Фактор Зеленского: почему украинцы готовы голосовать за комика
Ситуативный электорат кандидата в президенты Владимира Зеленского может вывести его во второй тур, но не дает гарантии президентства.
В нынешнем мире информации слишком много и она слишком часто меняется. Ни один из нас не в состоянии ухватить и проанализировать каждый месседж, поэтому у современного человека развивается клиповое восприятие.
Это способствует тому, что в большинстве случаев мы реагируем лишь на фрагменты информации: на то, что бросается в глаза и вызывает самые сильные эмоции.
Для украинцев этим ярким пятном сегодня стал актер и кандидат в президенты Владимир Зеленский.
По данным КМИС, опубликованным 25 февраля, и по результатам опроса социологической группы "Рейтинг" за 19-28 февраля, Владимир Зеленский имеет все шансы выйти во второй тур и даже победить в выборах.
Эксперты утверждают, что "феномен Зеленского" – это следствие растущего спроса украинцев на новые лица.
Безусловно, это так, но в этой истории есть и другие весомые факторы.
Речь идет об архетипе самих украинцев и его влиянии на осуществление нынешнего выбора.
По своей природе мы иррациональны, нам присуще эмоциональное мышление. В ситуациях, когда нужно принять важное решение, мы скорее доверим его интуиции и эмоциональной симпатии, нежели станем сопоставлять факты и возможные выгоды.
При этом Украина до сих пор переживает последствия Революции Достоинства, а для каждого постреволюционного общества характерно состояние фрустрации: то есть, состояние неоправданных ожиданий.
В сочетании с войной, репутационными потерями нынешней власти и склонностью украинцев к эмоциональному выбору – это создает идеальные условия для победы Зеленского.
Этого кандидата люди воспринимают, как что-то новое, а значит – что-то лучшее. В итоге – рефлекторно переносят телевизионный образ актера в жизнь, идеализируют его и взваливают на "новоявленного героя" груз ожиданий, которые не смогла оправдать действующая власть.
Во-первых, поддержка этого кандидата основана на ситуативной симпатии и эмоциональном импульсе, но у него нет электорального ядра: то есть, устойчивой группы приверженцев.
В итоге Зеленский легко может попасть во второй тур, но затем степень гражданской ответственности в обществе возрастет, уровень протестности снизится, и электорат политика рассеется так же быстро, как и сформировался.
Во-вторых, значительная доля в нынешнем рейтинге Зеленского – это голоса молодежи, а активность данной группы на политической платформе весьма небольшая. Другими словами: сегодня эти избиратели заявляют о своем намерении поддержать Зеленского, но на избирательные участки многие из них просто не придут.
В итоге реальное количество голосов за Зеленского в первом туре может оказаться значительно ниже ожидаемого, а это запустит в обществе цепную реакцию. То есть ко второму туру этот кандидат может остаться ни с чем. Это еще раз подтверждает, что каждому политику важно найти свою нишу и сформировать активное электоральное ядро.
В то же время другие фавориты предвыборной гонки имеют четко выраженную электоральную базу, которая вряд ли сильно изменится в промежутке между первым и вторым туром. В этом состоит их главное преимущество.
К тому же, их электорат – это в основном люди старшего возраста, которые участвуют в выборах гораздо активнее.
Так, скажем, Юрия Бойко традиционно поддерживает Восток и люди, для которых вопросы восстановления мира и социальной защиты сейчас остаются наиболее важными.
У Юлии Тимошенко нет региональной привязки, но она пользуется поддержкой пенсионеров и людей, заинтересованных в снижении коммунальных тарифов.
При этом действующий президент Петр Порошенко находится в самом уязвимом положении. Сейчас он является объектом разочарования для многих участников Революции Достоинства и теряет их поддержку.
Благодаря созданию независимой украинской церкви ему удалось сохранить и даже нарастить свой электорат в западных регионах, для которых вопрос религии – важен. Но для победы этого, вряд ли, будет достаточно.
Спартак Суббота, специально для УП