"Чужие среди своих". Почему власть не доверяет переселенцам?
Украина вступает в длительную избирательную гонку. Уже в следующем году нам предстоит проголосовать за местную власть. В условиях децентрализации от результатов выборов-2020 жизнь простых украинцев зависит едва ли не больше, чем от выборов президента.
Смогут ли реализовать своё конституционное право полтора миллиона граждан, которых у нас называют внутренне перемещенными лицами (ВПЛ)?
Мне могут возразить: думать об этом рано. Увы. Уже совсем скоро может оказаться поздно.
Печально известный законопроект 6240 "пролежал" в комитетах Рады почти два года и только недавно передан "в зал". Однако шансов, что его примут до парламентских выборов, не так уж много.
О причинах можно долго спорить. Ясно одно: гипотетический страх перед "неправильным волеизъявлением" переселенцев не стоит тех реальных рисков, которые связаны с отказом ВПЛ в праве голоса.
Многие переселенцы пятый год живут в новых общинах. Участвуют в жизни города. Работают и платят налоги. Тогда почему они до сих пор не могут влиять на состав местной власти? По сути, этим людям государство снова и снова напоминает о том, что они здесь "чужие". Ну, или не совсем "свои".
Впервые за всю историю независимости Украина столкнулась с вызовом внутренней миграции такого масштаба. Казалось бы, руководство страны должно делать всё возможное, чтобы способствовать интеграции переселенцев.
В благополучной Швеции право голосовать на местных выборах имеют даже не граждане – достаточно, чтобы они проживали в местной общине не меньше трёх лет. У нас такой сценарий выглядит фантастическим.
Сегодня, накануне президентских выборов, можно услышать, что власть якобы будет использовать переселенцев для фальсификаций, поскольку именно ВПЛ, в силу своего "криминализированного менталитета", с лёгкостью согласятся поучаствовать в "схемах".
Людей, которые одним только переездом на подконтрольную правительству территорию показали, что они преданы своему государству, продолжают дискриминировать по факту прописки.
Пропагандисты с временно оккупированных территорий распространяют слухи о том, что президент Петр Порошенко не даст проголосовать переселенцам, чтобы они не смогли повлиять на будущее Украины.
Понятно, что в это верят не все. Некоторые привыкли доверять родственникам и друзьям с "большой земли".
Контакты между простыми людьми по обе стороны линии соприкосновения по-прежнему довольно активны. Что слышат люди "по ту сторону"? Что в Украине их фактически боятся. Что жители Донбасса – "другие". Что за пять лет вооруженного конфликта государство не разработало ни одной системной и по-настоящему эффективной программы реинтеграции…
Реинтеграция начинается с доверия. В советское время государство было "надсмотрщиком" и "контролёром". Сегодня для нас критически важно избавиться от инерции "совка". Простой пример – институт прописки. Да, у нас его называют "регистрацией", но по факту всё осталось, как раньше.
Что мешает (пускай постепенно!) ввести в Украине временную регистрацию путем сообщения, как в Германии или Канаде? Или подтверждать место проживания данными о коммунальных платежах или уплаченных налогах?
Такое решение помогло бы не только ВПЛ, но и многочисленным трудовым мигрантам, которые тоже ущемлены в своих правах. Кроме того, бюджеты крупных городов наконец можно было бы спланировать, исходя из фактического количества жителей. А это – новые детские сады, школы, больницы, транспорт…
Не нужно думать, что переселенцы имеют какие-то "очень специфические" проблемы. Помогая им, власть может сделать комфортней жизнь всех нас. И доказать на деле, что маргинализация отдельных групп абсолютно недопустима в европейской стране.
Оксана Чепижко, специально для УП