Как политики махлюют на билбордах, или Экологичность политической и соцрекламы
Очень часто можно наблюдать, как под видом социальной скрывается явная политическая реклама, которая содержит попытки кандидатов повлиять на избирателя непрямым путём.
В год проведения президентских и парламентских выборов в Украине тема социальной и политической рекламы и их отличий особенно актуальна.
Давайте рассмотрим этот вопрос чуть более подробно.
На фоне президентских выборов в стране социальная тематика активно привлекается в политические программы.
Согласно оценкам экспертов Всеукраинской рекламной коалиции, 40% заказчиков социальной рекламы – это представители государственной власти, остальные 60% – фонды, общественные организации и частные лица.
Все дело в том, что любой политик, пренебрегающий социальной проблематикой, будет отвергнут электоратом. В итоге политики используют различные технологии управления общественным мнением, скрывающиеся под видом социальной рекламы.
Чем политическая пропаганда отличается от социальной рекламы?
Основное и главное отличие – это предмет и цель рекламы.
Целью политической рекламы всегда является продвижение политической партии или лидера, воздействие на электоральные группы, чтобы побуждать людей участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование различных полномочий, в том числе путем выборов.
Предметом же политической рекламы может быть партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста.
Социальная реклама, в свою очередь, направлена на достижение общественно полезных целей и популяризацию нравственных ценностей.
Такой вид коммуникации, в первую очередь, ориентирован на привлечение внимания к актуальным проблемам общества. Соответственно, социальная реклама не имеет целью получение прибыли и других выгод, что закреплено в законе Украины "О рекламе".
Для достижения поставленных задач политическая реклама использует как рациональные, так и эмоциональные способы воздействия на аудиторию, ориентирующиеся как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции людей.
"Социалка" на службе политиков
Политическая реклама является лишь верхушкой большого айсберга политического маркетинга или предвыборной агитации.
Данный маркетинг включает в себя набор стратегий и инструментов для отслеживания и изучения общественного мнения до и во время избирательной кампании с целью создания агитационных сообщений, которые смогут воздействовать на решения и поведение электората.
На примере политических сюжетов мы видим соревнование обещаний между кандидатами и другие классические приемы и инструменты маркетинга.
Интересно отметить результаты исследований рекламных кампаний, проведенные психологами. Известно, что негативная реклама может сделать избирателей более вдумчивыми. А упоминание детей или болезней могут подтолкнуть либеральных избирателей поддержать более консервативные взгляды.
Такие социальные вопросы как низкие зарплаты, безработица, социальные пособия и даже болезни стоят остро для многих граждан. Политики органично вплетают обсуждение этих проблем в свои предвыборные кампании, решение которых они предлагают в виде своей кандидатуры.
Согласно аналитике DOORS Consulting, проведенной в феврале 2019 года:
- 10% наружной политической рекламы принадлежит Юлии Тимошенко.
- в то же время Владимир Зеленский распространяет 9% всей рекламной продукции политического характера,
- а нынешний президент Украины Петр Порошенко – 7%.
Также в пятёрку лидеров по количеству наружной рекламы вошли украинский общественный и политический деятель, мэр Львова Андрей Садовый, украинский политик Евгений Мураев, а также представители всеукраинского общественного движения "Партия мира".
Социальная реклама, грамотно встроенная в политическую, может найти искренний отклик в менталитете избирателя и повлиять на его установки. Однако здесь тоже есть значительные злоупотребления, поэтому мы так часто именно в период выборов видим рекламу социальных и благотворительных инициатив кандидатов.
Кто как нарушает и с кого спрашивать?
Как известно, после официального старта предвыборной агитации все политические сюжеты должны соответствовать закону Украины "О выборах", где перечислены конкретные требования и ограничения.
Например, среди таких требований к сюжетам политической агитации есть запреты на размещение политической рекламы на зданиях, в помещениях органов государственной власти и на объектах культурного наследия. И все же и этим пунктом наши политики пренебрегают.
Также запрещается использовать изображения оружия и средств, которые действуют на подсознание потребителей рекламы.
