Армяно-азербайджанский конфликт: что происходит сейчас?
12 июля многолетний конфликт между Арменией и Азербайджаном внезапно возобновился. Столкновения, в которых участвовала тяжелая артиллерия и беспилотники, привели к гибели нескольких военнослужащих и гражданских лиц, а также к разрушению инфраструктуры в приграничном регионе.
Когда вы обычно слышите об армяно-азербайджанском конфликте, первое, что приходит на ум, это, естественно, Нагорный Карабах. Этот регион, а также несколько районов вокруг него были оккупированы армянскими войсками в 1992-1994 годах.
Армянские силы установили марионеточный режим в Нагорном Карабахе, пытаясь представить его как независимое государство, но долгосрочной целью является включение этой "республики" в состав Республики Армения.
Эта оккупация сопровождалась этническими чистками, поскольку все азербайджанское население региона (более 700 000 человек, 10% тогдашнего населения страны) было изгнано из своих домов.
Другими словами, Нагорный Карабах – это азербайджанский Донбасс. Черная дыра в сердце Евразии, которая не подпадает под действие международного права и может быть легко использована для транснациональной незаконной и преступной деятельности.
Однако на этот раз противостояние вспыхнуло не в Карабахе, а вдоль прямой границы Азербайджана и Армении. Столкновения начались 12 июля и продолжались с небольшими перерывами в течение следующих двух дней.
Хотя не все детали боевых действий известны, в отчетах сообщается о тяжелых артиллерийских обстрелах и нападениях беспилотников. Несколько человек с азербайджанской стороны были убиты, в том числе гражданский житель, чья деревня подверглась армянскому обстрелу.
Обе воюющие стороны обвиняют друг друга в начале военных действий. Однако очевидно, что у азербайджанской стороны нет логических оснований для провоцирования каких-либо столкновений в этом конкретном участке.
Прямое нападение на Армению, члена Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), вне зоны оккупации явно не вписывается в долгосрочную стратегию Азербайджана. Единственной целью Азербайджана, оправдывающей применение силы, является возвращение контроля над оккупированными территориями. Это делает очевидным направлением наступления территорию Нагорного Карабаха и прилегающих районов, которые составляют общепризнанную часть Азербайджана и не подпадают под юрисдикцию ОДКБ, делая маловероятным прямое военное вмешательство какой-либо третьей стороны.
Однако в случае открытой конфронтации между Баку и Ереваном на не оспариваемых территориях вмешательство ОДКБ, в которую входит Армения, было бы скорее неизбежным.
Поэтому, несмотря на то, что Баку определенно вынужден дать ответ на потерю нескольких высокопоставленных офицеров и беспрецедентно жесткий обстрел пограничных укреплений и населенных пунктов, Азербайджан должен сдерживать свою реакцию, поскольку распространение военных действий на территорию Армении может привести к непредсказуемым последствиям. В связи с этим некоторые наблюдатели даже не уклоняются от воспоминаний о катастрофических последствиях русско-грузинской войны 2008 года.
Тем не менее, пытаясь определить причины вспышки, мы также не можем полностью исключить фактор ОДКБ: особенно учитывая, что армянская сторона обновила свою стратегию национальной безопасности 10 июля этого года, за несколько дней до начала стрельбы, делая упор на союз с Россией и членство в ОДКБ.
Соответственно, можно предположить, что, начав боевые действия вдоль государственной границы, лидер Армении Никол Пашинян попытался проверить пульс и посмотреть, можно ли втянуть ОДКБ в конфликт: положительная реакция могла бы укрепить позиции Армении в ОДКБ.
Сразу после того, как произошли стычки, армянские власти действительно призвали организацию принять участие. Однако реакция ОДКБ оказалась весьма слабой.
Организация сначала созвала, а затем внезапно отменила экстренное заседание Совета безопасности, отложив его на неопределенный срок. Более того, два важных члена военного блока – Беларусь и Казахстан – обычно поддерживают позицию Азербайджана по карабахскому вопросу и могут сыграть важную роль в изменении позиции ОДКБ.
Военные действия между Арменией и Азербайджаном могли также быть спровоцированы элементами старой антипашинянской элиты в Армении, которая достаточно сильна в правоохранительных органах и вооруженных силах. С этой ловушкой против премьер-министра данные элементы, возможно, стремились показать его как слабого лидера, который не смог противостоять Азербайджану на поле боя.
Эти элементы во главе с бывшими президентами Кочаряном и Саргсяном, преследуемые нынешним премьер-министром и поддерживаемые Россией, возможно, захотят продемонстрировать, что его неспособность проводить надлежащую военную политику подорвет потенциал вооруженных сил Армении и напрямую угрожает карабахскому режиму.
Драматическая эскалация насилия на азербайджано-армянской границе продолжается, и пока невозможно сказать с точностью, насколько далеко она может зайти. События развиваются по качественно новому сценарию, и обе стороны находятся в состоянии серьезной неопределенности, в то время как традиционные международные гаранты статуса-кво, кажется, пока не понимают, какими средствами можно затушить новый виток противостояния.
Однако главный урок, который должен быть выучен, состоит в том, что такие опасные вспышки будут происходить до тех пор, пока превалирует поверхностное и ложно-нейтральное отношение к разрешению Нагорно-Карабахского конфликта. Такой же ложный пацифизм ведет к укоренению режима оккупации и гуманитарной катастрофы и в других горячих точках СНГ, таких как Донбасс.
Несмотря на то, что в последние годы осторожные признания армянской стороны оккупантом стали чаще звучать со стороны международных трибун, все еще сильны иллюзии, такие как, например, ожидания конструктивной и компромиссной позиции нового правительства Пашиняна, который за последние два года тщательно выстраивал образ народного демократа.
Факт системной агрессии Армении по отношению к Азербайджану наконец-то должен быть осознан международным сообществом со всей серьезностью, и следовательно, угроза миру в регионе не спадет до тех пор, пока реальные международные усилия не будут приложены к восстановлению прав более 700 тысяч вынужденных переселенцев в Азербайджане и сдерживанию территориальных амбиций Еревана.
Русіф Гусейнов, Мурад Мурадов, для УП
Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
УП 100. Поза межами можливого
"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.