Психологические манипуляции в период избирательной кампании: как не попасться на уловки политиков?

3192 просмотра
Среда, 03 июля 2019, 11:30
Спартак СубботаСпартак Суббота
психотерапевт, научный руководитель "Института когнитивного моделирования"

Экстренная подготовка к досрочным выборам заставит украинских политиков изощряться. Времени, чтобы соблазнить электорат, крайне мало, поэтому использоваться будут только проверенные методы.

Как украинские политики будут манипулировать обществом на сей раз и какие инструменты могут для этого использовать? Попробуем разобраться на "живых" примерах.

Спекуляция на базовых потребностях, выгодах и страхе

Потребительское отношение к политике, разумеется, губительно. Тем не менее, оно часто ложится в основу электоральных симпатий.

Причиной этого является естественный механизм, который в критических ситуациях вынуждает человека действовать инстинктивно: опираясь на опыт и стремясь к безопасности. Размышлять о "высоком" в моменты, когда нужно спасаться и думать об удовлетворении базовых потребностей, просто неэффективно.

В условиях войны и экономической нестабильности потребительское отношение к политике характерно для подавляющего большинства украинцев, что естественно. В свою очередь, политические лидеры этим манипулируют: базовыми потребностями, страхами и инстинктами избирателей.

В период президентской кампании этот прием активно эксплуатировала команда Петра Порошенко, которая пыталась запугать электорат: намекая, что только их лидер способен остановить агрессора, и взывая к базовой потребности – безопасности.

"21 апреля – решающий выбор".

"Главное – не потерять страну".

Не исключено, что к этому инструменту команда экс-президента еще вернется во время нынешней кампании, но вряд ли это будет эффективно.

Сейчас поддержку наращивают политические силы с более позитивной риторикой, которые пытаются не напугать электорат, а предложить конкретные социальные выгоды.

Такую тактику, в частности, использует команда Юрия Бойко, обещая избирателям мир – базовую потребность, социальные гарантии – то есть защищенность и вполне конкретную выгоду в виде снижения тарифов.

"Мир в Украине".

"Вернем нормальные тарифы".

Актуальный для украинцев запрос на мир выражается также в том, что люди положительно реагируют на создание разных политических объединений.

Этот прием уже взяли на вооружение "Оппозиционный блок" и объединенные силы украинских националистов, в состав которых вошли "Свобода", "Национальный Корпус", "Правый сектор" и некоторые патриотические организации.

Впрочем, нет гарантий, что данная манипуляция окажется эффективной.

Приватизация благ

В период нынешней парламентской кампании команда Петра Порошенко и его новой партии "Европейская Солидарность" расширяет риторику и пытается "приватизировать" проевропейский курс Украины, делая его личным достижением.

"Выбирай НАТО и ЕС. Присоединяйся".

Такой же прием во время президентской кампании эксплуатировала Юлия Тимошенко, и это сыграло против нее. Идеологически предвыборная агитация Тимошенко почти не отличалась от агитации Петра Порошенко. В итоге дублирующиеся месседжи просто потерялись в общей массе политической рекламы и не запомнились избирателям.

"Будущее Украины в ЕС. Безопасность Украины – в НАТО".

Вышеуказанные формулировки создают иллюзию монополизации европейских ценностей и благ, которые могут стать общедоступными только в случае избрания конкретного политического лидера.

Реклама:

Апелляция к безопасности и образу сильного лидера

Потребность в защите и безопасности является одной из пяти базовых потребностей личности. К тому же в условиях войны на Донбассе образ сильного лидера становится еще более востребованным.

Ощущение безопасности можно обеспечить разными путями. В зависимости от направленности партии лидеры предлагают сильную экономику, доступную медицину и прочее. Но самый простой и понятный способ – это военная безопасность.

Активно образ сильного лидера сейчас эксплуатируют объединенные силы украинских националистов – "Национальный Корпус", "Свобода" и "Правый сектор".

"На защите Украины".

"Сила. Благополучие. Порядок".

К этому образу в парламентской кампании также будет обращаться лидер Радикальной партии Олег Ляшко – для него это один из базовых образов.

"Сильный президент – порядок в стране".

"Защитим Украину".

Апелляция к большинству

Любой политик стремится создать "эффект массовости". Суть этой манипуляции заключается в том, что люди с повышенной тревожностью и желанием снизить уровень волнения отдают предпочтение безопасному выбору, то есть выбору большинства.

Таким образом, избиратели, особенно не определившиеся до конца, пытаются избежать ответственности и обезопасить себя от чувства вины в случае "фиаско" их политического избранника.

Активно этот прием используют сейчас лидеры "Оппозиционного блока". Не имея существенной поддержки (около 1,5%), они пытаются убедить электорат в противоположном.

"Нас – большинство".

Абстрактные формы

"Самопомощь" предлагает избирателю уникальную возможность: все сделать самому. Целевой аудиторией в этом случае является интеллигенция, которая и без высокопарных лозунгов все делает самостоятельно.

Но главное преимущество этого приема заключается в том, что политическая сила снимает с себя любую ответственность, ничего не обещает, а достижения других при этом может интерпретировать как собственные.

"Возьми и сделай".

Нечто подобное своим избирателям сейчас предлагает и партия "Слуга народа". Призыв сделать что-то вместе сам по себе лишен смысловой нагрузки и не предлагает людям ничего, кроме как объединиться ради достижения каких-то абстрактных целей. Каких именно? На этот вопрос "слуги народа" пока предпочитают не отвечать.

"Сделаем это вместе".

Вместе с тем "Слуга народа" продолжает использовать в своих интересах тренд "на новые лица" в украинской политике. Следует отметить, что сегодня такая манипуляция набирает популярность. Используют ее объединенные националисты, команда партии "Голос", команда Владимира Гройсмана и многие другие.

Этот прием работает на основании когнитивного искажения. Из-за дефицита информации о новом политике люди склонны оценивать его по первому впечатлению, чаще всего – положительно. На фоне негативного опыта с другими известными политиками "новые лидеры" кажутся более выгодным вариантом.

Подведем итоги

В нынешней избирательной кампании самыми распространенными манипулятивными приемами остаются: апелляция к безопасности, удовлетворения запроса на новые лица и спекуляция на выгодах.

В первых двух случаях политики взывают к иррациональному в человеке: симпатиям, страхам, тревожности. В последнем случае – к базовым потребностям.

При этом нужно помнить, что цель любой манипуляции – именно обмануть и запутать.

Чтобы избежать разочарования, избиратели должны ориентироваться на конкретные аргументы и предложения политиков, а не на абстрактные красивые лозунги. Это – единственный способ не попасться на политический крючок.

Политические игры – игры, за которые люди платят не только качеством жизни, но и жизнями в целом. Каждый ход в данной шахматной партии – это зазор на будущее. Каждая подставная пешка и потеря может означать поражение, а потеря значимой фигуры – расслабить противника и привести к победе. И народ в этой всей игре сам решает, делать ли пешку королем.

Спартак Суббота, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)