При запуске в поклейку и при размещении любых рекламных материалов наши юристы очень внимательно проверяют сюжет на предмет соответствия законодательству. Ибо этим пренебрегают сами заказчики. В результате мы получаем на размещение рекламу, которая может нарушать несколько пунктов закона. Ее приходится возвращать клиенту с рядом пояснений.
Самое распространенное нарушение со стороны политических сил – желание использовать в сюжете изображение государственных символов Украины – герба и флага, что запрещено законом Украины "О рекламе".
В этом году политики также не придерживались закона. На билбордах и буклетах по крайней мере двух кандидатов разместили герб и желто-голубой флаг.
Для желающих рекламировать себя или свою партию, а также любой продукт на фоне футбольной команды или жителей села иногда бывает неприятным открытием, что, согласно законодательству, они должны получить письменное согласие от всех физических лиц, присутствующих в рекламе.
У нас были случаи предоставления политических сюжетов с призывом: "право на воровство каждому украинцу", что является прямым нарушением закона в части призыва к действиям, которые могут привести к нарушению законодательства.
Часто рекламодатели нарушают авторские права, имитируют рекламу и название других товаров/политических конкурентов.
Некоторые политики пытались использовать название зарегистрированной партии, товарный знак или прямое цитирование слогана других политических сил.
Добавлю, что в основном мы получаем готовые рекламные материалы для размещения на рекламоносителях. И, как это ни странно, выходит, что в таких ситуациях владелец рекламных конструкций выполняет не свойственную ему функцию цензора.
Как операторы наружной рекламы часто мы являемся последним рубежом недопуска неэтичной и аморальной рекламы.
Конечно, во многом это вопрос субъективной трактовки, но мы придерживаемся правил профессиональной этики и здравого смысла без учета личных симпатий или антипатий к конкретному кандидату, партии, товару или услуге.
Отмечу, что для нас политические рекламодатели ничем не отличаются от коммерческих.
Подчеркну, что ответственность за создание сюжетов и размещение рекламы лежит на рекламодателе. То есть как оператор наружной рекламы мы находимся в конце цепочки донесения рекламных сообщений, в том числе политических, до потребителя.
Читайте також:
"Батьківщина" витратила 100 млн на рекламу "Нового курсу" - КВУ
Садовий пояснив, звідки гроші на білборди
Кандидати платитимуть до 6 тисяч за секунду реклами на ТБ – ЧЕСНО
Политика в рекламе как тренд и экологичность
Накануне выборов спрос и цены на размещение наружной рекламы политических партий существенно выросли.
В целом, во время предвыборной агитации доля политических сюжетов может достигать 40-50% среди всей размещенной рекламы. При этом доля политической рекламы по итогам года во все периоды проведения выборов обычно составляет не более 10-12%.
Среди такого обилия политики на улицах встречаются сюжеты со скрытой агитацией в рекламе концертов, других мероприятий.
Забавно, как трендовость политики стремятся использовать и обычные коммерческие рекламодатели, а также СМИ – от имитации бюллетеней с призывом выбрать матрас до прямого копирования изображений и слоганов из рекламы политиков в пользу своего продукта/услуги.
Все это вредит в первую очередь имиджу самого заказчика. Реклама, не соответствующая требованиям наружного размещения и законодательству, обычно не достигает нужного эффекта, а в некоторых случаях еще и подрывает доверие потребителя к рекламодателю.
Наша компания была одной из первых на рынке наружной рекламы. Мы ведем бизнес уже 22 года по всей Украине и прекрасно осознаем всю ответственность, которая лежит на операторе наружной рекламы за формирование информационного пространства наших городов.
Ведь, вместе с нашими рекламодателями-заказчиками мы формируем городское информационное окружение. Как ни крути, а наружную рекламу нельзя выключить, пропустить и проскролить, она окружает нас везде.
Поэтому давайте вместе делать наши города и улицы чище во всех смыслах этого слова.
Читайте також:
Найбільше телереклами замовляє Бойко, а найдорожча у Тимошенко – "ЧЕСНО"
Тарута вбухав у рекламу мінімум 150 млн перед "здачею" – "ЧЕСНО"
Facebook розкриє замовників політреклами напередодні виборів
Борди з дияволом. Що не так із рекламою Порошенка з Путіним?
Лариса Булатова, специально для УП
Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.