Чиновники и криптовалюта в законе: как будет происходить декларирование биткоинов в Украине

4200 просмотров
Пятница, 22 ноября 2019, 15:30
Николай Мельничук
старший юрист практики частных клиентов юридической фирмы Астерс

Совсем недавно произошло событие, важность которого сложно переоценить: понятие "криптовалюта" впервые было использовано в действующем законе в Украине. И пока финансовые регуляторы и эксперты спорят по поводу определения правовой природы криптовалют, закон уже обязывает определенные категории граждан декларировать владение криптовалютами.

Речь идет о вступившем в силу 18 октября 2019 года законе Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предотвращения коррупции" №140-IX. Он вносит изменения в Закон Украины "О предотвращении коррупции" (Закон о коррупции) и устанавливает необходимость декларировать криптовалюту как нематериальный актив.

Соответствующая норма вступает в силу с 1 января 2020 года.

Закон о коррупции не дает определения понятия "криптовалюта". Учитывая отсутствие его также в других законах Украины, это создает пространство для разночтений и спорных ситуаций.

Почему криптовалюты появились в декларациях некоторых чиновников?

Уже более 10 лет прошло с тех пор, как в нашу реальность вошло понятие "криптовалюта" и ее первый представитель – Bitcoin.

Несмотря на сложность понятия, а также очень непростую техническую реализацию, криптовалюты постепенно стали частью правовой реальности. Сохраняя неурегулированный правовой статус, названия криптовалют все чаще встречаются в судебных решениях (в основном в уголовных производствах), а также в проектах законов.

Неурегулированость статуса криптовалюты породила соблазны использовать их как объяснение источников происхождения средств.

Ранее необходимость декларирования криптовалют законом не устанавливалась. Но многие декларанты посчитали необходимым включить их в свои декларации еще с момента запуска процедуры электронного декларирования.

Ресурс declarations.com.ua по запросу "криптовалюта" выдает ссылки на 648 деклараций, а в декларациях за 2018 год такой вид актива упоминается 261 раз.

Распространенным является мнение, что таким образом декларанты могут решать задачу легализации доходов. Например, Bitcoin с момента своего появления вырос в цене многократно (фактически в миллионы раз). Декларируя приобретение в собственность криптовалюты, например, 10 лет назад, кажется, что достаточно легко обосновать наличие значительных денежных средств в более поздние периоды.

При этом считается, что такую информацию очень сложно или даже невозможно проверить, поскольку операции с криптовалютой являются непрослеживаемыми (невозможно отнести группу действий к некоторому пользователю в сети) и анонимными (невозможно достоверно установить личность пользователя в этой сети).

На самом деле – это заблуждение. Приватность операций с Bitcoin и многими другими криптовалютами можно потерять, поскольку из-за особенностей технологии, а также из-за ошибочных действий пользователя, может быть установлена связь конкретного лица с конкретным крипто-кошельком, а также отдельными операциями с его использованием.

Криптовалюты теряют анонимность

Транзакции всех пользователей Bitcoin записываются в явном виде в общедоступной базе данных (блокчейне) и остаются там навсегда, что дает возможность их отслеживать и анализировать напрямую либо с использованием программного обеспечения.

При совершении любого платежа его размер, остаточные балансы и все предыдущие и последующие транзакции участников становятся доступны всем желающим. До тех пор, пока не установлено соответствие между анализируемым адресом и конкретным человеком, эта информация носит абстрактный характер.

Но как только произойдет взаимодействие с физическим миром (например, будет зафиксирован IP-адрес, банковские реквизиты при покупке/продаже фиатной валюты за криптовалюту, адрес доставки товара и т.д.), то можно будет однозначно проследить всю финансовую историю конкретного человека.

Желающие запутать историю своих транзакций могут пропустить платежи через последовательность своих или чужих адресов (например, биржи, казино и т.д.). Но независимо от числа таких операций вся цепочка транзакций фиксируется и доступна для последующего анализа.

Реклама:
Несколько лет назад группа разработчиков CryptoLux провела исследование анонимности транзакций в сети Bitcoin и доказала, что можно успешно деанонимизировать до 60% адресов. В своей работе они показали возможность привязки биткоин-счета к IP-адресам пользователей, даже если те пользуются сетью Tor или другими подобными программами.

Существуют криптовалюты, технология которых на данном этапе позволяет обеспечить более высокую степень приватности (например, Monero, Dash и Zcash), однако они пока что менее распространены.

Технологии деанонимизации операций с криптовалютой постоянно совершенствуются, и поэтому приватность таких операций во многих случаях зависит лишь от ресурсов, которые могут быть затрачены лицом, заинтересованным в их раскрытии.

Что дальше?

Не обошлось без нестыковок: в Законе №140-IX норма, дополняющая закон о коррупции необходимостью декларирования криптовалют, звучит следующим образом: "у статті 46 перше речення пункту 6 доповнити словом "криптовалюти".

Вероятно, перед словом "криптовалюты" законодателем пропущена запятая, поскольку без этого фраза лишена смысла. В информационной базе "Лига Закон" редакция Закона о коррупции содержит запятую в этом месте, а база законодательства на zakon.rada.gov.ua – нет.

Надеемся, в ближайшее время неточность будет устранена или НАПК (Национальное агентство по противодействию коррупции) воспользуется своим правом на разъяснение закона о коррупции и уточнит смысл нормы.

Согласно закону о коррупции, при декларировании нематериальных активов (а значит, и криптовалют) в декларации необходимо включить данные о виде и характеристиках таких активов, стоимости активов на момент возникновения права собственности, а также о дате возникновения права на них.

Пока что непонятно, что именно будет требовать раскрывать НАПК для описания "характеристик таких активов", однако не исключено, что потребуется раскрытие информации о номере кошелька, на котором хранятся соответствующие криптовалюты.

Все эти данные, по сути, существенно снижают приватность данных о "криптооперациях" декларанта перед НАПК (в том числе произошедших в прошлом) и декларантам следует с особой внимательностью подойти к вопросу декларирования таких активов после 1 января 2020 года.

Ведь НАПК, получив дополнительную информацию от декларанта, потенциально сможет на основании информации в блокчейне проверить достоверность того, что декларируется и декларировалось ранее. А нестыковки могут быть основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности.

Так что время простых решений и простых объяснений прошло.

Николай Мельничук, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)