В защиту Черного моря. Как усилить способность государства уберечь морскую экосистему от деградации
31 октября причерноморские страны отмечают Международный день Черного моря. И это повод напомнить о нашем общем природном достоянии, которое требует усиленной защиты. Черное море — уникальный природный дар для Украины.
Это морские ворота государства, трасса оживленных торговых путей, место залежей полезных ископаемых и, конечно, территория, где каждое лето мы любим отдыхать.
Мы воспринимаем море как данность и не думаем о том, что экосистема из-за чрезмерной эксплуатации истощается и деградирует. В украинской части Черного моря сосредоточены основные морские порты, которые осуществляют перевалку около 70% всех грузов.
Только в прошлом году они приняли почти 12 тысяч судов из разных уголков планеты. Чаще всего грузы судов несут в себе потенциальную угрозу для окружающей среды. Это руда, черные металлы, уголь, нефть и другие виды топлива.
Кроме того, Черное море загрязняют предприятия, которые сливают туда нечистоты. Учитывая, что 30% канализационных сетей населенных пунктов причерноморского региона Украины находятся в аварийном состоянии, это негативно отражается на чистоте моря.
Ежегодно коммунальные и промышленные предприятия сбрасывают туда тысячи тонн взвешенных веществ, азота, фосфора и нефтепродуктов.
По данным проекта EMBLAS, засоренность Черного моря вдвое превышает аналогичный показатель Средиземного. Если в Средиземном море на 1 кв. м. приходится 52 единицы мусора, то в Черном — 90,5. Много хлама и вредных веществ море получает от больших полноводных рек, которые в него впадают.
В частности, от Днепра, Днестра, Дуная и Южного Буга. 83% морского мусора, найденного в Черном море, составляет пластик, а концентрации вредных химических соединений — выше допустимых норм токсичности. Это, в частности, бензопирен, пестициды, инсектициды, ртуть и антипирены.
Эти и другие вызовы требуют комплексной реакции государства и, в частности, Госэкоинспекции как части системы экологического контроля. Но по ряду факторов Экоконтроль ослаблен и не может эффективно противодействовать угрозам.
Читайте также: Захист екології без "сомалійських піратів": як уберегти морські води від забруднення?
К началу 2020 года правительство ликвидировало морские экологические инспекции — Азовскую и Крымско-Черноморскую, которые осуществляли контроль непосредственно на территории портов. Теперь ГЭИ работает там в соответствии с Порядком взаимодействия с Администрацией морских портов Украины (АМПУ).
Теоретически это достаточно действенный механизм. В случае загрязнения акватории моря АМПУ сообщает об этом инспекции, которая направляет на место происшествия своего сотрудника. Происходит обследование и отбор проб воды, составляется акт, который заверяется, в том числе уполномоченным от администрации порта.
случае подтверждения загрязнения, администрация порта уведомляет об этом капитана судна и не позднее, чем за 2 часа, происходит проверка на самом корабле силами ГЭИ и администрации порта. Только потом инспекция вычисляет сумму убытков, которые нарушитель нанес окружающей среде.
Однако на практике все работает не так хорошо, как хотелось бы. Например, в Госэкоинспекцию в Одесской области, которая приняла на себя полномочия ликвидированной Черноморской инспекции, за все время ее работы АМПУ ни разу не обратилась с просьбой проверить факты загрязнения морской акватории.
При этом от Государственной пограничной службы такие сигналы поступали, но АМПУ их отрицала. Тем самым вольно или невольно помогая загрязнителям избежать ответственности.
Проблемой является устаревшая методика отбора проб в морской зоне и методика расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству из-за выбросов вредных веществ. В результате получаем парадоксальные ситуации, когда суммы убытков настолько смехотворны, что не покрывают необходимые расходы на восстановление состояния моря.
Также следует разработать порядок взаимодействия ГЭИ с Морской охраной Госпогранслужбы для того, чтобы контролировать состояние моря вне 12-мильной припортовой зоны.
Традиционным препятствием для инспекции остаются недопуски на проверку. Этим часто грешат коммунальные и промышленные загрязнители Черного моря, а также капитаны иностранных судов.
Им проще откупиться штрафом в 765 грн, чем модернизировать свои системы очистки сточных вод или собственные корабли. И так может продолжаться бесконечно, пока штрафы не станут такими ощутимыми, что недопуск потеряет для нарушителей всякий смысл.
Необходима мощная модернизация ГЭИ и оборудование ее современными плавсредствами, лабораториями, дронами и другими механизмами, которые дают возможность эффективно мониторить состояние Черного моря.
Государству, экспертам, общественности следует объединить усилия для того, чтобы сохранить Черное море для следующих поколений и приумножить его природные богатства. Госэкоинспекция работает над этим в пределах собственных полномочий и возможностей.
Мы надеемся, что со временем этих возможностей будет становиться все больше, а защита морской экосистемы станет надежнее.
Андрей Малеваный, для УП
Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.