Интернет и выборы-2019: как (не)стать президентом при помощи сети

3593 просмотра
Среда, 03 апреля 2019, 09:00
Андрей ДемартиноАндрей Демартино
историк, публицист, политтехнолог

Хотите создать условия для изменений? Охватите Интернетом более 50% населения и будьте готовы к невозможности предвидеть силу отдачи.

Чернокожий может стать американским президентом, малоизвестный политик –  возглавить Францию, а "ольгинские тролли" – превратиться в угрозу, сравнимую с "русскими танками".

Украина в этом плане подошла к очередным "историческим" и "решающим" президентским выборам-2019 даже слегка перезревшей – с 64% украинских пользователей сети.

С другой стороны, несмотря на явно возмужавшую и подросшую интернет-аудиторию, ничто не предвещало чего-то ранее невиданного. Постановка украинской выборной неоклассики "сети" против "пирамид" обещала пройти под увертюрное шуршание купюр.

И тут надо отдать должное твёрдости характера украинских политиков – никакие новые ветра, упорно хлопающие отечественными форточками, не повлияли на "мацабельность" характера этой веры в силу материальных, желательно твёрдых сущностей.

В свою очередь лидеры электоральных симпатий Пётр Порошенко и Юлия Тимошенко были честны – не обещали "ударить Интернетом по выборам". Это мнение было единогласно разделено и остальной ТОП-десяткой кандидатов.

В результате, вместо поиска нестандартных решений, монотонное следование в кильватере ресурсных оппонентов. На каждый чужой миллион газетной агитки ответим гордой тысячью, на сто "вражеских" билбордов – огрызнёмся своими десятью, если нет агитационного "Neoplan" – запустим разрисованный "Богдан". Вечное действие в режиме зеркального отражения.

При таком консолидированном подходе Интернету оставалась его унылая роль "подносчика снарядов" компромата, доски "реклама & объявления" и коммуникационной резервации для активного меньшинства.

Интернет упущенных возможностей

Наличие интернет-представительства, "бото-армии" с экспертным спецназом и присутствие в социальных сетях полностью покрывало digital-потребности штабов.

В работе находился стандартный набор приёмов и техник, без обамовских технологий максимальной интерактивности и прямого взаимодействия.

Никому не нужен сайт, адаптированный под функционал социальной сети с возможностью персональной регистрации, организации акций, агитации и мобилизации. Вместо этого – традиционный Интернет-ресурс кандидатов, более напоминающий парадную фото-видео галерею изображений "вождя".

Реклама:
Никому не интересна идея создания социальной сети кандидата с сервисом типа "Neighbor to Neighbor" для проведения агитации среди соседей или разработка мобильного приложения с единой базой сторонников для обзвона волонтёрами.

В итоге: вместо многоканальной коммуникации – односторонняя монопрезентация.

И этот список можно продолжать в условиях, когда даже б/у технологии с одиннадцатилетним пробегом остаются вне сферы внимания и востребованности.

Вместо Big Date – "Bol'shiye seti"

Объективности ради стоит сказать и о наличии локального прогресса.

Организация штабами Петра Алексеевича и Юлии Владимировны, пусть специфического, но сбора данных избирателей привела к появлению CRM-систем управления полем, включающих функции учёта и контроля за работой агитационных структур.

"Bol'shiye seti" стали нашим ответом на их Big Date с недооценёнными возможностями, выходящими за рамки локальной кампании.

Если в масштабах страны удастся собрать значительный массив информации, специальные программы смогут выделять целевые аудитории, определять приоритеты в агитации, рассылать персонифицированные директ-мейлы и идентифицировать избирателей с их социальными сетями.

Политическая сила, имеющая в своём распоряжении подобный набор возможностей, получает значительное преимущество, перерабатывая "золото данных" в "серебро власти". Насколько это удастся, трудно сказать, пока что подобные попытки оставались безуспешными.

Когда все могут всё

Но что можно сказать с уверенностью, так это то, что невозможно сохранять консервативную повестку, когда новые технологии переписывают старые правила под девизом "Все могут всё".

От этого наблюдение за кандидатом Владимиром Зеленским порождает ощущение дежавю – уже виданного и слышанного на выборах Навального, Обамы, Макрона, Трампа.

Наверное, это происходит от того, что все эти новые лица от Нью-Йорка до Москвы – плоды одного инкубатора нового технологического уклада, с момента рождения, подобно сиамским близнецам, срощены с Интернетом.

Поэтому не было ничего более предсказуемого, чем призыв "Зе!команды" "захватить все социальные сети", что происходит всегда, когда банки, телеграф и телевидение заняты кем-то другим.

Интернет в таком случае даёт хорошую возможность обнулить старые правила, что и попытался сделать штаб Зеленского.

А задача по своим масштабам соответствовала только смелости Зе!исполнителей, которые предлагали сыграть на "своём" поле в игру, в которую не играли и на поле, которое не видели.

Просто в Украине не было откуда взяться опыту подобного рода.

20 лет за 20 дней

Предстояло собрать самолёт из деталей, назначение девяноста процентов которых неизвестно. Чем, собственно говоря, и занялась "Зе!команда", нашинковав технологический винегрет из пёстрых ингредиентов и смешивая разнообразные рецепты.

