Как вызволить Украину из мусорной ловушки?
Украина на пороге создания системы управления отходами, ключевые элементы которой взяты из европейской практики. Речь идет о законопроекте 2207-1-д, который уже готовится ко второму чтению.
В случае его принятия будет решен ряд комплексных задач, что поможет разгрузить страну от хлама и стать на путь циркулярной экономики и разумного потребления.
Законопроект впервые в истории Украины устанавливает иерархию управления отходами.
Первая ее ступенька – предотвращение образования мусора. Ведь избегать его скопления еще проще, чем позже с ним биться.
Эта задача достигается за счет создания более долговечной продукции, ремонта вышедших из строя товаров, выделения тех категорий отходов, которые можно повторно использовать.
Подготовка к повторному использованию отходов – следующее звено в иерархии управления. Ее основа – раздельный сбор мусора по фракциям: бумага и картон, пластик, стекло, металлолом, биоотходы, отходы зеленых насаждений, текстиль, опасные бытовые остатки.
Законопроект прямо запрещает смешивать разные фракции, чтобы облегчить их дальнейшую переработку. Важно унифицировать систему сбора и сделать его обязательной. Тогда значительную часть хлама можно будет направить на повторное использование.
Рециклинг – ключевой элемент в иерархии управления отходами. Это придание остаткам продукции новой жизни, после чего их можно использовать снова. На этом базируется циркулярная экономика по принципу "бери, производи, повторно используй".
Читайте также: Деликатный бизнес. Как делают туалетную бумагу в Украине
В законопроекте четко прописаны целевые показатели рециклинга и повторного использования. К 2025 году не менее 10% массы хлама следует направить на переработку, а к 2040 году – не менее 35%.
Законопроект 2207-1-д предусматривает максимально безопасное сжигание, которое не навредит людям и окружающей среде.
Наконец, удаление – последнее звено в иерархии управления отходами. Это привычное для Украины захоронение мусора на полигонах.
Читайте также: "У нас здесь чайки, как на курорте". Куда везут мусор из Киева и что с ним дальше происходит
Закон потребует, чтобы каждый из них был оснащен системами защиты грунтовых вод, обезвреживания биогаза, контроля выбросов в атмосферу, а также системами мониторинга состояния окружающей среды.
В тариф на захоронение включат все материально-технические, эксплуатационные, административные расходы, а также финансовую гарантию закрытия и рекультивации.
Законопроект требует, чтобы каждое общество численностью более 150 тыс. человек определило оператора муниципальной системы управления бытовыми отходами. Именно он будет контролировать сбор, вывоз, восстановление и удаление хлама.
Также будет заключать соглашения с непосредственными исполнителями услуг. Жители будут платить по тарифу, включающему в себя все эти опции. Но если будет действовать расширенная ответственность производителя, то расходы по управлению их отходами не будут закладывать в тариф.
Планируется создать сеть муниципальных пунктов раздельного сбора для разных видов бытовых отходов.
Привлечение же инвестиций в мусорную отрасль местные власти будут стимулировать гарантией достаточного количества ресурсов для функционирования бизнеса, а также приемлемым тарифом, что позволит вернуть инвестированные средства.
Внедряется расширенная ответственность изготовителя. В частности, за упаковку, элементы электрического оборудования, батарейки, авто, шины, текстиль и т.д.
Производители будут объединяться в организацию, которая будет нести бремя расширенной ответственности, или же делать это индивидуально.
Сбор отходов продукции, минимизация их негативного влияния на среду, подготовка к повторному использованию и переработке – основные задачи производителей. Организации коллективной расширенной ответственности будут тесно сотрудничать с местными властями, чтобы получить доступ к муниципальной инфраструктуре.
Госучреждение, регулирующее сферу управления отходами, будет предоставлять разрешения на их сбор, перевозку, восстановление (в том числе сортировку) и удаление.
Также будет вести реестр предприятий, являющийся частью большой информационной системы. Она поможет оперативно отследить источник происхождения мусора, его владельца, данные о сборе и обработке.
По всей вертикали от предприятия к государству будут разрабатываться планы управления отходами.
Национальный план будет рассчитан на 10 лет с возможностью пересмотра каждые 4 года со дня вступления в силу. Таким образом, система будет работать в прогнозируемом поступательном режиме.
А самое главное – за нарушение законодательства об отходах будет существовать реальная ответственность: дисциплинарная, административная, гражданская и даже уголовная.
Законопроект 2207-1-д возлагает ряд важных функций также и на Государственную экологическую инспекцию. В частности, по контролю за тем, чтобы предприятия и местные власти соблюдали требования по сбору, перевозке и обработке мусора, подавали декларации об отходах, вели их учет, отчитывались и выполняли соответствующие планы и программы.
Путь от буквы закона к воплощению на практике будет непростым, но мы должны его пройти, если хотим освободить Украину из мусорной ловушки.
Андрей Малеваный