Почему прекращение огня не работает в Нагорном Карабахе
25 октября Армения и Азербайджан объявили о новом соглашении о прекращении огня при посредничестве США. Согласно совместному заявлению США, Армении и Азербайджана, прекращение огня в гуманитарных целях должно было вступить в силу в 8 часов утра по местному времени 26 октября.
Однако уже через несколько минут после того, как прекращение огня вступило в силу, Армения и Азербайджан синхронно обвинили друг друга в его нарушении. Две предыдущих гуманитарных передышки, заключенных при посредничестве России после начала полномасштабной войны между воюющими сторонами аналогичным образом провалились, поскольку обе стороны обвиняли друг друга в несоблюдении.
Международные СМИ поспешили обвинить Турцию в эскалации в Нагорном Карабахе, полностью игнорируя все структурные недостатки, присущие статусу-кво, которые привели к нынешней войне. Четырехдневная война в апреле 2016 года выявила фундаментальные пороки статуса-кво и показала, что конфликт, который, как считалось, был заморожен, может в любой момент разжечься с еще большей силой.
Азербайджан всегда считал старый статус-кво несправедливым, незаконным и противоречащим его собственным интересам. В своем обращении к народу 20 октября президент Ильхам Алиев отметил, что Азербайджан эффективно и необратимо разрушил статус-кво, существовавший около 30 лет, и возвращение к нему не подлежит обсуждению.
Азербайджан очень давно разочарован тем, что практически все третьи страны всячески сопротивлялись изменениям статуса-кво и избегали говорить о его легитимности. Вот почему Азербайджан с осторожностью относится к нынешним попыткам посредничества со стороны третьих стран, потому что он рассматривает эти попытки как способ восстановить прежний статус-кво, который явно благоприятствовал Армении, и снова заморозить конфликт на неопределенный срок.
Азербайджан никогда не принимал утверждение о том, что конфликт не имеет военного решения. В течение последнего десятилетия Баку прилагал огромные усилия для обновления своих вооруженных сил, резко увеличивая расходы на оборону и инвестируя в различные военные технологии.
Массовый приток доходов от нефти помог Азербайджану завершить военную модернизацию и диверсифицировать свои вооруженные силы, отказавшись от устаревшего советского оборудования. Помимо современных конвенциональных средств огневой мощи и возможностей дальнего нападения, Баку также заинтересован в приобретении передовых военных технологий, которые дадут Азербайджану решающее качественное преимущество на поле боя.
Это качественное преимущество было достигнуто в основном за счет приобретения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В период с 2010 по 2014 год Азербайджан стал четвертым по величине импортером БПЛА и БЛА в мире, его доля на соответствующем рынке составила 7,8 процента мировых поставок в этот период.
Дроны сыграли решающую роль в обеспечении превосходства Азербайджана в воздухе в нынешней войне. Турецкие боевые дроны Bayraktar TB2 стали краеугольным камнем беспилотного воздушного флота Азербайджана.
"Благодаря современным турецким беспилотникам, принадлежащим азербайджанской армии, наши потери на фронте сократились", - сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью турецкой TRT Haber. "Эти дроны демонстрируют силу Турции. Они также придают нам силы".
Отношения с Израилем также сыграли особенно важную роль в создании этого качественного преимущества. Поскольку 60 процентов вооружений поступало из Израиля, с 2015 по 2019 год Азербайджан был вторым по величине импортером израильской военной техники после Индии. К 2016 году Азербайджан подписал с Израилем оборонные контракты на сумму 4,85 миллиарда долларов, в основном на БПЛА и ракетные системы.
Фактически, одной из отличительных черт апрельской войны 2016 года было не только широкое использование БПЛА израильского производства для наблюдения, обнаружения целей и разведки Азербайджаном, но также предположительно первое в истории развертывании "беспилотных летательных аппаратов" (барражирующий боеприпас IAI HAROP) для наземных атак на артиллерийские системы и военные объекты. IAI HAROP также играет ключевую роль в текущей войне.
Читайте также: Азербайджан заявив про взяття нових територій Нагірного Карабаху
Жага до перегляду кордонів: що важливо для України у карабаському конфлікті
С другой стороны, стратегия сдерживания Армении была основана на надежде, что Азербайджан блефует и на самом деле относится к конфликту не настолько принципиально, как претендует на словах. В то же время Армения также считала, что союз с Россией послужит эффективным сдерживающим фактором и помешает Азербайджану начать полноценную войну.
Этот фатальный просчет Еревана сделал правительство Армении непримиримым во время переговоров и не желало идти на уступки. После прихода к власти премьер-министр Армении Никол Пашинян занял еще более жесткую и максималистскую позицию в отношении конфликта, чем его предшественники.
Это подтолкнуло и Азербайджан к ужесточению своих позиций на переговорах. Баку потребовал изменения статус-кво, в противном случае угрожая применить силу, чтобы изменить его. В преддверии начала боевых действий Азербайджан неоднократно предупреждал, что переговоры зашли в тупик.
Подчеркнув, что Азербайджан не будет участвовать в имитационных "переговорах ради переговоров", Баку обвинил Пашиняна в преднамеренном срыве переговорного процесса. Июльские столкновения были восприняты в Баку как последняя капля и вынудили Азербайджан перейти к военной решимости, которую Азербайджан охарактеризовал как операцию по принуждению к миру.
В то время, как азербайджанские военные продолжают стремительно продвигаться вглубь ранее оккупированных Арменией территорий, Армения отказывается принять изменение статуса-кво, рассматривая продвижение Азербайджана как тактическое отступление. Несмотря на то, что цена слишком высока, Армения по-прежнему считает, что она может переломить ситуацию, вернуть утраченные территории и восстановить прежний статус-кво.
Армения продолжает пребывать в прежней реальности в своих оценках ситуации вокруг Карабаха. С одной стороны, они хотят остановить крупномасштабное продвижение азербайджанских войск.
С другой — хотят иметь свободу действий, чтобы нанести ответный удар и взять под контроль хоть какие-то территории и частично восстановить стратегическое положение, которые они потеряли, начиная с 27 сентября.
По словам Владимира Путина, к настоящему времени в ходе военных столкновений погибло почти пять тысяч человек, а за 10-летнюю войну в Афганистане Советский Союз потерял в общей сложности 13 тысяч человек. Если этот темп сохранится, конфликт станет одной из самых кровопролитных войн в регионе.
Хотя достижение прочного прекращения огня имеет первостепенное значение для спасения жизней, само прекращение огня должно быть "органичным" и самодостаточным.
Причина, по которой предыдущие попытки прекращения огня не увенчались успехом, заключалась в том, что они инициировались при посредничестве крупных держав, которое может обменять долгосрочную стабильность мира на краткосрочные выгоды от ненадежного прекращения огня.
Принуждение воюющих сторон к прекращению огня может не всегда работать, поскольку оно не устраняет серьезный конфликт интересов, проистекающий из разрыва между распределением власти и распределением выгод, де-факто узаконенного соглашением о прекращении огня.
Низкие показатели соблюдения соглашений о прекращении огня являются результатом давления на стороны с целью преждевременного урегулирования. Для установления устойчивого прекращения огня ожидания сторон относительно исхода войны должны совпасть.
К сожалению, мы еще не достигли точки "научного равновесия" в этой войне, поскольку предположения обеих сторон относительно исхода предстоящих битв сильно разнятся.
Аяз Рзаев, для УП
Колонка — матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.