Конфликт сквозь призму гендера: приблизить мир под силу каждому
В течение четырех с половиной лет моего пребывания в должности Главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине было немало моментов и деталей в более чем 1 400 ежедневных отчетов СММ ОБСЕ, которые заставляли меня помедлить и предаться раздумьям: временами они были исполнены грусти, а порой — надежды.
На мой стол как главе СММ ОБСЕ нередко попадали отчеты, в которых говорилось о зыбкости жизни, часто жизни самых уязвимых слоев населения. К счастью, случаются и такие отчеты СММ ОБСЕ, которые дарят мне проблески надежды, пробивающиеся сквозь все это бесконечное насилие. В них говорится о женщинах и мужчинах, которым в чрезвычайно сложных обстоятельствах удается не просто выжить, но и сохранить свое лицо и собственное достоинство.
В частности, я вспоминаю двух учительниц по разные стороны линии столкновения, чья настойчивость, направленная на заботу об их учениках, привитие им любви и формирование у них гражданского сознания, тронула меня до глубины души.
Вокруг них повсюду таятся риски и опасность, усугубляющиеся невозможностью полностью прекратить огонь. Но, несмотря ни на что, эти две женщины, воплощая в себе реальность, которую СММ ОБСЕ видит не только вдоль линии столкновения, но и по всей Украине, отказываются поддаваться этому "зову сирен", приведшему к четырем годам страданий и потерь.
Наши наблюдатели сообщали, как, невзирая на все трудности, обе женщины не дали своим школам закрыться, как защищали они святилища знаний в то время, когда о нормальности едва ли можно было говорить.
Широкие полномочия Миссии, прописанные в ее мандате, распространяются с одной стороны на конфликт на востоке, а с другой они охватывают ряд других аспектов текущего кризиса.
Наш подход базируется на исключительно комплексном определении термина безопасности, поданном в Хельсинкском заключительном акте, в котором отдельная роль выделяется вопросу равенства граждан, требующему от нас найти комплексные способы предупреждения и разрешения конфликтов[1]. Для этого нам поручено способствовать налаживанию диалога.
Те учительницы, которые остаются на линии столкновения и сотрудничают друг с другом для того, чтобы найти конкретные решения конкретных проблем, — это лишь небольшая часть тех многих женщин, с которыми встречались наши наблюдатели, чьи истории совокупно изложены в последнем отчете о гендерных аспектах конфликта.
Именно благодаря им меня не покидает надежда на то, что путем переговоров ситуация будет урегулирована.
Наши наблюдатели умеют учитывать гендерную проблематику как при осуществлении мониторинга, так и во время подготовки отчетности, поэтому они знают о том, насколько по-разному конфликт влияет на женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Наши коллеги осознают, насколько незначительной огласке часто предается роль женщин в разрешении конфликтов и предотвращении эскалации.
Наблюдатели также понимают (ведь видят это воочию на востоке Украины) ту роль, которую играют женщины в налаживании и поддержании диалога и в поиске путей преодоления препятствий. Они по опыту знают, что равноправное участие и совместный вклад женщин и мужчин способствует более устойчивому и длительному миру.
Этот подход не нов; он исходит от инклюзивности, одновременно вечной и рациональной.
Я узнал об этом еще в детстве, которое провел в Измире. Моя бабушка была учительницей во времена большой неопределенности. Она поддерживала и прививала своим ученикам ощущение нормальной жизни, медленно покидавшее их. Она настаивала на уважении к другим и говорила открыто. Она была примером, агентом перемен и прогресса, протягивая руку в знак дружбы и поддерживая социальные отношения.
Как и они, женщины в школах и на других руководящих должностях внутри своих общин по всей Украине, чьи истории и примеры мы пытались отразить в нашем последнем тематическом отчете, являются центральными и важными действующими лицами не только непосредственно для истории конфликта и кризиса в Украине и вокруг нее, но и для его разрешения и возможного возвращения на путь мира и нормальной жизни.
Их вклад в мир и урегулирование ситуации сложно переоценить. Эти женщины возводили мосты между молодыми и не очень, терпеливо выслушивая всех, женщин и мужчин, и предоставляя аргументы в пользу решения, принятого путем переговоров, а не насилия. Когда одни стремились исключить других, многие женщины настояли на инклюзивности и уважении ко всем, ведь они знают, что так же, как насилие настроено против всех, так и мир можно построить только совместными усилиями.
На местах мы ежедневно видим побеги мира, высадкой и уходом за которыми занимается в основном "невидимая сила", приносящая и поддерживающая нормальное состояние дел в местных общинах по всей Украине. Особенно это касается сфер образования, медицины и управления, без которых уже давно исчезли бы сами основы нормального существования.
В Красногоровке, небольшом городке, расположенном непосредственно на линии столкновения, отмечаем, например, что только в одном медицинском учреждении из 55 врачей 50 ‑ это женщины, и все медсестры (121) — женщины. Порой им приходилось работать без электро- или водоснабжения; они были вынуждены врачевать при свете свечей.
В любом другом месте мы видим похожую ситуацию, где больше женщин, отчаянно пытающихся держать все вместе и поддерживать то, что остается нормальным и весомым, сохраняя нетронутым не только домашний уют, но и сам общественный строй.
Как в ежедневных отчетах Миссии, так и в нашем тематическом отчете по гендерным аспектам указывается в первую очередь то, что важно смотреть на конфликт сквозь призму гендера, без чего все сложности жизни и общества в условиях конфликта остаются незаметными, а потенциал всех остается непризнанным и до конца не использованным.
Драгоценные человеческие ресурсы, которые на местном уровне четко доказали свою действенность и конструктивную силу, не были полностью вовлечены в разрешение конфликта и прекращение насилия.
По опыту мы знаем, что, когда женщины работают плечом к плечу с мужчинами, когда на всех уровнях принятия решений существует гендерное равенство, в таком случае и мир будет более устойчивым.
Для того, чтобы мир был продолжительным, а общество процветало, необходимо, чтобы присутствовали как равенство, так и мир; безрадостной будет альтернатива, при которой не будет ни одного, ни другого.
Это выбор, который когда-то давно сделала моя бабушка, который сегодня сделало огромное количество женщин и мужчин в Украине, о которых я вспоминал, и который сделала ОБСЕ, когда в далеком 1975 году был подписан Хельсинкский заключительный акт. Я надеюсь, что такой же выбор — в пользу гендерного равенства и мира — сделаем все мы ради всех нас.
Посол Эртурул Апакан, для УП
[1] Хельсинкский заключительный акт — это соглашение, подписанное 35 государствами. Признавая неприкосновенность международных границ, акт обязал подписантов – государства-участники ОБСЕ, которые впоследствии были сформированы, – уважать права человека, на основе чего должны обеспечиваться стабильность и мир как внутри держав, так и за их пределами.