Сайт кандидата уже больше напоминает прогрессивную площадку с возможностью ведения диалога, а не одноканального монолога. Можно привлекать волонтёров, набирать наблюдателей, скачивать промо-материалы, общаться с кандидатом, обсуждать программу.

Заявлено использование системы параллельного подсчёта голосов и помощь специального бота @de_dilnytca_bot в поиске своего участка для голосования.

Ну, и естественно, "Зе!команда" присутствует на всех основных интернет-площадках, где демонстрирует чудеса роста. То, на что обычно уходят годы, достигается в течение неполных трёх месяцев, как например, Telegram-канал "Команда Зеленского", занявший первое место в политическом сегменте с его почти сотней тысяч подписчиков.

А если судить по количеству присоединившихся к команде Зеленского на сайте, то результат в более чем 500 тысяч волонтёров – уникален.

"Батьківщине", к примеру, понадобилось 20 лет, чтобы собрать полмиллиона членов партии. "Зе!команде" – 20 дней. Если счётчик, конечно, исправен.

Интересен процесс создания добровольного контента – ноу-хау кампании Обамы 2008 года, ставший, по всей видимости, неожиданностью для "Зе!команды".

Реклама:
Однако, позволив по-обамовски "бренду жить где угодно", штаб Зеленского занёс в актив 2500 администраторов неофициальных сообществ и каналов в поддержку кандидата.

И сродни тому, как Трамп в 2016 году создал 500 тематических Facebook-сообществ в свою поддержку – "Байкеры за Трампа", "Сицилийцы за Трампа", "Евреи за Трампа" и прочие "за" – так и "Зе!команда" мультиплицируется в Facebook, открывая официальные сообщества в каждом регионе.

Ещё одним элементом, роднящим Зеленского с выдвиженцами антиэлитарного протеста, стала его тактика отказа от общения с большими аудиториями.

По всей видимости, не зная об опыте Макрона, который на выборах 2017 года столкнулся с проблемой публичной коммуникации, Зеленский, подобно ему, ушёл в локальные встречи с последующей трансляцией в медиа и социальных сетях.

И наконец-то, "Зе!команда", как принято во всём мире, начала использовать e-mail рассылку. 500 тысяч адресов, о которых было сообщено диджитал-штабом – это шаг в правильном направлении.

Онлайн без офлайн – деньги на ветер?

Однако, располагая сравнительно широким контентным интернет-разнообразием на фоне обычной скудости, цифровая-кампания Зеленского имеет весьма ограниченный функционал.

Для сравнения, на московских мэрских выборах-2013 штаб Навального за 2,5 месяца создал с нуля информационный портал о кандидате и разработал 13 ресурсов для мобилизации избирателей, привлечения и организации волонтёров.

К примеру, геотаргетированная сеть сторонников dom.navalny.ru позволяла каждому желающему ежедневно выполнять агитзадания штаба – пройти регистрацию, инструктаж и увидеть число союзников в своём доме, локализованном на карте.

Без подобного рода веб-проектов невозможно решить главную задачу – перевода онлайн активности в офлайн.

Деструктор

В целом появление Зеленского стало неожиданностью, но с другой стороны – закономерностью (постфактум – объяснение выглядит особенно убедительным).

  • Конечно, "до Украины добрался глобальный тренд бунта против истеблишмента и усталости от старых элит".
  • Несомненно, играет роль возрастной фактор – постепенной замены "генерации телевизора" "поколением Интернета".
  • Безусловно, Интернет рано или поздно должен был стать серьёзным фактором политики и выборов.
  • И очевидно, что новые информационные технологии несут энергии со слабо просчитываемыми последствиями их применения.

Смогут ли они сработать сейчас, если они не работали раньше? С точки зрения условий – да.

С точки зрения возможностей, команда Зеленского имеет заряд креатива, ярких решений и новаторских подходов, но и огромную диспропорцию между размерами своей Интернет-головы и тщедушным организационным телом.

В отличие от них, штабы Тимошенко и Порошенко располагают хорошо накачанными мышцами полевых структур.

В таком случае, в условиях второго тура может случится так, что неважно, кто лучше всего передал своё послание – важно, кто выиграл конкурс явки.

Правда, "Зе!команда" имеет и свой "засадной полк" – поддержку крупнейшего медиахолдинга страны, что несколько уравновешивает шансы.

Поэтому всё так же остаётся актуальным прогноз автора полугодичной давности:

"Подвижная и крайне мобильная Интернет-среда станет главным фактором неопределённости предстоящих выборов и ресурсом победы в ситуации неустойчивого равновесия…

...Сросшаяся с Интернетом молодёжь может внезапно активизироваться и одномоментно поменять электоральные доли, проценты и спущенные сверху планы.

Поэтому результаты выборов, и без того слабо прогнозируемые, становятся непредсказуемыми".

Владимир Зеленский как представитель "мерцающего интернет-множества" становится невольным деструктором всей базовой операционной системы.

И главное, о чём стоит помнить, что энергия сети – это тонкие грани между созиданием и разрушением. Поэтому стоит научиться нажимать правильные кнопки.

Андрей Демартино, специально для УП

Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.

Киев | 20 ноября
КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)