно, представят проект закона о выборах - исключительно на мажоритарной основе.
На 300 округов депутатов могут назначить. Это и не так дорого, считают закулисные кукловоды, которых хорошо знают в сессионном зале. Поддержка такого проекта закона, кроме многих других вещей, означала бы крах для политических партий, начиная с их дискредитации как прислужников олигархов, а впоследствии - как структур, не представленных в политикуме. Ведь “легкость” цифры 300 для финансовых тузов не оставляет надежды для представителей политических организаций. Один из фактических руководителей большинства знал, что говорит, предвидя для коммунистов в следующем парламенте около 10% мест. Он же будет составлять списки кандидатов (точнее: депутатов), будет согласовывать их где нужно, будет запускать “админресурс”. Для видимости в списках найдется место для нескольких фамилий от Руха, НДП и Аграрной партии. СДПУ(о) тоже будет представлена. Не известно только какими активистами, ибо не исключено, что награждение нынешних является прелюдией для других вариаций в их судьбах.
Таким образом, внешне будет казаться, что главная интрига политического сезона будет начинаться вокруг трех взаимосвязанных фрагментов: организованный кризис правительства, инспирирование досрочных парламентских выборов, внесение изменений в Конституцию на основании проревизованного “волеизъявления народа”. Это - внешне. Но за всем тем просматривается глубоко скрытая тема. Она зависит от последствий реализации упомянутых фрагментов. Если все они успешные, олигархи: а) могут “побить горшки” из-за несовпадение интересов в полученных приобретениях; б) они объединятся теснее, потому что есть общая угроза, а с интересами можно разобраться потом. Во втором случае неотвратимо появится новая проблема, связанная с содержанием Конституции, функциями гаранта и... персоной гаранта.
Рассматриваем ситуацию как сложную шахматную композицию, где первыми ходят олигархи. По их замыслу, все должно произойти так или приблизительно так, как изложено. Но в этой партии не учтено немало внутренних и внешних факторов. Среди них, различных по значению и влиянию на результаты в политической игре, стоит заметить: возможность координации усилий партий различного направления; немало дополнительных фрагментов от правительственного кризиса; наличие большого массива компромата на всех и вся (включая наивысших высокопоставленных чиновников) в различных силовых структурах; ситуация с продовольствием, теплом и социальными условиями, энергетикой; отношения с Россией и другими государствами, международными финансовыми организациями и т. д. Все они - и по отдельности, и вместе - способны неузнаваемо изменить политическую игру.
Мы, социалисты, будем делать все, чтобы изменения были к лучшему.