Подвиг медиков или необходимость закона о самоуправлении
Мы постоянно слышим графоманские популистские речи от представителей любой власти о подвигах. Геройства военных, самоотверженность полицейских, а в последний год — подвиги медиков.
Но ни один подвиг невозможно осуществлять на перманентной основе, потому что подвиг — это вспышка, это импульс, это, в конце концов, цепь биохимических реакций, подобная подростковой любви с первого взгляда. Подвиг всегда спонтанный и прямо коррелирует с магией биохимических процессов мозга.
Сколько такой биохимический процесс может продолжаться — час, день, неделю, месяц? И понятно, что рано или поздно эта магия заканчивается, а с ней и иллюзия подвига.
Именно поэтому медицинские работники увольняются и покидают профессию, а активная прослойка граждан опустошается, перестает заниматься волонтерством и часто покидает страну.
В свое время американские ученые Дэвид Рэнд и Цив Эпштейн выяснили, что толкает людей на подвиги. Ученые опросили лауреатов, удостоенных медалью Фонда героев имени Карнеги.
Вывод удивил психологов: смелые и решительные поступки лауреатов вызваны вовсе не чувством долга или бескорыстным желанием спасти чью-то жизнь. Героические поступки люди делали бессознательно. Они сначала действовали, только потом думали и понимали, что они сделали.
Человек по своей природе является социальным, высокоорганизованным существом, следовательно имеет склонность к героическим поступкам, как признак видового поведения для сохранения генофонда.
Конечно, этим пользуется любая власть любого устройства, будь то монархия, или республика, или социал-коммунистическая модель.
И ситуативно всегда есть силы, которые используют кризис в своих целях: спецслужбы устраивают слежку, госорганы усиливают тотальный контроль, бизнесмены пытаются получить быструю прибыль, олигархи — повлиять на действия правительства или что-то ему запретить.
Читайте также: Вечные Круглые столы или Бег по замкнутому кругу
Денисова пожаловалась в КС на сокращение больниц и основания для карантина
Если же кризис затягивается во времени, то такие процессы выходят из-под контроля тех самых сил, которые считают, что могут управлять этими процессами. Мир быстро и кардинально меняется, не оставляя пространства для маневров, а рассчитать всю дистанцию и выдержать ее уже становится не реальным.
Именно поэтому возникает запрос на подвиг. И сегодняшняя коронавирусная пандемия не стала исключением, а в обществе нарастает системный кризис отношений, который не имеет границ.
Любой затянувшийся кризис утомляет и вызывает нарушения всё тех же биохимических процессов в нашем мозгу. Недавно ученые из Оксфордского университета опубликовали в журнале The Lancet Psychiatry ("Ланцет. Психиатрия" — ред.) данные, что у каждого пятого человека, который переболел коронавирусной болезнью, обнаруживаются психические расстройства, в том числе впервые диагностированные после инфицирования.
Важно осознавать, что пандемический кризис поражает все общество, а не только больных. Например, в Германии не прошел незаметно для здоровья населения даже первый локдаун, о чем свидетельствуют результаты опроса, проведенного специалистами Немецкого фонда помощи в борьбе с депрессией (Stiftung Deutsche Depressionshilfe).
Также представитель ВОЗ сделал заявление, что граждане всех стран пошли на большие жертвы, чтобы справиться с вирусом и за это пришлось заплатить огромную цену.
Господин Клюге, ссылаясь на данные опросов, проводимые в 27 европейских странах, отметил, что в нынешних обстоятельствах легко чувствовать себя апатичным, демотивированным и чувствовать усталость. Отдельно он заявил о значительном росте утомляемости у опрошенных.
Таким образом, если не только больные, но и здоровые физически и психологически граждане не способны удерживать баланс, то что мы можем сказать об утомляемости медицинских работников, которым вместо цивилизованной мотивации к труду предложили лишь необходимость "ежедневного подвига"?
Почему медики должны нести бремя тотальной ответственности перед обществом, прикрывая своим подвигом ту самую "преступную небрежность кого-то другого"? Таким образом, бесполезно кивать на систему, будто что-то не так, и подменять собственную беспомощность.
Однако правительство выбрало другой путь. Не закрывая экономику полностью, вводить значительные ограничения и объявлять различные виды карантинов.
В экстремальных ситуациях многое видится отчетливее и ярче. Именно игнорирование властью экспертного мнения медиков, вирусологов и эпидемиологов привело к неспособности сдержать COVID-19.
Следовательно, ни о каком диалоге медицинского сообщества с властью не может идти и речи, пока из медицинских работников "делают героев", пока нас не слышат, пока мы не имеем возможности получить на законодательном уровне право принимать нужные для общества и пациентов решения и защищать свои права, объединившись в соответствующие медицинские палаты.
Несхоластический ответ, очевидно, не очень понравится широкой общественности, тем не менее в эпоху информационных пузырей и информационных торнадо жизнь любого человека, его жертва или подвиг, за непродолжительный промежуток времени уйдёт в забвение.
Когда кризис не разрешается, неотвратимо возникает разочарование, которое ведет к спаду целевого поведения и нарушению мотивации, или так называемая апатия. И начинается бег по кругу (об этом я писала в предыдущих публикациях) с отвлечением на циклические политические, экономические или социальные неудачи.
А это недопустимая роскошь для нас, медицинских работников, поскольку именно таким образом в очередной раз избегают ответственности за преступную небрежность очередные преемники и их очередные предшественники.
Избегают, бросая нам вместо достойных условий кость геройства с абстрактной благодарностью за медицинский подвиг и иллюзию поддержки.
О какой поддержке человека и гражданина можно говорить, если человек и гражданин чувствует себя бесправным и беззащитным, и в очередной раз обнаруживает, что его жизнь ничего не стоит?
При этом общество уже воспринимает медицинских работников не как специалистов, которые, благодаря своим знаниям, профессиональным и управленческим решениям, защитят их здоровье. А воспринимают как нищих героев, которые делают что-то, несмотря на...
Так кто мы, медицинские работники, на самом деле? Способные на пожизненный подвиг бесправные рабы системы, или высокообразованная элита, способная, используя доказательства, принимать решения в своей отдельной специальности?
Об этом стоит помнить каждый раз, когда очередной активный "защитник" медицинских работников будет рассказывать о том, что самоуправление медицинских профессий — это каббала или предательство.
Спросите себя: кто мы, и кто они?
Лариса Дахно, для УП
Колонка — матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.